КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
часть 2. НЕКАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ
“Кто не пребудет во Мне, извергнется вон,
как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и
бросают в огонь, и они сгорают”
Ин. 15, 6
“Епископ” Гурий (Павлов)
Российский Экзархат ИПЦ Греции юрисдикции Синода
Архиеп. Авксентия Афинского
До конца 1980-х гг. иеромонах Гурий (Павлов), в общем-то, не выпадал из рамок “андреевской” ветви Катакомбной Церкви, хотя имел некоторые проблемы со своей иерархией дисциплинарного характера, о чем будет сказано ниже. С получением “епископства” от незаконных греческих архиереев его положение по понятным причинам изменилось, посему, даже при всем уважении к нему, к каноническим “катакомбам” его отнести никак нельзя. Тем не менее, можно согласиться с Р. Яшунским, который пишет в своей статье: “Владыка Гурий – живая история и, можно сказать, реликвия катакомбного движения”. Биографические данные о еп. Гурии, собранные нами из нескольких источников1), в основном совпадают.
“Епископ” Гурий Казанский. В миру Павлов Семен Павлович, род. в 1906 г. в с. Средне-Кибече Цивильского уезда Казанской губ., в крестьянской семье православных чувашей. Дедушка по отцовской линии был сельским священником. В 1916 г. С. Павлов окончил церковно-приходскую школу в родном селе, затем 2 года учился в с. Яндиково Казанской губ. В 1920 г., в возрасте 14 лет убежав из дома, ушел в Св.-Александровский чувашский монастырь, где подвизался и учился в монастырской гимназии. После его закрытия и разрушения перешел в Макарьевский монастырь Казанской губ. После закрытия и разрушения Макарьевского монастыря подвизался в Раифском монастыре, а после разорения последнего поселился в Одигитринском монастыре Уфимской епархии. Когда же был закрыт и Одигитринский монастырь, переехал в Уфу. По просьбе группы православных чувашей, не признававших митр. Сергия, и по благословению архиеп. Андрея Уфимского послушник Семен был определен кандидатом в священство. 11 октября (ст. ст.) 1928 г. в Симеоновской церкви в Уфе он был пострижен в мантию с именем Гурий еп. Аввакумом (Боровковым) и им же, 13 октября, рукоположен в иеродиакона. 19 октября 1928 г. еп. Уфимский Вениамин (Троицкий) хиротонисал его в иеромонаха. После этого о. Гурий выехал в Казань, где сблизился с еп. Нектарием (Трезвинским). Весной 1929 г. служил в с. Шутнеево Казанской губ. Летом 1929 г. – арест, бежал из камеры предварительного заключения через перепиленную ночью двумя сокамерниками решетку. Перешел на нелегальное положение. Зимой 1931 г. арестован в с. Езобакино Симбирской губ., этапирован в Симбирск, освобожден. Проживал у духовных чад в Симбирске, скрываясь в соломе. 1931 г. – арест в Симбирске, в заключении в Елабужской, Чистопольской и Казанской тюрьмах. В январе 1932 г. освобожден, вновь служил в с. Шутнеево. В Великий Пост 1932 г. арест, этапирован в Чебоксарскую тюрьму. В дек. 1933 г. приговорен к 3 годам ИТЛ, этапирован в Свирьлаг. Бежал, вернулся в Чувашию. До 1947 г. (в течение 15-ти лет!) жил в конюшне, служил в сарайчике, где была устроена тайная церковь. Совершать требы выходил исключительно ночью в буран или дождь, устроил несколько подземных церквей. В 1947 г. – арест в с. Средне-Кибече, бежал на следующий день, выпрыгнув из окна больницы, где временно содержался под стражей. В 1948 г. новый арест в г. Цивильске. Полтора года содержался в Чебоксарской тюрьме, в 1949 г. этапирован в лагеря. Подвергался жестоким избиениям от тюремного начальства, за отказ работать в церковные праздники и воскресные дни постоянно заключался в карцер. В 1956 г. освобожден по амнистии и состоянию здоровья, выйдя практически инвалидом. Вновь перешел на нелегальное положение, паспорта не имел, служил тайно в Поволжье. Лично встречался с Антонием (Лобовым), Антонием (Голынским) и Геннадием (Секачем), но отверг их как неканонических иерархов. С 1963 г. разыскивался прочими “андреевцами”, но на контакт с теми не выходил. В 1981 г. правящий епископ ИПЦ Владимир (фон Штромберг) незадолго перед своей смертью составил список катакомбных архиереев и клириков, кои живя анархически, постоянно уклонялись от послушания церковной власти и подлежали за это каноническим прещениям. Список был утвержден Собориком ИПЦ 1981 г. В нем значился и иеромонах Гурий (Павлов).
