|
КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
Историко-каноническая справка
Памяти нового священномученика Евагрия
епископа Ингерманнландского посвящается
ОТ АВТОРА
“Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня
прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира,
то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но
Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир...
В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир”.
Ин. 15,18-19; 16,33.
До сего времени для многих алчущих и жаждущих правды церковной история Катакомбной или Истинно-Православной Церкви в границах бывшей Российской Империи, особенно в послевоенный период, представляла одну из самых неразгаданных тайн. Как правило, у большинства интересующихся всё знание о ней строилось на каких-то домыслах и предположениях, основанных на мало- или вовсе недостоверных источниках, и практически никто толком не мог понять и вразумительно объяснить, что же это такое – Катакомбная Церковь, где она находится, как живет и что исповедует?
Долгие десятилетия советского богоборного плена ИПЦ была вынуждена, подобно древним христианам, скрываться в глубоком подполье – той “пустыне” Апокалипсиса, в которую, согласно святому предречению, убежит Жена-Церковь от лица зверя-антихриста (Откр. 12, 14). С воцарением на земле Российской большевицкой власти, этой непосредственной предтечи “человека беззакония” и “сына погибели”, наступили поистине последние времена, времена генеральной репетиции последней решающей брани Христа с Велиаром, Церкви Христовой с антицерковью-блудницей. Вот почему исповеднический путь Катакомбной Церкви ИПХ, на который было дано благословение святых Новомучеников и Исповедников Российских, служит для нас истинным примером подвига веры и красоты духа. Подвиг сей с достоинством и честию пронесли в “катакомбах” наши блаженные Отцы, и теперь только благодаря их трудам мы, наконец, имеем возможность вкушать от прекрасных плодов Виноградника Христова.
Столь длительное как бы “безмолвие” Катакомбной Церкви породило, с одной стороны, всяческие кривотолки о ней, с другой – явилось той почвой, на которой враг человеческого спасения не замедлил посеять и свои плевелы самозванных лжекатакомб, представители которых дерзают ныне именовать себя “Истинно-Православной Церковью”. Предлагаемая книга представляет собою попытку систематизировать имеющиеся сведения о наиболее известных “катакомбных” течениях, представить историю их возникновения и служения в подполье, рассказать об их отношении к Московской Патриархии и между собою, т. е. дать, по возможности, исчерпывающий ответ: кто есть кто в Российских “катакомбах”.
Наименование Истинно-Православной Церкви в России “катакомбной” по своему значению восходит к римским подземельям, в которых для молитвы собирались первые христиане. “Что христианские катакомбы могли существовать в 1-й и 2-й век распространения христианской веры и служить местами Богослужения на гробах мучеников, об этом свидетельствует история. Климент Римский от лица Апостолов говорит христианам: “Идите, собирайтесь в катакомбы для слушания молитв и пения в честь мучеников”. О существовании христианских катакомб, как мест погребения усопших и Богослужения, утверждают римские законы, по которым в Риме в то время ничего так не уважали, как кладбища, находившиеся под покровительством их, и по которым признавалось священным всякое место, где кто бы то ни было погребен. Хотя Римское правительство при Нероне и Домициане и преследовало христиан, но в силу своих законов, дозволявших без различия всякой религии, свободно пользоваться своими кладбищами, как собственностью, оно не коснулось их гробниц. Такое отношение общественного мнения в Риме и Римских законов к кладбищам служило лучшею гарантией безопасности и неприкосновенности христианских гробниц. Поэтому христиане, наравне с другими культами, пользовались правом Римских законов и без опасения владели кладбищами... Получая наравне с другими религиями право на поверхность земли, христианское общество тем самым приобретало единственную гарантию неприкосновенности подземных гробниц”.1) Иными словами, такое право явилось единственным убежищем для христиан от религиозных преследований языческих властей. Именно древние христианские катакомбы и послужили прообразом тех условий, в которых оказалась Церковь в последние времена, они собственно символизировали феномен нелегального Православия в безбожном государстве СССР.
