КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
часть 1. КАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ
“Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне,
и Я в нем, тот приносит много плода”.
Ин. 15, 5
“Андреевцы”
Катакомбная Церковь Истинных Православных Христиан
Самое мощное и представительное объединение из всех канонических ветвей ИПЦ. Его духовным основателем и главой, по имени коего названо это катакомбное направление, являлся св. новосвященномученик Архиепископ Андрей Уфимский – личность незаурядная и весьма одаренная, можно сказать, центральная в судьбах Российской Церкви XX столетия. Вот его основные биографические данные.1)
Архиепископ Андрей Уфимский. В миру Александр Алексеевич князь Ухтомский, род. 26 декабря 1872 г. в имении Вослома Арефской волости Рыбинского уезда Ярославской губ. После пятого класса гимназии в 1887 г. поступил в Нижегородский им. графа Аракчеева кадетский корпус, который закончил в 1891 г. После встречи со св. прав. о. Иоанном Кронштадтским принял окончательное решение о служении Богу и поступил в МДА. 1895 г. – окончил МДА со степенью кандидата богословия (кандидатское сочинение на тему “О гневе Божием”). 9.11.1895 г. – назначен преподавателем русского языка Казанского дух. училища. 2.12.1895 г. – постриг в мантию с именем Андрей архим.Антонием (Храповицким). Духовный сын митр.Антония (Храповицкого) 6.12.1895 г. – рукоположен в иеромонаха. С 1897 г. – инспектор Александровской миссионерской семинарии в г. Ардоне (Осетия), активный просветитель осетин. С 1899 г. – наблюдатель Казанских миссионерских курсов в сане архимандрита. 4.10.1907 г. – хиротонисан в еп.Мамадышского, 3-го викария Казанской епархии в Казанском кафедральном Благовещенском соборе архиеп. Казанским Димитрием (Самбикиным), еп. Нижегородским Назарием (Кирилловым) и еп. Пензенским Митрофаном (Симашкевичем). С 25.07.1911 г. – еп.Сухумский, активный миссионер среди абазинов и сванов. С 22.12.1913 г. – еп.Уфимский и Мензелинский. С июля 1916 г. ввел в своей епархии “Правила для избрания настоятелей храмов Божиих Уфимской епархии”. С 14.04.1917 г. вошел в состав Святейшего Синода. “Временное Правительство” поминать за богослужениями отказался. Написал Ф. Керенскому несколько обличительных посланий. Член Предсоборного Совета. Участник Поместного Собора РПЦ 1917-18 гг., активно участвовал в совещаниях по возсоединению со старообрядцами. Позднее совершенно отрекся от этого Собора. Председатель Съезда единоверцев. С осени 1918 по 1919 гг. руководитель духовенства 3-й армии адмирала А. В. Колчака. В ноябре 1918 г. избран членом ВВЦУ на Сибирском церковном Совещании в г. Томске; входил в состав правительства Колчака. С января 1919 г. – еп. Саткинский единоверческий (с оставлением за собой прежней кафедры) и первоиерарх всех единоверцев. В феврале 1920 г. – арест в г. Новониколаевске. В заключении в тюрьме г. Томска, отпущен в ноябре того же года. 28.02.1921 г. – арест в Омске, с марта по октябрь – в Омской тюрьме. В конце 1921 г. указом Патр. Тихона переведен на Томскую кафедру с возведением в сан архиепископа, назначение принять отказался. 1.11.1921 г. отправлен этапом в Москву, с 5.11.1921 по 8.08.1922 – в заключении во внутренней тюрьме ГПУ, затем в Бутырской тюрьме. 14.11.1922 г. возвратился в Уфу. Активный борец против обновленчества. На основании распоряжения врем.Заместителя Патриарха митр.Агафангела (Преображенского) от 18.05.1922 г. объявляет Уфимскую епархию автономной. В нач. 1923 г. арест, 24.02.1923 г. приговорен к 3 годам ссылки, выслан в Ташкент. В июне 1923 г. арест в г. Ташкенте, выслан в Теджен. В ноябре 1923 г. арест в Теджене, с 5.11.1923 по 14.11.1924 содержался под арестом в Ташкенте. 17.11.1924 г. прибыл этапом в Москву, вновь выслан в Теджен, затем в Асхабад. В конце 1926 г. возвратился в Уфу, объявил епархию автокефальной. 13.06.1927 г. вызван в Москву, где арестован и 8.07.1927 г. приговорен к 3 годам ссылки, выслан в Кзыл-Орду. 17.10.1928 г. – арест в Кзыл-Орде, этапирован в Москву, где 18.01.1929 г. приговорен к 3 годам тюремного заключения. Срок отбывал в одиночной камере Ярославского политизолятора. 2.10.1931 г. освобожден, проживал в Москве. 14.04.1932 г. – арест по делу Московского “филиала” ИПЦ. 7.07.1932 г. приговорен к 3 годам ссылки, выслан в Алма-Ату. Весной 1934 г. арест в Алма-Ате, вывезен в Бутырскую тюрьму в Москву. 14.05.1934 г. приговорен к 3 годам заключения, отправлен в Ярославский политизолятор. 27.03.1937 г. вновь осужден на 3 года ИТЛ. 3.09.1937 г. приговорен тройкой УНКВД по Ярославской обл. к ВМН. 4.09.1937 г. (н. ст.) – расстрелян в Ярославской тюрьме.
Готовить Русскую Церковь к уходу в “катакомбы” Вл. Андрей начал еще задолго до грозных событий 1917 г. Уже после революции 1905 г. у него появилось глубокое предчувствие надвигающихся новых гонений на христиан, которые будут неминуемы, если богоненавистники воцарятся в России. Стало ясно, что тогда единственным путем сохранить веру и Церковь от уничтожения будет тайное служение по образу древних христиан. Управляя с 1911 г. Сухумской епархией, Вл. Андрей основал в глубоких ущельях и горах Кавказа несколько тайных скитов и монастырей, которые впоследствии сделались твердым оплотом Катакомбной Церкви. Так, в 1912 г. по благословению еп.Андрея был основан пещерный скит в честь Преображения Господня, который смог просуществовать до сего дня, и ныне является духовным центром катакомбных монашествующих и общин Кавказа.2)
Деятельность Архиеп. Андрея как катакомбного иерарха начинается с 1922 г., когда обновленцы при помощи большевиков стремились захватить высшую власть в Российской Церкви. После своего освобождения из-под ареста в августе 1922 г. еп. Андрей встретился в Москве с Патр. Тихоном и получил от него благословение избирать кандидатов в епископы и тайным образом устраивать их хиротонии, причем, если потребуется, – единолично.3)Как известно, и сам Патриарх незадолго до своей кончины согласился с тем, “что повидимому единственным выходом для Русской Православной Церкви сохранить свою верность Христу – будет в ближайшем будущем уход в катакомбы”.4)С сентября Вл. Андрей принимает участие в первых заседаниях т. н. “Параллельного Синода” в Св.-Даниловом монастыре в Москве, участники которого впервые стали рассматривать перспективы организации Катакомбной Церкви в России.
