КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
часть 2. НЕКАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ
“Архиепископ” Антоний (Голынский-Михайловский)
Биографические данные об этом катакомбном архиерее достаточно смутны и противоречивы. Они известны в нескольких вариантах, соединить которые в одно сколько-нибудь соответствующее целое практически невозможно. Из существующих сведений в нашем распоряжении имеются материалы, собранные схимонахом Епифанием (А. Черновым), версии самого архиеп.Антония, а также документы из 3-го Новоселовского Архива.
Схим. Епифаний впервые об архиеп. Антонии (Голынском) услышал от Ф. И. Журбенко, с которым отбывал срок заключения в одном лагере в начале 1950-х гг. До своего ареста Журбенко был лично знаком с Голынским, считая его своим епископом, и пересказывал А. Чернову то, что слышал из его собственных уст. После своего освобождения в 1955 г., о. Епифаний предпринял разыскание о Голынском, собирая информацию о нем от лично его знавших, а в 1957 г. от одной близкой его родственницы получил многие сведения о жизни и деятельности сего самозванца и провокатора. Несколько раз А. Чернов пытался лично встретиться с архиеп.Антонием, но тот уклонился от неугодного просителя. В итоге о. Епифаний собрал и распространил о нем в 1968-72 гг. целый архив документов. Итак, биография Голынского в версии о. Епифания14) выглядит следующим образом.
“Архиепископ” Антоний. В миру Голынский (или Галынский)15) Тихон Иванович, родился в Брянске в 1888 г. в семье евангельских христиан-баптистов. Окончил в Брянске Реальное училище, работал преподавателем в гимназии, а затем инспектором. Окончил офицерскую пехотную школу и в 1915 г. был призван в качестве офицера в действующую армию. Назначение получил на Турецкий фронт, где в 1918 г. был ранен в ногу и попал на лечение в Москву. При демобилизации имел офицерское звание штабс-капитана. По убеждениям являлся тайным большевиком-коммунистом, находился на высоком посту в нелегально существующей компартии. В госпитале впервые увидел Патр. Тихона, который посещал больных, но – по воспоминаниям очевидцев – не подошел к нему под благословение, как сделали другие офицеры. После выздоровления оказался в Кремле и работал в техническом отделе секретариата Ленина. Был введен в состав ЦК Партии Большевиков III-го Созыва. В 1921 г. Ленин поручает ему начать подрывную антирелигиозную деятельность и выдает справку: “Прошу оказывать содействие во всем предъявителю сего Голынскому Т. И.” Покинув секретариат Ленина, Т. И. Голынский активно выступает в публичных диспутах (тогда разрешенных) в защиту религии как баптистский проповедник, затем в 1922 г. “принимает” православие вместе с семьей. В том же 1922 г. женится на православной и в 1923 г. рукополагается в иерея Патр. Тихоном. Назначение получает в с. Фошня Жуковского района Брянской обл. Здесь о.Тихон прожил при многих очевидцах и свидетелях до 1936 г. В 1923 г. у него родилась дочь Ольга, в 1925 г. – сын Алексий, в 1929 г. – еще одна дочь Мария. В 1934 г. умирает от туберкулеза его супруга и в 1935 г. о. Тихон принимает постриг в мантию с именем Антония от Оптинского старца архим. Исаакия, проживавшего в то время в г. Белеве Тульской обл. (что подтверждал еп. Игнатий (Садковский) (брат еп. Агафангела), видевший документ о постриге). В 1935 г. – арест, вольная ссылка в Архангельскую обл. Проживал в г. Пинега. В 1938 г. – арест, отправлен по этапу в лагерь. В 1943 г. освободился по инвалидности и до 1946 г. срок заключения продолжил отбывать в ссылке. Вернулся в Брянск и начал жить по чужому паспорту, как Михайловский Иван Ильич, примерно 1885 г. рождения. С 1943 г. стал выдавать себя за “епископа”, а потом и за “архиепископа”. В 1950 г. – новый арест. На следствии признался, что он не епископ, а простой иеромонах, ложно выдающий себя за “епископа”, что было отмечено в протоколе допроса за личной подписью Голынского. Впоследствии утверждал, что “обманул суд”. До 1956 г. отбывал срок в лагерях Мордовской АССР. По освобождении под именем Т. И. Голынского был прописан и проживал в г. Хоста около Сочи в семье Ремизовых, работал в Чайсовхозе. Все версии о рукоположении Голынского в епископский сан о. Епифаний отвергает как ложные.