Впрочем, подобных аналогий история знает множество: это и времена господства арианства, и монофелитской ереси, и эпоха иконоборчества. Ближайшим же по времени примером могут служить гонения на русское старообрядчество, имевшие провиденциальное значения в скорбных судьбах Российской Катакомбной Церкви, о чем еще будет сказано в данной работе. И все же нелегко проводить прямые параллели с нашими последними временами тяжкими, когда “вси хотящии благочестно жити о Христе Исусе, гоними будут” (2 Тим. 3, 12). Поистине, никогда еще Церковь Христова не оказывалась в столь ужасных обстоятельствах, наступивших в XX веке, когда с такою ясностию мы увидели исполнение слов тайнозрителя: “Горе живущим на земли и мори, яко сниде диавол к вам, имея ярость великую, ведый, яко время мало имать” (Откр. 12, 12).
Когда же возникла в России Катакомбная Церковь? Время ее появления разными изследователями указывается по-разному. Некоторые из них сопоставляют ее возникновение с новой волной красного террора в 1922-23 гг. в связи с изъятием церковных ценностей и образованием т. н. “Живой Церкви”. Иные называют другую дату – 1927 год, ставший началом проведения кадровой политики советского правительства в отношении Российской Православной Церкви, вмешательство органов власти в ее внутренние дела, т.е. лишение ее свободы. Третьи указывают на формирование Катакомбной Церкви в 1930-х гг., вызванное опять-таки очередным усилением репрессий. Отчасти они каждый по-своему правы, но лишь в выявлении этапов ее становления. Более верным, однако, нам представляется мнение известного исповедника Катакомбной Церкви схимонаха Епифания (о. Антония Чернова), который писал так: “...Когда же она, эта Церковь Христова, гонимая и уничтожаемая, а отсюда – тайная, сокрытая – появилась на земле Российской? Она появилась с того момента, когда появилось гонение. А оно началось одновременно с захватом власти большевиками, когда христиане были вынуждены так или иначе таиться, прятать свою веру, прятаться и скрываться от врагов Христовых... Она появилась тогда, когда с храмов стали срывать кресты, кощунствовать над иконами, осквернять, закрывать, разрушать храмы... Когда лишенные храмов священники не знали, куда им деться... Когда первые епископы и священники были подвергнуты всяческим издевательствам и мукам, а затем казнены или расстреляны... Она появилась тогда, когда христиане стали давать тайное убежище всем гонимым, побуждаемые к этому словом Писания и своим христианским сознанием: “Спасай взятых на смерть, и неужели [ты] откажешься от обреченных на убиение” (Прит. 24, 11). Вот когда появилась Катакомбная Церковь! А совсем не тогда, как думают и пишут, относя это событие чуть ли не к тридцатым годам нашего века”.2)
Представляется очевидным тот факт, что формирование Катакомбной Церкви являлось процессом постепенным и не могло произойти одновременно и повсюду. Из сего еще нельзя сделать тот ошибочный вывод, недавно утвердившийся в исторической литературе3), что под термином “Истинно-Православная Церковь” необходимо подразумевать исключительно направление, старавшееся удержаться в рамках легальности, а под термином “Истинно-Православные Христиане” и “Катакомбная Церковь” – направление собственно нелегальное. На самом же деле ИПЦ, ИПХ и Катакомбная Церковь – суть разные наименования-синонимы одного и того же явления. Не следует забывать, что Отцы-Основатели всех течений Катакомбной Церкви, такие как архиеп. Андрей Уфимский, митр. Иосиф Петроградский, архиеп. Димитрий Гдовскй, еп. Виктор Вятский, архиеп. Феодор Волоколамский и другие, – все являлись архиереями легальными или, по крайней мере, открыто служившими. Тем не менее, они активно осуществляли хиротонии тайных епископов и священников, призывая к уходу в “катакомбы”. Последнее, однако, не