Вернувшись в ноябре 1922 г. в Уфу, Вл. Андрей тотчас предпринял ряд архиерейских хиротоний для собственной епархии в ее основных районах. Вместе с еп. Николаем (Ипатовым) им было рукоположено сразу несколько епископов, среди которых, как “катакомбных” архиереев, можно назвать: Марка (Боголюбова) еп. Стерлитамакского (†1935), Аввакума (Боровкова) еп. Староуфимского (†1937), Вениамина (Троицкого) еп. Байкинского (†1937). Подобные, в большинстве случаев тайные, хиротонии продолжились и в дальнейшем, в т. ч. во время пребывания еп. Андрея в ссылках. Среди поставленных при его непосредственном участии иерархов, которые активно проявили себя в “катакомбах”, хочется выделить: поставленных – в 1922 г. Амфилохия (Скворцова) еп. Мелекесского (†1937), и в 1923 г. – Вениамина (Фролова) еп. Аскинского. Весьма деятельными катакомбными иерархами также стали: Иов (Гречишкин) вик. Уфимский (†1936), рукоположенный в 1924 г.; Руфин (Брехов) еп. Саткинский (†1937), при участии коего было поставлено более 20 тайных архиереев; Климент (Логгинов) еп. Томский (†1938), от которого произошла многочисленная “климентовская” катакомбная иерархия; Петр (Ладыгин) схиархиеп. Нижнегородский – рукоположенные в 1925 г.; еп. Симон (Рахманов) (†1942), рукоположенный в 1926 г.; и еп. Белорецкий (позднее Уфимский) Владимир (барон фон Штромберг), тайно хиротонисанный вл. Андреем в 1927 г., а после войны возглавивший Катакомбную Церковь в качестве правящаго архиерея. Всего же при участии архиеп. Андрея в период с 1922 по 1933 гг. было рукоположено ок. 40 архиереев, большинство из которых приняли самое непосредственное участие в организации Катакомбной Церкви. Почти все они известны по именам и датам хиротонии.5)Еще более 30 тайных епископов до конца 1930-х гг. было рукоположено его ставленниками.6)Очевидно, в замысел вл. Андрея входило поставить как можно большее число катакомбных иерархов как в своей епархии, так и в иных пределах. В качестве примера, его последователи, которых в Уфимской епархии именовали “тайноцерковниками”, приводили древнюю Карфагенскую Церковь, равную по территории примерно 7 российским губерниям, но в которой в V веке действовали 454 епископа. Исходя из такой практики архиеп. Андрей и старался рукоположить епископов не только во все областные города Уфимской епархии, но даже по малонаселенным пунктам. Таковыми мудрыми действиями святителя во многом и было обезпечено сохранение канонической иерархии в условиях репрессий до наших дней.
Свою церковную политику Архиеп. Андрей старался проводить только в согласии с правдой Христовой. Он никогда не мирился с любым беззаконием, от кого бы оно ни исходило, пусть даже от высшей церковной власти. Так, в 1923-24 гг. он вступил в конфликт с Патр. Тихоном из-за неоправданных уступок того перед обновленцами и большевиками, вызывавших сильный соблазн в церковном народе и в среде иерархии. В частности, Вл. Андрей написал Патриарху несколько обличительных посланий. В этом он оказался полностью единомыслен с “даниловцами” и их духовным вождем Архиеп. Феодором, который также подверг Патриарха серьезной критике. Вместе с частью “даниловцев” Вл. Андреем не был признан Местоблюстителем митр. Петр Крутицкий, которого он считал ставленником Тучкова, добившимся власти Первоиерарха путем нечестных интриг. Также Архиеп. Андрей указывал на незаконность полномочий митр. Петра в контексте 23 правила Антиохийского Собора, запрещающего наследовать высшую в Церкви власть путем единоличных завещаний предшественника.7)Вскоре недоверие Вл. Андрея и других архиереев к митр. Петру полностью оправдалось, когда последний стал покровительствовать своему заместителю митр. Сергию (Страгородскому) после издания им известной Декларации 1927 г. о союзе церковной иерархии с безбожным государством. Несмотря на то, что сам митр. Петр критически относился к Декларации и узурпаторским действиям митр. Сергия, восхитившего его власть, он все же не желал осуждать его и лишать прав заместителя 8), с чем, конечно, не могла согласиться Катакомбная Церковь. Естественно, что не признав власти митр. Петра, Вл. Андрей по тем же причинам уже с 1926 г. не признал и власти митр. Сергия, руководствуясь в управлении своей епархией принципами автокефалии до созыва законного Поместного Собора.
Издание в 1927 г. митр. Сергием упомянутой Декларации явилось новым испытанием для Русской Церкви и, можно сказать, поворотным этапом в оформлении и организации Церкви Катакомбной. Теперь под ее знамя встали не только уже хорошо сплоченные идеологически “андреевцы” и “даниловцы”, но и многие другие иерархи, совесть которых не позволяла примириться с новым церковным предательством. Общими усилиями все антисергианские архиереи начали готовиться к созыву тайного Собора, необходимого для церковной оценки беззаконных деяний митр. Сергия, которая была бы авторитетна для всех. Уже с осени 1927 г. в разных уголках страны стихийно стали открываться Предсоборы, как то имело место в Уфе, Киеве, Москве, Ленинграде, Вятке, Серпухове и, в самом начале 1928 г., в Ярославле. Предсобор в Уфе, в виде Съезда клира и мирян Уфимской епархии, состоялся 3-6 октября с участием епископов Климента (Логгинова), Аввакума (Боровкова), Руфина (Брехова) и др. “андреевцев”. Именно на нем впервые были выработаны определения против митр. Сергия, которые впоследствии легли в основу первых шести канонов Всероссийского тайного Собора. Представитель “андреевцев” еп. Антоний (Миловидов) Устъ-Катавский (†1937) 12 ноября встретился в Москве с будущим председателем Собора еп. Марком (Новоселовым) и передал ему все документы Уфимского Съезда.
