|
МЕТАСТАЗЫ ПАПИЗМА В ВОСТОЧНОМ ПРАВОСЛАВИИ
И ЦЕРКОВНАЯ СОБОРОСТЬ
“ Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель
страданий Христовых и соучастник в славе,
которая должна открыться: пасите Божие стадо,
какое у вас, надзирая за ним не принужденно,
но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти,
но из усердия, и не господствуя над наследием
Божиим, но подавая пример стаду…
Также и младшие, повинуйтесь пастырям;
все же, подчиняясь друг другу, облекитесь
смиренномудрием, потому что Бог гордым
противится, а смиренным дает благодать"
(1 Пет. 5:1-5).
“ Я писал церкви; но любящий первенствовать
у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду,
то напомню о делах, которые он делает, понося нас
злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не
принимает братьев, и запрещает желающим,
и изгоняет из церкви”
(3 Ин. 9-10).
Под понятием папизма, согласно общепринятой богословской терминологии, разумеется превышение церковной власти. Иначе – папизм есть присвоение (узурпация) человеками главенства над Церковью, Основателем и действительным Главой и Судией которой является Господь Исус Христос. Также папизм есть противоположность соборности – “единству духа в союзе мира” (Еф. 4:3) – посредством которой в Церкви должна выражаться власть и воля Бога. Из понятий, включающих в себя соборность, с особенной силой проясняются составляющие папизма, разъедающего уже много веков тело Церкви на Западе и Востоке.
Однако, прежде чем разсмотреть сии понятия и показать, насколько им противоречит папство, следует выяснить, каковою являлась форма Божественной власти, установленная в древние времена.
ЧАСТЬ I
Патриархальная власть от Адама до Иакова
Из библейского повествования нам известно, что первоначальной формой духовной власти являлась власть патриархальная( патриарх=верховный отец). Патриархальная власть включала в себя царское (или точнее – служение Вождя народа), первосвященническое, и пророческое служения, соединенные в одном лице. Первыми патриархами в допотопные времена были Адам, его сын Сиф, также последующие его потомки до Ноя.
Патриархальная власть обычно передавалась от отца к сыну по первородству. Исключения составили: Сиф – третий сын Адама, т. к. первенец последнего Каин оказался убийцей Авеля, второго сына Адама, и получил за это проклятие; а также Исав – второй сын Исаака, родившийся уродом и продавший свое первородство за чечевичную похлебку Иакову.
Патриархальная власть – и священство, и царство, и пророческий дар – передавалась посредством благословения и заклинаний, чрез возложение рук. Как сакраментальный акт, такое благословение являлось свидетельством передачи патриаршего преемства по первородству.
Согласно повествованию о допотопной истории св. Ефрема Сирина, от Адама до Ноя слова благословения включали в себя клятву кровью Авеля в том, что потомки Сифа, жившие на горе близ Рая, не будут сходить в стан потомков Каина-убийцы, проживавших на равнине, в месте, где Каин убил Авеля, а также напоминание той вражды, которая установилась с тех пор между сифитами и каинитами.1 Соблюдение сей клятвы, очевидно, обезпечивало легитимность патриархальной власти, передававшейся по преемству от Адама его потомкам по первородству до Ноя.
Патриархальное служение включало в себя управление народом Божиим “в страхе Божием и всей святости и чистоте пред Богом”, священнодействие (жертвоприношение) и молитвы в т. н. Пещере Сокровищ, где было погребено тело Адама и его потомков, облеченных патриархальной властью. В то время, как у сифитов была установлена патриархальная форма власти, каиниты, напротив, не имели у себя ни князя, ни управляющего, но у них во всем преобладал грех и Сатана имел власть над ними, т. е. у каинитов процветала во всем полная анархия. 2
В сороковой год правления Иареда, шестого от Адама, первой тысячи лет, сыны Сифа стали сходить со святой горы на равнину к сынам Каина и великое развращение распространилось по земле.
На 480 году жизни патриарха Ноя, десятого от Адама, Бог объявил ему, что через 120 лет земля и все живое на ней будет уничтожено водами Великого Потопа, и приказал строить Ковчег, в котором спасутся из людей только сам Ной и его семейство, как единственные, кто “обрел благодать пред очами Господа” (Быт. 6:8). Ной был не просто последним праведником, но и последним допотопным патриархом, авторитет коего признавался только в роде Ноя.
После Потопа Ной и его потомки получили новый Завет (Быт. 9:9). Все три сына Ноя – Сим, Хам и Иафет, наследовали благословение, однако, патриархальную власть получил, по всей видимости, один только Сим, как первородный сын Ноя.
Среди сынов Сима патриаршество твердо передавалось до патриарха Евера, пятого от Ноя, во время которого произошло Вавилонское столпотворение. Согласно преданию, только сыны Евера не участвовали в нем и таким образом были сохранены от развращения.
Из того, что Авраам получил от Бога особое призвание и благословение, а также обетования (Быт. 12:1-3), которые стали передаваться от него его потомкам (Быт. 27:29), следует, что Авраам сам не наследовал уже патриаршества от своего отца Фарры, который, проживая в Халдее, впал в идолопоклонство. Отсюда ясно, что между потомками Евера патриархальная власть пришла в ничтожество и перестала передаваться прямым преемством по принципу первородства. Однако, встреча Авраама с неким загадочным царем и первосвященником Салима Мелхиседеком, который благословил Авраама и которому Авраам дал десятую часть своего имущества (Быт. 14:17-20), свидетельствует, что Мелхиседек был одним из патриархов, унаследовавших по преемству патриархальную власть. Св. Ефрем Сирин считает, 3 что это и был сам патриарх Сим, – и это не лишено справедливости, поскольку в Библии ничего не говорится ни о летах жизни его, ни о смерти его. Именно Сим проживал в том уделе, который был отдан сынам симовым, – там же, где странствовал по призванию Божию Авраам.
От Авраама патриархальная власть была унаследована Исааком, а от него передана Иакову вместо первородного Исава, по причине, указанной выше. Иаков являлся последним патриархом, имевшим всю полноту патриархальной единоличной власти, которую он по преемству унаследовал от Адама.
Продолжение ...
наш адрес:
191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
e-mail:
Текстовое меню
Об издании/ Катакомбная
Церковь/ Экклезиология/ Документы/
Полемика/рецензии/
Апостасия/ Богословие/
Старостильники/
Богослужение/
Акты
Новомученников/
Новости/ История/
Ссылки/
Гостевая книга/ Персоналии/
|
|