Теперь рассмотрим версии, которые распространял о себе сам “архиепископ” Антоний.16)
В миру Иван Ильич Михайловский, родился в 1887 г. в Иеросалиме во время паломнической поездки туда его матери. С трехлетнего возраста жил и воспитывался вместе с отцом в монастыре. Окончил Семинарию и Духовную Академию, знал шесть или восемь иностранных языков. 30 января 1913 г. рукоположен в иеромонаха митр. Владимиром (Богоявленским) в Московском Богоявленском соборе.17) Служил полковым священником, был назначен миссионером в составе православной миссии, работавшей в Турции. Все миссионеры, в количестве 50-ти чел., погибли при нападении всадников в пустыне, кроме иером. Антония, который успел скрыться в какой-то впадине, благодаря чему чудом остался в живых. 29 июня (или апреля?) 1922 г. хиротонисан в епископа Патр.Тихоном, митрополитами Борисом(?), Арсением (Стадницким?), архиепископами Амвросием (Смирновым), Серафимом (Остроумовым) и др. в церкви св. муч. Трифона в Москве. По другой версии, распространяемой им с 1950-го года в Гудаутах, хиротония состоялась в 1923 г. В Кисловодске и Пятигорске он говорил верующим, что рукоположен в 1924 г., после убийства келейника Патриарха – Иакова Полозова. Выдавал себя за ближайшее лицо к Патр. Тихону, будучи его “секретарем”, называл себя “Патриаршим Местоблюстителем” и говорил, что рукоположен в епископский сан без назначения на какую-либо кафедру.18) Еще одна версия Голынского гласила, что в епископа он был рукоположен в 1936 г. в ссылке собором 12-ти епископов. Сия хиротония якобы состоялась в г. Пинеге с участием архиепископов Вассиана (Пятницкого), Ювеналия (Мошковского) и Агафангела (Садковского) (последний на самом деле был расстрелян еще в 1932 г.), некоего еп. Гавриила(?), который в 1950 г. был еще жив и будто подтвердил следствию факт рукоположения, и другие. Голынским также называлась иная дата и место хиротонии: 29 июля 1937 г. в Коми АССР, в местечке Княжеский Погост в княжеской часовне, причем, кроме поименованных иерархов, в поставлении якобы участвовал митр. Анатолий (Грисюк), который на самом деле с 1936 по 1938 гг. постоянно находился в лагере. В данном случае, по утверждению Голынского, имело место возведение его в сан архиепископа. Два последних варианта он распространял, начиная с 1943 по 1950 гг. Позднее, своему духовному сыну о. Рафаилу, Голынский поведал, что на самом деле рукоположен в лагере, в период с 1938 по 1943 г., двумя заключенными епископами – Сергием(?) и Амфилохием(?) – то ли в 1941, то ли в 1942 году. Также Голынский рассказывал, что во время войны имел личную аудиенцию со Сталиным, который якобы вопрошал его об исходе войны. Интерес представляет свидетельство архиеп.Антония о том, каким образом из И. И. Михайловского он превратился в Т. И. Голынского. История началась, когда еп.Антоний был на свободе и обратил в православие баптистского проповедника Тихона Голынского. В 1938 г. они встретились в тюрьме. И. И. Михайловского, т. е. еп. Антония, приговорили к расстрелу, но по вызову вместо него пошел Т. И. Голынский, отдав ему свой паспорт. В той ситуации сие было возможно, ибо личность человека удостоверялась по документу, в котором не было фотографии. Перед смертью Голынский взял слово с архиеп. Антония, что тот, если выйдет на волю, позаботится о его семье – жене с двумя дочерьми. Архиеп. Антоний выполнил это обещание и рассказал жене о кончине ее мужа. Она приютила архиепископа у себя в доме, а тот переписал на свой паспорт ее детей. Голынский также утверждал, что получил признание от катакомбного еп. Сергия (Кудрявцева), который перед своей смертью в 1955 г. в лагерях Мордовии благословил через одну послушницу завещать архиеп. Антонию свою митру, что она и исполнила, разыскав его в Киеве.
Приведем, наконец, данные 3-го Новоселовского Архива, используя при этом и некоторые другие источники.19) Заметим, что нижеследующая версия наиболее точна.