К весне 1928 г. все было готово для проведения нелегального Поместного Собора, который сумел привлечь к работе всего (судя по имеющимся документам) 87 оппозиционных митр. Сергию архиереев. Уже в марте состоялись первые заседания Собора, названного “Кочующим” по причине его перемещений с места на место из-за постоянной угрозы быть замеченным властями.9)Путем опроса большинства “непоминающих” была избрана т. н. “рабочая группа” (секретариат), в которую каждое местное антисергианское движение делегировало своего представителя. Лично Архиеп. Андрея Уфимского и всех “андреевцев” представлял еп. Иов (Гречишкин). “Андреевская” иерархия весьма активно подключилась к участию в соборных деяниях. 25 епископов из числа рукоположенных Архиеп. Андреем Уфимским (включая его самого) и их ставленников поставили свою подпись под итоговыми решениями “Кочующего” Собора.
Основополагающими определениями “Кочующего” Собора явились первые 6 канонов, которые сразу же стали тем незыблемым каноническим фундаментом, на котором утвердилась Катакомбная Церковь и который в дальнейшем отчетливо выявлял все отклонения от истинного исповедания у несогласных с ним. Текст этих канонов гласил:
“1. Сергиевцы – еретики, и равны по нечестию обновленцам, но превосходят последних лютым зверонравием.
2. Благодати у сергиевцев нет, таинства не совершаются, а вместо священнодействий – сквернодействия.
3. Прекратить принимать обновленцев и сергиевцев посредством покаяния, отныне народ и клир принимаются через Мvропомазание (если крещены не погружением, а обливанием или кроплением, то крестить).
4. Обновленческого и Сергиевского поставления клир является простыми мужиками, но не священнослужителями.
5. Подтверждение анафемы 6 декабря 1922 года, наложенной патр.Тихоном на обновленцев: они суть еретики, извратившие все церковное учение, разрушившие церковный строй и первые установившие почитание безбожной власти.
6. Сергиевцы, со своим учителем Сергием Страгородским учащие, что богохульная безбожная и беззаконная “власть” есть власть, от Бога данная, по слову Апостола, и этим нечестивым учением раздирающие Тело Христово: Анафема.”
Кроме сего, Отцы Собора подтвердили анафему на советскую власть, наложенную в 1918 г. Патр. Тихоном и Поместным Собором (канон 7), а также – “благословение патр.Тихона архиепископу Андрею Уфимскому творить рукоположения во епископа одному тайно” (канон 18); постановили впредь, если это невозможно будет сделать открыто, собирать Соборы тайно (канон 17) и утвердили принцип децентрализации церковной власти во время гонений до созыва Поместного Собора (канон 20), оговорив, что несколько епископов одной области, находящиеся во взаимном общении, могут поставлять “первенствующего над собой” (канон 17). Всего 72 епископа от разных течений ИПЦ (48 – через своих представителей) подписали решения “Кочующего” Собора.
С 1927 г. Вл. Андрей все чаще и настойчивее призывает Уфимскую епархию к созданию нелегальных приходов и монастырей. Не только он сам, но и рукоположенные им епископы, продолжают совершать тайные хиротонии для ИПЦ. Активизируются также “иосифляне”, поставившие с 1928 г. более 30 катакомбных архиереев, и “даниловцы”, совершившие, в общей сложности, ок. 25 подобных хиротоний. При этом взаимообщение всех ветвей Катакомбной Церкви не только нерушимо сохранялось, но и были очевидны интеграционные процессы между ними. Так, интересы Архиеп. Андрея у “даниловцев” традиционно представлял еп.Иоасаф (Удалов) Чистопольский (†1937), а в составе “иосифлян” активно действовали такие “андреевцы”, как – еп. Иерофей (Афонин)10), еп. Алексий (Буй)11), еп. Стефан (Расторгуев)12), еп. Вениамин (Троицкий).
Антисергиевские настроения в Вятской епархии, возглавляемой еп. Виктором (Островидовым) Вятским (†1934), в значительной степени были инициированы широко распространившимся в Поволжье “Окружным Посланием” Архиеп.Андрея от 8 ноября 1927 г. против митр. Сергия. Что же касается формирования Ярославской оппозиции, то и здесь не обошлось без прямого участия “андреевцев”, ибо еще в нач. 1927 г. к митр. Агафангелу в Ярославль на переговоры от Вл. Андрея ездил еп. Питирим (Ладыгин), в продолжительной беседе изложивший ему церковную позицию Уфимской епархии и получивший от Митрополита одобрение деятельности Архиеп. Андрея.13)
Важной стороной этой деятельности явились отношения Вл. Андрея Уфимского со старообрядцами. Еще до революции, под руководством своего духовного отца митр. Антония (Храповицкого), он активно занимался в области единоверия. Постепенно он пришел к выводу, что старообрядцы в экклезиологическом понимании раскольниками не были (за исключением, конечно, откровенных сект), но являлись правоверными христианами, хранившими от обновленческого повреждения древлеправославные обряды и благочестие, которые изначально были приняты на Руси из Византии. Старообрядцы были беззаконно отторгнуты от общения теми, кому был выгоден раскол в Российской Церкви, посему древлеправославные христиане вынуждены были вести самостоятельную церковную жизнь и управляться собственной иерархией.
Как и многие другие иерархи того времени, Вл. Андрей не признавал справедливыми проклятия, ошибочно наложенные на старообрядцев Великим Московским Собором 1666-67 гг. Правота такого взгляда подтвердилась позднее, когда сии анафемы были аннулированы особым решением “Кочующего” Собора ИПЦ 1928 г. (канон 12), причем, “андреевцы” явились главными его инициаторами.14)
При организации Катакомбной Церкви старообрядцы привлекли особое внимание святителя. Именно в них он увидел залог той несокрушимой духовной силы, привитие которой было бы способно подготовить Российскую Церковь к предстоящему скорбному пути и помочь ей победно выйти из горнила новых испытаний. И действительно, старообрядчество с его трехвековым опытом гонений и пустынного жития, коих не знала Церковь синодальная, стало главной опорой Катакомбной Церкви в течение всего времени ее подвига, который она с достоинством пронесла в “катакомбах” до наших дней.