было самоцелью для ИПЦ, но скорее вынужденной мерой. Истинно-православные пользовались предоставляемой властями возможностью легального служения по причине недопустимости добровольной передачи храмов Божиих и святынь, которыми они владели, в руки еретиков или безбожников, но дальше этого не шли. Когда же с насильственным изъятием церковных зданий таковая возможность исчезла, они переносили свою деятельность в подполье – кто-то раньше, кто-то позже – что практически завершилось только к концу 1930-х гг. В отличие от обновленцев и сергиан, все истинно-православные, несмотря на некоторые внутренние разногласия по вопросам, не имеющим принципиального значения, руководствовались одним и тем же объединяющим их началом: не допустить внутреннего порабощения Церкви большевиками и вообще какого бы то ни было контроля безбожных властей над ее пастырями и паствою, стесняющего их религиозную совесть. Таким образом, единство всех ветвей ИПЦ заключалось не столько в образе их служения (открытом или тайном) или даже принципах организации (централизованной или децентрализованной), сколько 1) в полном тождестве идеологии по всем ключевым позициям, и 2) в молитвенно-евхаристическом общении между собою, что нашло свое яркое отражение, например, в постановлении Тайного Усть-Кутского Собора 1937 г.: “Все ветви церковные, на стволе соборном находящиеся – ствол же есть Церковь наша дореволюционная – суть живые ветви Церкви Христовой. Благословляется молитвенное общение и сослужение Божественной Литургии всеми священнослужителями таковых ветвей. Освященный Собор запрещает в священнослужении всех, мнящих себя не ветвью, а самостоятельным древом церковным. Освященный Собор не находит необходимым административное единство ветвей Церкви, но единомыслие о Церкви вменяет в обязанность всем” (канон 5).
Также совершенно неверно с экклезиологической точки зрения мнение, что термины ИПХ (Истинно-Православные Христиане) и ИПЦ (Истинно-Православная Церковь) употребляются: первый по отношению к тем катакомбным общинам, которые не имеют священства, второй же – к тем, кои какое-либо иерархическое возглавление имеют.4) Если принять такое толкование, то можно подумать, что те ИПХ, которые временно утратили связь с законными истинно-православными пастырями, перестали быть членами Истинно-Православной Церкви. Но это – абсурд. Подобное мнение следует отвергнуть как несостоятельное, ибо никак нельзя согласиться с тем, что ИПХ, находящиеся на акефальном положении, не являются органической частью ИПЦ. Кстати, небезынтересно отметить, что термины “ИПЦ” и “ИПХ” впервые вошли в употребление у старообрядцев и встречаются в их литературе, а оттуда уже были заимствованы Отцами-Основателями Катакомбной Церкви.
Теперь перейдем непосредственно к теме нашего изследования. В 1992 г. в “Вестнике РХД” был опубликован очерк сергианского иеродиакона Ионы (Романа Яшунского) “Наши катакомбы”, ставший своего рода первой и единственной работой по вопросу современного состояния разных катакомбных течений в России.5) К сожалению, несмотря на все очевидные недостатки очерка, он остается таковым и по сей день. Практически все источники, которыми пользовался Р. Яшунский для написания своей статьи, автору нижеследущей работы известны. Они не настолько обширны, если учесть традиционную неприязнь катакомбников к разного рода “экспертам” из МП. Поэтому нельзя согласиться с редакционным предисловием “Вестника РХД”, утверждающим, что молодой автор (1966 г. рожд.) “имеет большой опыт общения с катакомбным духовенством разных направлений, существующих на территории России”. Прямое отношение Р. Яшунский имел только к одному такому направлению: в прошлом он сам являлся клириком т. н. “исаакианского” раскола “серафимо-геннадиевской” катакомбной ветви. Именно о “исаакианах” и “геннадиевцах” Р.