В 1988 г., через клирика РПЦЗ прот. Виктора Потапова из Вашингтона, который приехал в СССР на празднование Тысячелетия Крещения Руси, иером. Гурий связался с Арх. Синодом РПЦЗ, представив просьбу катакомбных общин о поставлении его в епископы для ИПЦ. В 1990 г. выехал в США и был возведен в сан архимандрита митр. Виталием, но на требование последнего, чтобы в его архиерейской хиротонии участвовал Лазарь (Журбенко), ответил, что “от такого нечестивца рукополагаться не станет и главенства его в России никогда не признает”, притом назвав Журбенко “сатаной”. По возвращении из США, часть паствы Гурия отошла от него по причине получения им паспорта.2) Вскоре его представители, через англичанина В. Мосса, вошли в контакт с греко-старостильным Синодом архиеп. Хризостома Афинского на тот же предмет3) и получили в целом положительный ответ. Однако, некоторое время спустя выяснилось, что с Хризостомом по телефону связался архиеп. Сиракузско-Троицкий Лавр и поставил ультиматум: рукоположите Гурия – отношения с РПЦЗ окончательно испортятся (тогда эта старостильная юрисдикция была сильно заинтересована в объединении с РПЦЗ) и совместная финансовая деятельность прекратится, а в феврале 1991 г. от “хризостомовского” Синода был получен ответ, в котором греческие иерархи заявили, что вопрос о поставлении Гурия “потребует тщательного изучения и времени”.4) В результате дело застопорилось и, хотя сам Гурий был не против рукоположения, его окружение стало искать других возможностей для епископской хиротонии. Вскоре на него, через десятые руки, анонимно вышел еп. Григорий (Граббе), стремившийся создать в России сильную альтернативу РПЦЗ. Люди Граббе и подсказали представителям Гурия о греческом Бостонском Преображенском монастыре, находившемся ранее в ведении РПЦЗ, но в 1986 г. ушедшем из нее и присоединившемся к другому греческому старостильному Синоду, возглавляемому архиеп. Авксентием Афинским.5) В марте 1991 г. Авксентию было направлено прошение от паствы Гурия о приеме в общение.6) Между тем, летом 1991 г. с Гурием пытался связаться схимонах Епифаний (Чернов), как раз в это время вместе с “матфеевцами” искавший подходящего кандидата в епископы для Катакомбной Церкви. Однако, окружение Гурия, пытавшееся манипулировать им, помешало этой встрече. Тогда же Гурий один, в возрасте 85 лет, вновь отправляется в Америку и 15/28 июля 1991 г. рукополагается в г. Вустер (близ Бостона) в епископа Казанского митр. Максимом Кефалонийским, еп. Ефремом Бостонским и еп. Макарием Торонтским (архиеп. Авксентий отказался участвовать в хиротонии по причине болезни).
В мае 1992 г. к Гурию приезжал монах Амвросий (Сиверс), который рассказывал ему о катакомбных Отцах и убеждал его снова вступить в общение с “андреевцами”. Целью этой встречи были переговоры о возможном возстановлении (разумеется на определенных условиях) через Гурия катакомбной иерархии7), однако из этого ничего не вышло. Но начиная с 1993 г. сам Гурий ни с кем из представителей “авксентьевцев” на связь не выходил и никаких приглашений от тех не принимал. По архиерейскому чину, как выяснилось, не служил, всех кандидатов в клир, к нему подводимых, отвергал как недостойных.8) Видимо, под конец он вообще стал сомневаться в каноничности “авксентьевской” юрисдикции. Освященный Собор Катакомбной Церкви ИПХ 1995 г. направил Гурию увещательное послание, которое было передано ему лично в руки, однако никакого ответа на него от Гурия не последовало. Скончался на Рождество Христово 7 января 1996 г., похоронен в Чувашии. Сведения о том, что Гурий перед самой своей смертью был принят обратно в РПЦЗ в сане архимандрита, неверны.
В настоящее время бывш. паства еп. Гурия составляет ок. 5 тыс. чел. В ней есть не только русские, но и немцы, а также чуваши, мордва, татары, якуты, ханты, манси и др. народы Севера и Поволжья. Имеются общины в Воронеже, Тамбове, Липецке, Нижнем Новгороде, Харькове, Пензе, Уфе, Новосибирске, Кемерове, Волгограде, Белгороде, Вятке, Элисте, Ташкенте, Казани, Ставрополе, на Алтае, в Хакасии и Мордве. В 1996 г. часть общин была присоединена к “андреевской” иерархии еп. Саткинским Паисием (Рогожиным). От “авксентьевского” Синода в Москве действует “Подворье ИПЦ Греции” и при нем “Свято-Серафимовская община”. Экзархом в Россию греками был назначен (еще при жизни Гурия) прот. Виктор Мелехов из г. Вустер. Регулярно, два раза в год, он посещает Россию, устраивая катакомбные общины в разных местах страны. Московское Подворье, финансируемое Бостоном, издает информационный бюллетень “Воздвижение”. От бостонской группировки в России действуют несколько “священников”. Из них известны: Георгий Манухин из Евпатории, по кличке “дядя Жора”, бывш. сотрудник заповедного хозяйства КГБ при ЦК КПСС, он же – бывший алтарник сергианского митр. Филарета (Денисенко); Олег Урюпин, до этого побывавший в группировке Лазаря Каширского, а в 1995 г. арестованный в Киеве за хранение боеприпасов и оружия у себя на квартире и посаженный за это в тюрьму на 4 года9); и Николай Патрин из Дивеево – бывший офицер, проходивший службу на ядерном полигоне в Казахстане, впоследствии рукоположенный сергианами в “священство”, затем принятый в “сущем сане” РПЦЗ, а весной 1997 г. перерукоположенный “авксентьевцами” в Бостоне. По последним сведениям от “авксентьевцев” он уже отошел и теперь примкнул к “хризостомовцам” (недавно его видели служившим у Валентина Суздальского). Бывшая же паства еп. Гурия ни с Мелеховым, ни с Московской общиной сейчас практически никак не контактирует.