Будучи сам единоверческим епископом, Вл. Андрей неутомимо трудился над проблемой возсоединения с различными, к сожалению разрозненными, старообрядческими согласиями. Многих он присоединял на условиях единоверия, а в 1925 г. предпринял попытку объединиться с частью “беглопоповцев”. Неожиданным последствием сего Богоугодного дела явилась клевета в адрес Архиепископа, распространяемая его недоброжелателями, будто он перешел в старообрядческий раскол и не состоит более епископом Российской Православной Церкви. На основании подобных сплетен Архиеп. Андрей в 1926 г. был запрещен в священнослужении митр. Петром Крутицким и его заместителем митр. Сергием (Страгородским). Но это запрещение не было признано не только Архиеп.Андреем, который разъяснил своей пастве, что никуда он не “уходил” и не “переходил”, по-прежнему оставаясь правящим архиереем Уфимской епархии, но и прочими иерархами ИПЦ, которые продолжали иметь с ним общение. По сему поводу свое авторитетное мнение высказал Ярославский митр. Агафангел, который в 1927 г. (через еп. Питирима) передал Архиеп. Андрею, что его “церковное поведение безупречно”.15)
В 1932 г., находясь в ссылке в Алма-Ате, Архиеп. Андрей вошел в безусловное молитвенное общение с Архиеп. Московским и всех древлеправославных христиан Мелетием (Картушиным), главой старообрядческой “Белокриницкой” иерархии, апостольское преемство коей было признано еще Поместным Собором 1917-18 гг.16)Это событие крупной общецерковной важности Вл. Андрей считал, по крайней мере, идейным концом раскола. Святитель предвидел, что уже в самое ближайшее время оно проявит себя всесторонне и чрезвычайно благотворно. Но и в этом случае Вл. Андрей продолжал считать себя Архиепископом Уфимским, каковым был до сих пор, написав Архиеп. Мелетию, что какую бы то ни было церковно-иерархическую власть над собой он признбет только по решению законного Собора, а пока “должен сохранить никем не заподазриваемую полную свободу церковного делания везде, где это возможно”.17)
С началом новой волны массовых репрессий в 1930-х гг. против ИПЦ произошел окончательный переход общин на условия катакомбного существования. Под давлением властей стали закрываться последние легально действующие храмы ИПЦ. Важным событием на данном этапе организации Катакомбной Церкви явилась встреча Архиеп. Андрея Уфимского с Митр. Иосифом Петроградским, состоявшаяся в Алма-Ате в 1932 г., в ходе которой решались принципиальные вопросы епархиального управления “андреевскими” и “иосифлянскими” общинами, существовавшими зачастую в одних и тех же областях страны. В знак достигнутого соглашения и взаимного общения сих двух ветвей ИПЦ Владыками Андреем и Иосифом тогда же был рукоположен тайный еп. Никита (†1960).
С арестами и расстрелами основной массы истинно-православных архиереев в 1937-38 гг. “андреевская” иерархия постепенно стала приобретать доминирующее значение в Катакомбной Церкви, ибо имела значительное численное превосходство в сравнении с епископатом иных ее течений. Хорошо подготовившись к тотальным гонениям в Поволжье и распространив сферу деятельности на Урал и Сибирь, “андреевцы” на каждую ликвидацию своего архиерея старались отвечать несколькими новыми хиротониями (нередко совершаемыми единолично), что продолжалось вплоть до начала войны. Уже тогда действовало и заново основывалось в горах и глухих лесах большое количество тайных скитов, служивших не только надежным убежищем от преследований, но и сразу приобретших значение своеобразных точек, откуда осуществлялось управление Катакомбной Церковью, где совершались новые поставления и т. д. И хотя многие такие скиты обнаруживались с воздуха и расстреливались18), страдали от лесных пожаров и доносов местного советского населения, охотников и даже альпинистов, все же немалое число скитов смогло устоять довольно долгое время, а некоторым довелось просуществовать до наших дней.
В 1943-46 гг. советской власти удалось провести в катакомбах небывалый разгром. Множество тайных общин было выявлено и уничтожено или репрессировано на бывших оккупированных немцами территориях европейской части СССР сразу после вторжения красных частей и карательных отрядов НКВД. Именно с этого времени многие ИПХ, которых зачастую целыми поселениями депортировали в суровые края 19), утратили всякие связи с канонической иерархией Катакомбной Церкви, и только в 1980-90-е гг. кое-кто смог эти связи возстановить. Означенные репрессии коснулись и “андреевцев”, но благодаря их традиционному местопребыванию и строгой конспирации – в гораздо меньшей степени. Некоторым из “андреевских” архиереев даже удалось съехаться в 1945 и 1946 гг. в Башкирии и Сибири.
Период с 1948 по 1984 гг. По окончании войны, несмотря на то, что Катакомбная Церковь понесла в результате гонений значительные потери, в разных местах еще оставалось достаточное количество епископов канонических ветвей, причем, “андреевцы” оказались среди них в подавляющем большинстве. Именно “андреевцы” и взяли на себя инициативу созыва нового Собора ИПЦ, необходимого не столько для определения ее идеологических позиций, сколько для решения ряда насущных организационных вопросов. Собор готовился довольно продолжительно и тщательно, в условиях еще более жесткой конспирации. В ноябре 1948 г. участникам удалось съехаться в г.Чирчик под Ташкентом.20)По разным причинам связь удалось установить не со всеми здравствовавшими в то время архиереями ИПЦ: кто-то отбывал заключение в лагерях, кто-то просто оставался вне досягаемости. Всего же в Соборе смогли принять участие 13 катакомбных епископов. Из них 8 прибыли лично, а остальные 5 прислали своих представителей. Из “андреевцев” то были: схиеп. Петр (Ладыгин), еп. Доментиан (Локотков?), еп. Владимир (Штромберг), еп. Никита, еп. Томский Амфилохий (Шибанов), еп. Саткинский Меркурий (Котлов), еп. Варсонофий и еп. Вениамин (Фролов) (последние двое – через представителей); из “иосифлян”: еп. Роман (Руперт) Ингерманнландский и еп. Модест (Васильков) Вытегорский; из “даниловцев”: еп. Иоанн Зарайский и еп. Герман (кн. Тенешев) Мамадышский. Также участвовал неизвестный еп. Иона (последние трое – через представителей).