Яшунский представляет наиболее подробный материал, не лишенный, однако, ошибок в фактах и датах. Рассматривая иные течения, он допускает их еще больше. Все наиболее важные такие ошибки будут указаны в примечаниях к предлагаемой книге. Тем не менее, автор последней посчитал возможным при ее написании использовать все наиболее интересные данные, которыми оперировал Р. Яшунский, по возможности проверив их достоверность. Несмотря на погрешности очерка Яшунского, все же приходится признать, что некоторые приведенные им сведения представляют определенную ценность и даже уникальность. Однако, никак нельзя согласиться с главным выводом. Р. Яшунского, что кроме неканоничной “серафимо-геннадиевской” ветви якобы ни одно течение в “катакомбах” в настоящее время “не связано непосредственно непрерывной цепочкой епископских хиротоний с Отцами-основателями Катакомбной Церкви, свв. новомучениками Иосифом Петроградским, Кириллом Казанским, Андреем Уфимским (кн. Ухтомским) и другими”. Утверждать так – значит признать, что дело свв.новомучеников погибло, было побеждено слугами антихриста и усилия исповедников остались тщетными перед Господом. Ведь именно сохранение канонического преемства в Катакомбной Церкви являлось одним из главнейших условий сохранения Истинного Православия в России. Еще древне-христианский апологет произнес мудрые слова, подтвержденные опытом истории: “Кровь мучеников – семя христианства” (Тертуллиан). Так неужели зря была пролита кровь новых мучеников Российских? Отнюдь нет, – Катакомбная Церковь существует, и, как мы убедимся из нижеследующего, сохраняет апостольское преемство хиротоний от своих Отцев.
Так или иначе, приходится признать, что на сегодняшний день не имеется более-менее объективного, систематического и документально обоснованного изследования о состоянии наиболее известных течений в Катакомбной Церкви, существующих на настоящий момент. Попытки, предпринимавшиеся в этой области ранее другими авторами6), не представляют интереса, т. к. большею частию основаны на данных атеистической пропаганды, или же на показаниях того же Р. Яшунского, далеко неполных и неточных. Кроме того, в силу идеологических пристрастий главной целью своих работ они поставили дискредитацию ИПЦ, попытку представить ее в самом что ни на есть неприглядном свете, выдать ее за какое-то сектантское сборище. Но больше всего удивляет полное молчание по означенному вопросу Русской Православной Церкви Заграницей, считающей себя частью Истинно-Православной Церкви в России или даже прямой ее наследницей. В архивах РПЦЗ ныне скоплено колоссальное количество документов и материалов о разных ветвях Катакомбной Церкви в СССР периода 1945-90-х гг. Но в силу эгоистических, партийных интересов РПЦЗ вынуждена замалчивать любые сведения о ИПЦ, т. к. это сильно повредило бы собственному самоутверждению “зарубежников” в России, где каноничными они считают только себя, поливая катакомбников всяческими помоями и дискредитируя их в глазах собственной паствы.7)
Автор данного труда сам является членом Катакомбной Церкви, что сразу исключает тенденциозную интерпретацию предлагаемой темы в духе МП или РПЦЗ. Источником для описания каждой катакомбной ветви послужили как документальные сведения, так и личные контакты с ее представителями (за исключением нескольких). То есть автор старался дать как можно более объективную информацию, предпочитая данные из “первых рук”. Но наиболее важным источником здесь являются архивы Катакомбной Церкви: 2-й Новоселовский Архив и 3-й Новоселовский Архив (“андреевский” фонд), документы коих частично уже опубликованы архиеп. Готфским Амвросием (графом А. Б. фон Сиверсом) в Вестнике И.П.Х. “Русское Православие”, а также многочисленные устные и письменные сообщения вл.Амвросия автору.