Собор подтвердил анафематствование еретиков сергиан (канон 1) и предал проклятию лично новоизбранного “Патриарха” Алексия (Симанского) (канон 2), а также осудил т. н. “Совещание глав и представителей Автокефальных Православных Церквей”, состоявшееся по инициативе Сталина в Москве в том же 1948 г. (канон 3). Другим важным решением Собора стало запрещение принимать в общение бывших сергианских “священников”, поскольку те обычно оказывались или предателями, или провокаторами (канон 9). После сего участники Собора занялись распределением иерархических полномочий. Хотя было принято решение считать главой ИПЦ Первоиерарха Зарубежной Русской Церкви митр. Анастасия (канон 6), но в то же время Собор посчитал необходимым избрать для Катакомбной Церкви собственного правящаго архиерея, каковым стал еп. Владимир. Вот его биографические данные.21)
Еп.Владимир Уфимский. В миру Сергей Иванович(?) барон фон Штромберг, род. в 1896 г. в Италии(?). Родственник известного кадетского деятеля А. А. Штромберга, откуда знакомство с Вл. Андреем Уфимским. С 1916 г. – прапорщик. В 1920 г. ушел в Макарьевскую Воскресенскую пустынь, где в 1923 г. принял постриг с именем Владимир от еп. Кирила (Васильева). В конце 1923 г. переехал в Уфимскую губ., проживал близ келлии еп. Питирима (Ладыгина). В 1924 г. рукоположен в Ср. Азии в иеромонаха еп. Андреем (Ухтомским), в мае 1927 г. возведен в сан архимандрита. 1(14).09.1927 г. тайно хиротонисан в еп. Белорецкого Архиеп. Андреем, еп. Иовом (Гречишкиным) и еп. Симоном (Рахмановым) в Кзыл-Орде. Соблюдая полную конспирацию, служил всегда тайно, паспорта никогда не имел. Некоторое время в 1930-1940-х гг. работал в глухой деревне учителем химии. С 1948 г. – еп. Уфимский. Его власть, как правящаго архиерея, признавали десятки катакомбных епископов. До войны при его непосредственном участии было поставлено ок. 13 катакомбных епископов, после войны – ок. 10. Председательствовал на тайном Никольском Соборе 1961 г., а также на Собориках 1971, 74, 76, 78 и 81 гг. Скончался 23 октября 1981 г. в Башкирии.
Чирчикский Собор 1948 г. открыл новую эпоху в жизни Российской Катакомбной Церкви, заложив прочный духовный фундамент на грядущие десятилетия безбожного ига. Он сумел завершить процесс объединения всех ветвей ИПЦ, которые с тех пор стали существовать как единое целое не только в идеологическом, но и в каноническом отношении. Но главное – сие событие еще раз показало, что никакие гонения не способны уничтожить Церковь Христову, наоборот – они лишь очищают и укрепляют ее.
Масштабные репрессии против ИПХ, однако, не прекращались до середины 1980-х гг., то утихая на время, то опять возобновляясь. После некоторой передышки в первые годы послевоенной разрухи гонения возобновились с новой силой. Сталину лично стало известно о состоявшемся в 1948 г. катакомбном Соборе, с чем, видимо, было связано усиление борьбы против ИПЦ в 1950-53 гг. Со смертью Сталина репрессии постепенно стали ослабевать, но вновь вспыхнули с невероятной жестокостью уже при Хрущеве в 1958-63 гг., затем возобновлялись в начале 1970-х гг., а также в период с 1980 по 1984 гг. Но ожидаемых результатов они уже властям принести не могли, благодаря существованию Катакомбной Церкви в глубоком подполье.
В 1950-60-х гг. процесс возстановления внутренних связей в ИПЦ продолжился. Удалось установить контакты со многими, ранее не обнаруженными тайными архиереями и общинами, так что к концу 1950-х гг. во взаимном общении уже находилось более 20-ти катакомбных иерархов.
В 1961 г. удалось созвать еще один крупный нелегальный Собор ИПЦ.22)Подготовка к нему при активном участии “андреевцев” шла в течение 3-х лет, но по причине новой волны “хрущевских” гонений его проведение долго откладывалось. Наконец, в июле 1961 г. все участники съехались в Свято-Никольский скит, расположенный в глухих болотистых лесах Башкирии. 12 катакомбных епископов лично приехали на Собор, 6 прислали своих представителей. “Андреевцев” представляли: еп. Владимир (Штромберг), еп. Меркурий (Котлов), еп. Леонтий (Керженцов) Кяхтинский, еп. Доментиан (Локотков?), схиеп. Феодосий (Санин) Абаканский, еп. Амфилохий (Шибанов), еп. Афанасий (Вырыпаев) Бугурусланский, еп. Сысой (Макаров) Приамурский и еп. Варсонофий (через своего представителя); от “иосифлян” участвовали: еп. Роман (Руперт), еп. Модест (Васильков) и еп. Гавриил Чимкентский; от “даниловцев” участвовали: еп. Иоанн Зарайский и еп. Михаил (Ершов?) Чистопольский (оба – через представителей). Своих представителей также прислали неизвестные епископы Иона, Маркелл и Онисим (или Онисифор); еще присутствовал некий еп. Илья.
Кроме традиционных анафематствований безбожников (канон 1), сергиан (канон 2) и лично советского “Патриарха” Алексия (канон 3), Никольский Собор утвердил целый ряд правил дисциплинарного характера (каноны 11-14 о падших). По отношению к бывш. сергианским “священникам” на этот раз было решено принимать их после долгого испытания в общение, но достойных из них поставлять в клир не выше степени диакона (каноны 18, 19). Также Собор разсматривал возможность принятия в общение еще 9 катакомбных архиереев, до того находившихся вне прямой юрисдикции канонической ИПЦ. Только трое из них не получили отказа. Сразу по окончании Собора состоялись новые архиерейские хиротонии.
Деятельность Катакомбной Церкви вновь активизировалась уже в 1970-е гг., о чем свидетельствуют факты периодически созывавшихся в то время малых Соборов (или Собориков) с участием в среднем 4-5 епископов.23)
Соборик 1971 г.24)проходил в июне месяце – предположительно, в Зап. Сибири с участием 4 архиереев: еп. Владимира (Штромберга), схиеп. Феодосия Абаканского, еп. Гавриила Чимкентского и еп. Иоанна Зарайского, приславшего своего представителя. Соборик 1974 г.25) состоялся в конце октября, – предположительно, в Башкирии с участием 8 архиереев: еп. Владимира, схиеп. Феодосия, еп. Серафима, еп. Афанасия (Вырыпаева), еп. Сысоя (Макарова), присутствовавших лично, а также – еп. Михаила (Ершова?), еп. Доментиана (?) и “иосифлянского” еп. Авдия, приславших своих представителей. Соборик 1976 г.26)состоялся в неизвестном месте с участием еп.Владимира и др.архиереев. Соборик 1978 г.27)проходил в начале октября в неизвестном месте с участием 5 архиереев: еп. Владимира, еп. Меркурия (Котлова), присутствовавших лично, а также – схиеп. Феодосия, еп. Прохора и еп. Иосии, приславших своих представителей. И, наконец, Соборик 1981 г.28)состоялся весной в Башкирии с участием 5 архиереев: еп. Владимира, еп. Меркурия, схиеп. Феодосия, еп. Амфилохия и еп. Сысоя, присутствовавших лично. На этих Собориках, помимо анафематствования сергиан, безбожников и лично советского “Патриарха” Пимена, были приняты решения против ересей экуменизма (в 1976 г.) и софианства (в 1981 г.), “евлогианского” раскола и раскола “Американской Митрополии”(в 1974 г.), предан анафеме весь Собор МП 1971 г (в 1971 г.). Также были утверждены постановления против самозванных лжекатакомбных групп, а в отношении РПЦЗ, доверие к которой у многих катакомбников уже в то время было утрачено, в 1974 г. определено: ее Первоиерарха митр. Филарета, как первенствующего над ИПЦ, не поминать. Важной функцией сих Собориков было поставление новых епископов.
После кончины в 1981 г. еп.Владимира (Штромберга) правящим епископом ИПЦ был избран еп. Меркурий (Котлов).29)Приведем его биографические данные30):
Еп. Меркурий Саткинский. В миру Мартемьян Нилыч Котлов, род. 5 сентября 1897 г. в Уфимской губ. в единоверческой семье. В 1909 г. ушел в Никольский единоверческий скит. В 1921 г. в Белорецке пострижен в мантию с именем Меркурий еп. Уфимским Симоном (Шлеевым). В иеродиакона и иеромонаха рукоположен в мае 1925 г. еп. Руфином (Бреховым). В 1930 г. в Сатке тайно хиротонисан в еп. Белебеевского единоверческого еп. Владимиром (Штромбергом), еп. Руфином и еп. Иовом (Гречишкиным). В 1938 г. во время облав в таежных скитах арестован, но пока содержался в амбаре, успел сделать вручную подкоп под бревенчатой стеной и бежал под обстрелом охранников. С 1939 г. – еп. Саткинский, титул подтвержден тайным Собором 1948 г. С 1948 г. окормлял единоверческие общины ИПХ по всему СССР, часто разъезжал для их окормления, не взирая на опасность. Обладал даром прозорливости, исцелял наложением рук, вел суровый подвижнический образ жизни. Советских документов не имел, являлся строгим ревнителем древлеправославного благочестия. С 1981 г. окормлял также новообрядческие общины ИПХ. Внезапно скончался 14 ноября 1984 г. в Свято-Никольском скиту в Башкирии из-за загноения горла, в коем застряла острая рыбная кость.
После пика активности, имевшего место в 1970-х гг., в Катакомбной Церкви неожиданно наступил период упадка. Сие было связано с болезненным процессом смены поколений в ИПЦ. Даже предпринятые в 1970-х гг. новые архиерейские хиротонии были неспособны исправить положения, так как кандидаты в епископы избирались опять-таки из старых кадров. Поэтому, уже начиная с конца 1970-х гг. катакомбная иерархия стала катастрофически оскудевать. Последний из известных нам “иосифлянский” архиерей еп. Авдий умер в 1978 г., а епископы “даниловского” поставления скончались, видимо, еще ранее. Неуклонно сокращалась и общая численность паствы ИПЦ, связи между общинами и архиереями стали ослабевать. Летом 1984 г. пропал без вести и почитался умершим “андреевский” еп. Амфилохий (Шибанов). 19 августа 1984 г. умер еще один “андреевец” – схиеп. Феодосий (Санин) Абаканский. И, наконец, осенью 1984 г. скончался еп. Меркурий. Таким образом, “андреевские” общины в подавляющем большинстве оказались на акефальном положении.
Период с 1985 по 1998 гг. Очевидно, что с оскудением активной “андреевской” иерархии утратилось и важнейшее организационное начало в жизни ИПЦ, так что у многих создалось впечатление, что в России к 1990-м гг. не осталось ни одного канонического катакомбного архиерея. Тогда оставшиеся представители “андреевцев” стали вести переговоры с иными юрисдикциями, пытаясь через них восстановить свою иерархию. Однако, утраты оказались не невосполнимыми. По прошествии 9 лет выяснилось, что еще жив “андреевский” еп. Амфилохий. Его стали почитать последним Отцом Российских “катакомб”. И хотя позднее была установлена связь с другими законными епископами ИПЦ, – именно через еп.Амфилохия, наконец, возстановилась историческая иерархия Катакомбной Церкви. Приведем его биографические данные31):
Еп. Амфилохий Томский. В миру Анфим Филаретович Шибанов, род. 20 декабря 1897 г. в Тобольской губ. в “беглопоповской” семье, в 1905 г. возсоединившейся с господствующей Церковью на условиях единоверия. 15-ти лет отроду ушел из дому и до 1917 г. жительствовал и нес послушания в таежных единоверческих скитах в Зап. Сибири и на Урале. В 1919 г. – пострижение в чтеца, в 1920 г. – хиротесия в иподиакона – совершены в Омске еп. Андреем (Ухтомским). В 1921 г. – постриг в мантию с именем Амфилохий епископом Симоном (Шлеевым) в единоверческом мон-ре г. Сатка. В 1922 г. рукоположен в иеродиакона еп.Аввакумом (Боровковым), в нач. 1923 г. – в иеромонаха еп. Андреем (Ухтомским) в Уфе. В 1924-28 гг. служил в лесном единоверческом скиту в Тюменской обл. В 1928 г. ездил с депутацией от Тобольской епархии в Ярославль к митр. Агафангелу. В конце 1928 г. тайно хиротонисан в деревне под Уфой в еп. Тюменского единоверческого еп. Аввакумом (Боровковым), еп. Руфином (Бреховым) и еп. Иовом (Гречишкиным). После массовых арестов в 1930-32 гг. в Тюменской обл. переместился в Томскую обл., в устроенный его иноками Свято-Ильинский скит. С 1932 г. – настоятель скита и еп. Томский. В 1933 г. этот титул был подтвержден Архиеп. Андреем (Ухтомским), о чем имелась грамата. Участник тайных Соборов 1948 и 1961 гг., а также Соборика 1981 г. С 1946 г. признал над собою архиепархиальную власть еп. Владимира (Штромберга), а после смерти последнего в 1981 г. – власть еп. Меркурия (Котлова). Летом 1984 г. Свято-Ильинский скит сгорел от лесного пожара, а проживавший там еп. Амфилохий считался погибшим: Еп. Меркурий поминал его, как умершего. Однако, позднее выяснилось, что во время пожара еп. Амфилохия полностью парализовало и в таком состоянии он был вывезен к своим духовным чадам в деревню в Читинскую обл., где со временем поправился: вернулась речь, практически возстановились функции рук, но оставались парализованными ноги. До весны 1993 г. о нем ничего не было известно. Впервые сообщил о нем как о живом выборный игумен Никодим (Мажуков), ссылаясь на весьма уважаемого старца Епифания Амосова, который разыскал еп. Амфилохия. Наконец, в ноябре 1993 г. выяснилось окончательно, что он жив, но парализован. В феврале 1994 г. к еп. Амфилохию ездили депутации от всех прежде его лично знавших для удостоверения его личности. 1/14 июня 1994 г. выборный игумен Евагрий (Дрентельн) с сопровождающими привез Вл. Амфилохия в Москву, где он был представлен нарочито съехавшимся туда представителям от разных общин ИПХ, после чего были совершены первые архиерейские хиротонии во временном катакомбном храме в честь Пресвятой Троицы. Затем еп. Амфилохий был перевезен в Свято-Никольский скит в Башкирию, где продолжил рукоположения в священников и епископов. Там же и скончался 17/30 июля 1994 г. сразу по окончании Божественной литургии.