Т. н. Новоселовские Архивы следует описать особо. Названы они так по имени проф. М.А.Новоселова, широко известного в Катакомбной Церкви как тайный еп. Марк. В 1920-30-е гг. он являлся одним из самых активных деятелей и организаторов ИПЦ, имевшим непосредственные контакты практически со всеми ее духовными вождями. Именно под его руководством в 1928 г. состоялся т. н. “Кочующий” Собор ИПЦ, осудивший сергиан и принявший ряд других важнейших постановлений. К нему стекалась вся информация и документы о положении вещей в ИПЦ. Его личный архив был изъят чекистами при его аресте в мае 1929 г. “Вышеуказанный архив, – сообщает вл.Амвросий, – по принятой ныне классификации, называют 1-м Новоселовским (1 Н. А.), а предусмотрительно им спрятанные копии и другие документы – 2-м Новоселовским архивом (2 Н. А.). Однако, последний сложился из разных источников (объем его 19 папок). Например, целых 5 его папок составляют документы Св.Данилова монастыря. Еще один архив, так называемый 3-й Новоселовский (3 Н. А.), уже не имеет непосредственной связи с М. А. Новоселовым, и теперь непонятно, почему он так назван – основу его составляют т.н. “андреевские” фонды (архиеп.Андрея Уфимского и его последователей). Отметим, что во 2 Н. А. представлены документы “довоенного”, а в 3 Н. А. – больше “послевоенного” времени (их объем составляет 58 папок). Сохранность документов на сегодняшний день разная, – достаточно большое число их в плохом состоянии и практически нечитаемы”.8)
Все эти долгие годы данные архивы находились в Катакомбной Церкви, где они и хранятся теперь в нескольких местах. Основная их часть содержится в одном из тайных скитов в Сибири. В 1992-96 гг. архивы просматривал катакомбный еп. Евагрий (барон Дрентельн), мученически погибший в начале 1997 г. от рук наемников ельцинских спецслужб. Уже в 1993 г. он сделал первую опись всех материалов, содержащихся в папках архива, и передал ее вл. Амвросию, а позже сия опись была сделана еще более подробной. В 1995-96 гг. им были выписаны основные документы по всем тайным Соборам Катакомбной Церкви и вместе с некоторыми другими материалами также переданы еп. Амвросию, который позднее их опубликовал. Среди этих документов, в частности, содержались некоторые сведения о разных катакомбных течениях, относительно которых Соборы ИПЦ выносили те или иные решения, что автором также будет широко использоваться. И, наконец, на основании Новоселовских архивов и некоторых других источников здесь будет представлена краткая история Катакомбной Церкви ИПХ, а также сведения о возстановлении “андреевской” иерархии.
Всю книгу автор решил разделить на две части. В первую вошли материалы о канонических катакомбных ветвях, во вторую – о неканонических, причем, как о нелегальных, так и о легализовавших свою деятельность в последнее время группах, именующих себя “Истинно-Православной Церковью”.9)
Все неканонические ветви, помещенные в часть вторую, имеют разную степень экклезиологиеских и канонических отклонений. Однако группу еп. Гурия Казанского, “пафнутианский” и “евсевианский” расколы, а также “григориан” следует выделить особо как не имеющих преемства от Московской Патриархии и наиболее безупречных в экклезиологическом отношении. Всех же остальных от канонической Катакомбной Церкви ИПХ отличает, во-первых, отсутствие истинно-православной экклезиологии и, во-вторых, отсутствие апостольского преемства, т.е. их следует во всех отношениях назвать самозванными.
Кроме того, в конце книги в качестве приложения будет помещена таблица с краткими сведениями о катакомбных иерархах периода с 1945 по 1998 гг.
В какой-то мере предлагаемая работа является как бы ответом и одновременно продолжением статьи Р. Яшунского “Наши катакомбы”. Можно надеяться, что изследования в этом направлении будут и в дальнейшем продолжены, дополнены другими авторами и исправлены, если здесь найдутся какие-либо неточности.
Господи Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Ти Матере, святых новомучеников и исповедников российских, помилуй и благослови!
часть 1. КАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ
часть 2. НЕКАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ
наш адрес:
191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
e-mail:
Текстовое меню
Об издании/ Катакомбная
Церковь/ Экклезиология/ Документы/
Полемика/рецензии/
Апостасия/ Богословие/
Старостильники/
Богослужение/
Акты
Новомученников/
Новости/ История/
Ссылки/
Гостевая книга/ Персоналии/
|
|