Поставленные еп. Амфилохием архиереи продолжили рукоположения во епископов. Приведем краткие данные о всех новопоставленных архиереях32):
1) Архиеп. Амвросий (граф фон Сиверс) – 1966 г. рожд., хиротонисан 7(20).06.94 г. во еп. Готфского еп. Амфилохием единолично.
2) Еп. Евагрий (барон Е. П. Дрентельн) – 1961 г. рожд., хиротонисан 8(21).06.94 г. во еп. Ингерманнландского еп. Амфилохием и еп. Амвросием, † янв.1997 г.
3) Еп. Паисий (Рогожин) – 1912 г. рожд., хиротонисан 15(28).06.94 г. в еп. Саткинского единоверческого еп. Амфилохием и еп. Евагрием.
4) Еп. Никодим (Мажуков) – 1903 г. рожд., хиротонисан 16(29).06.1994 г. в еп. Томского единоверческого епископами Амфилохием, Евагрием и Паисием, † 15(28).09.1994 г.
5) Архиеп. Евстафий (Е. Л. Амосов) – 1898 г. рожд., хиротонисан 8.01.95 г. (н. ст.) во еп. Читинского единоверческого еп. Евагрием и еп. Паисием.
6) Еп. Панкратий (Агафонов) – 1909 г. рожд., хиротонисан 31.05(13.06).95 г. в еп. Тюменского единоверческого епископами Амвросием, Евагрием, Паисием и Евстафием, † 27.02(12.03).1997 г.
7) Еп. Вавила (В. Е. Амосов) – 1924 г. рожд., хиротонисан 25.03(7.04).96 г. в хор-еп. Читинского единоверческого еп. Евагрием и еп. Евстафием. С 1997 г. – врем. упр. Томской епархией.
8) Еп. Нектарий (фон Ройт) – 1965 г. рожд., хиротонисан 19.05(1.06).96 г. во еп. Сванетского епископами Амвросием, Евагрием, Паисием, Евстафием, Панкратием и Вавилой.
9) Еп. Маркиан (Фирсов) – 1960 г. рожд., хиротонисан в апреле 1996 г. в еп. Серпуховского собором архиереев, † апр. 1997 г.
10) Еп. Геронтий (Г. П. Дрентельн) – 1961 г. рожд., хиротонисан 27.05(9.06).96 г. в еп.Маловишерского собором архиереев, † март 1997 г.
В 1998 г. хиротонисаны еще два тайных единоверческих епископа, имена коих не оглашаются.
Все новохиротонисанные архиереи избраны из числа членов Катакомбной Церкви, исторически принадлежащих к ней, и находятся на нелегальном положении. Все – безпаспортники, за исключением Архиеп. Амвросия, которому дано благословение на открытое служение для свидетельства о Катакомбной Церкви. Начиная с 1995 г., ежегодно созываются Освященные Соборы с участием епископов, клириков, монашествующих и мирян.33) Соборы являются высшей церковной властью в ИПЦ.
Освященный Собор 1995 г. проходил в Подмосковье на праздник св. Пятидесятницы в течение трех дней, с участием епископов Амвросия, Евагрия, Паисия и Евстафия. Освященный Собор 1996 г. проходил там же и в то же время, с участием епископов Амвросия, Евагрия, Паисия, Евстафия, Панкратия, Вавилы, Нектария и “климентовского” еп. Иоанна, который сам не присутствовал, но право подписи передал еп. Вавиле. Собор 1997 г. проходил в Башкирии тогда же, с участием архиепископов Амвросия и Евстафия, а также епископов Паисия, Вавилы и Нектария. Собор 1998 г. проходил в Подмосковье тогда же, с участием Архиепископов Амвросия и Евстафия, епископов Паисия, Нектария и Вавилы, который также представлял еще 6 “климентовских” архиереев, лично не приехавших, но передавших ему право подписи. Участвовали также два тайных епископа. Данными Соборами был принят ряд важных постановлений: подтверждены все решения всех прошлых Соборов Катакомбной Церкви, в т.ч. подтверждены анафематизмы, сергианам, экуменистам, новостильникам, обновленцам и безбожной власти (в 1995 г.); принят “Чин отречения от ереси сергианской” (в 1997 г.) и утверждено “Экклезиологическое Исповедание Веры” (в 1998 г.). Было официально заявлено (в 1996 г.), что Катакомбная Церковь ИПХ не имеет никакого общения с прочими псевдо-православными юрисдикциями и всеми еретиками и раскольниками. Собором 1998 г. принят в общение долго пребывавший в безвестности и обнаруженный осенью 1997 г. еп. Приамурский Сысой (Макаров), поставленный еще в 1937 г. “андреевским” еп. Кононом (†1940). На сегодняшний день – это, видимо, последний канонический катакомбный архиерей довоенного рукоположения.
Из ныне действующих у “андреевцев” скитов известны следующие: Голгофский – в Томской обл. (настоятель игумен Афиноген Ивин), Рождественский (женский) – в Томской обл., Никольский – в Башкирии, основанный еще до революции (настоятель еп. Паисий), Михайловский или Ново-Михайловский – в Сибири, основанный старообрядцами до революции, Троицкий (женский) – в Верхнем Поволжье, Покровский – в Сибири (настоятель игумен Варфоломей Михайлов), Преображенский – на Кавказе в Абхазской Сванетии (настоятель еп. Нектарий), Ново-Ильинский скит в Новосибирской обл. и другие. Канонические общины – “андреевские” и те, что исторически состоят в общении с ними, расположены практически на всей территории б. СССР, но наибольшей концентрации достигают в Башкирии, Восточной Сибири, Среднем Поволжье и на Урале. Немалое их количество находится также в Москве и области, в Брянской, Архангельской и Кировской обл., в Республике Коми. Существуют крупные объединения общин. Благодаря открытой деятельности архиеп.Амвросия Готфского в течение ряда лет, к Катакомбной Церкви присоединилось много новообращенных, а также с ее иерархией возстановили ранее утраченную связь некоторые исторические общины ИПХ. По благословению Вл. Амвросия в С.-Петербурге издается нелегальный печатный орган Катакомбной Церкви, Вестник “Русское Православие”. Национальный состав “андреевцев” разнороден: преобладают русские, но есть немало коми, мордвы, башкир, хакасов, якутов, татар, немцев и представителей других народностей. Многие общины, которые не имеют клира, управляются выборными наставниками из мирян, старцами или игуменами из монашествующих.
В 1996-97 гг. совершенно неожиданно, когда казалось бы сего никто не ожидал, на Катакомбную Церковь ИПХ обрушилась новая волна репрессий – кратковременная, но весьма жестокая. Осенью 1996 г. стало известно действие документа МВД за № 1/17464 от 23.10.96 г., подписанного министром А. Куликовым и направленного против ряда религиозных групп, функционирующих в России, чья деятельность, с точки зрения документа, недопустима. К документу была приложена соответствующая Справка МВД, подготовленная по материалам МВД, ФСБ, Минздрава, Минсоцзащиты, Генпрокуратуры РФ. В число сектантских организаций, вносящих по мнению Справки дезорганизующее начало в общество и имеющих антигосударственный характер, была включена и ИПЦ! Означенный документ МВД разъяснял один из параграфов, включенных в федеральную программу по борьбе с организованной преступностью.34)Результатом гонений стало убийство агентами спецслужб еп. Евагрия, ряда священнослужителей, монашествующих и мирян. Пропали без вести с сопровождающими епископы Геронтий и Маркиян. По сообщению Освященного Собора ИПЦ 1997 г. всего за период 1996-97 гг. погибло или пропало без вести 28! связников. Весной 1997 г. на еп. Амвросия (Сиверса) был произведен ряд жестоких нападений и учинен обыск в его квартире сотрудниками силовых ведомств. Таким образом, нынешняя власть в России еще раз красноречиво засвидетельствовала, что она является преемником и продолжателем сталинского режима, безпощадным ненавистником и гонителем Церкви. И пока эта богоборческая власть существует на земле российской, истинно-православные продолжат свое служение в “катакомбах”, дабы сохранить свою верность Христу.
Количество паствы Катакомбной Церкви в целом никогда не превосходило число последователей МП. Согласно официальным спискам МП35), на 1928 г. в ее составе находилось 150 архиереев, что было примерно в полтора раза больше, чем иерархов, отделившихся от митр. Сергия. Однако, с конца 1930-х по 1970-е гг. число действующих “катакомбных” епископов неизменно превышало число сергианских (если не считать находившихся на покое и репрессированных). Проф. И. М. Андреев, получавший в эмиграции сведения о Катакомбной Церкви из СССР, так характеризовал ее положение в первые послевоенные годы: “Имена епископов и священников Катакомбной Церкви окружены строго хранимой благоговейной тайной. О количестве их вообще не представляется возможности получить более или менее точных сведений, хотя о деятельности свыше десяти тайных епископов дошли сведения и до Зарубежья... Священников (в большинстве случаев иеромонахов) учесть невозможно”.36)О количестве же всех членов ИПЦ проф. Андреев писал: “Совершенно невозможно даже приблизительно определить процент верующих, ушедших в катакомбы. Одно можно сказать: ушли лучшие и их миллионы!”37)Интересные данные сообщает другой эмигрантский историк В. И. Алексеев, ссылаясь на католические источники от 1953 г., свидетельствовавшие, что в России нелегально действуют “может быть, до сотни епископов, а по другим данным только тридцать”.38)Вторая цифра более реальна, т.к. на начало 1950-х гг. таких архиереев по именам известно ок. 4539), но их, конечно, могло быть и больше. В 1974 г. известный правозащитник А. Левитин-Краснов подтвердил: “Число членов ИПЦ не поддается учету. Однако, по сведениям, полученным от членов этой Церкви, она имеет от 8 до 10 епископов, около 200 священников и несколько тысяч (на самом деле миллионов, – авт.) мирян”.40)Свои цифры, ссылаясь на неопубликованную речь одного партийного функционера на закрытом совещании учителей в 1972 или 1973 году, называет выехавший зарубеж катакомбный монах Антоний (Чернов): к МП принадлежат 52 млн. чел., к Катакомбной Церкви – 48 млн. чел. Последняя цифра очевидно завышена, даже если включить в нее представителей всех лжекатакомбных групп и разных подпольных сект, поэтому о. Антоний лишь подтвердил, что настоящих катакомбников в СССР, по крайней мере, миллионы.41)По оценкам же советских экспертов (тоже далеко неточным) на конец 1970-х гг. приходилось 8 млн. ИПХ, а согласно неопубликованной Справке Совета по делам Религий за 1989-90 гг. количество катакомбников оценивалось в 2 млн. чел. (в эти цифры, надо полагать, были включены и все самозванные лжекатакомбы). Безусловно согласиться можно только с тем, что численность ИПХ с течением времени неуклонно сокращалась (но, конечно, не до вымирания, как теперь принято стало думать). Сказались не только репрессии, но и условия конспирации, когда приток новых членов от внешних практически отсутствовал, а общины пополнялись в основном за счет родственного фактора. На сегодняшний день, по данным Освященного Собора 1999 г., в общении с ней состоит ок. 1 миллиона крещенных и ок. 2, 5 миллиона оглашенных,42)причем в эту цифру включены только те ИПХ, кои находятся в ведении непосредственно “андреевской” иерархии. Следовательно акефалов, а также последователей других канонических ветвей ИПЦ, находящихся вне общения с кем-либо, которых далеко немало, необходимо учитывать отдельно.