Епископ Антоний, вик. Брянский. В миру Иван Ильич Михайловский, родился ок. 1900 г. (возможно – в 1889 г. в с. Семеновка Карачевского уезда Орловской губ.). До революции работал преподавателем. В иерея рукоположен ок. 1916 г. В 1921 г. постриг в мантию с именем Антоний в Оптиной пустыни. В 1923 г. хиротонисан в епископа Орловского(?), викария Брянской епархии, епископами Вассианом (Пятницким), Агафангелом (Садковским) и Ювеналием (Масловским) в Орле. Ок. 1924 г. отпал в обновленчество, ок. 1925 г. покаялся. Арестован, выслан в Вятку. Митр. Сергия не признал, в дек. 1927 г. принят в общение еп. Виктором (Островидовым). В 1928 г. отпал в сергианство. Арест, выслан в Красноярск. Покаялся, принят в общение еп. Амфилохием (Скворцовым), о чем предъявлял документ. В 1932 г. перешел в “григорианство”. В 1933 г. снял сан. Ок. 1933 г. арест, отправлен в ссылку. В 1938 г. – арест, приговорен к 10 годам ИТЛ, этапирован в Ухтижемлаг. Освобожден в 1946 г., после чего перешел на нелегальное положение. Проживал в г. Балашове Саратовской обл. Возможно, автор 10 “Писем катакомбного епископа А. к Ф. М.”, которые были написаны в период, примерно с 1947 по 1949 гг. с целью войти в каноническое общение с другими катакомбными епископами.20) Чирчикский Собор ИПЦ 1948 г. специально рассматривал его дело и вынес решение: “Мы воздерживаемся от общения с епископом Брянским Антонием, во-первых, потому, что сомневаемся в искренности его обращения; во-вторых, потому, что его собственная паства не принимает его и требует суда над ним. Кто вступит с вышереченным Антонием в общение, то да будет отлучен”. Еп. Антоний, в частности, обвинялся в многочисленных предательствах, а также в том, что он – подложное лицо, ибо его паства после его освобождения в 1940-х гг. из заключения не опознала в нем своего епископа. Из этого можно предполагать, что в 1938 г. был расстрелян, по всей видимости, настоящий еп. Антоний (Михайловский), а выпущен секретный сотрудник Т. И. Голынский, который и стал выдавать себя за “архиепископа Антония”. Этим объясняется вся разница в биографиях сих двух лиц и путаница в рассказах о самом себе подложного Антония, т. к. последний настоящей истории своего подлинника как следует не знал, отчего и приходилось нередко импровизировать. Интересен и тот факт, что, начиная с 1950-х гг., подложный “архиепископ Антоний” ни сам никогда не посещал, ни отправлял своих священников в те районы, где когда-то действовал настоящий (Брянская обл., Орловщина, Вятка, Красноярск), а в основном проживал на Кавказе и Украине. Самозванный Антоний имел справку от Московской Патриархии, которую предъявлял в МВД и КГБ.21) 10 февраля 1950 г. арест в г. Балашове по делу “ИПЦ”. 13 января 1951 г. приговорен к 25 годам ИТЛ, этапирован в Карлаг. Освобожден ок. 1956 г. на поруки к духовным чадам, поселился в г. Сочи. В 1958 г. переехал в Киев. Принял под свой омофор множество катакомбных общин по всему СССР, рукоположил всего ок. 25 священников и иеромонахов. Ф. И. Журбенко рукополагать отказался. Благодатность “таинств” МП признавал, сергиан принимал в общение посредством покаяния, но тех из них, кои имели обливательное крещение, крестил заново. Его последователи приписывали ему дары прозорливости и изгнания бесов. Никольский Собор ИПЦ 1961 г. вновь отказал Голынскому в общении, однако из канонических катакомбных архиереев связь с ним поддерживал еп. Иоанн Зарайский, который за это от Отцев Собора получил порицание. Известно также, что к Голынскому благосклонно относился и еп. Роман (Руперт), который еще в 1948 г. защищал его от обвинений на Соборе и лично расследовал его дело. Соборик ИПЦ 1974 г. подтвердил решение Соборов 1948 и 1961 гг. в отношении Голынского. Скончался 31 марта 1976 г. в Киеве. Похоронен в местечке Бучи недалеко от Киева. Известно его предсмертное Завещание, в котором он заповедует своим чадам после его смерти идти окормляться в МП, что многие и сделали.22)
Соборик ИПЦ 1976 г. отказал в перерукоположении 5 клирикам умершего архиеп. Антония, но Соборик 1978 г. принял 6-7 его клириков через мvропо-мазание. После смерти Голынского под его омофором оставались 14 иереев и иеромонахов, которые через Афон передали письменное прошение в Синод РПЦЗ с просьбой принять их в духовное общение. Прошение это было удовлетворено Синодом 24 ноября/7 декабря 1977 г. под председательством митр. Филарета. Соборик ИПЦ 1978 г. опротестовал сие решение.
В настоящее время существует небольшое количество последователей Антония (Голынского) в разных местах России. Видимо, большая их часть сейчас состоит под омофором Валентина Суздальского. Из оставшихся в живых его иерейских ставленников сегодня известны: глава “секачевской” иерархии митр. Епифаний (Каминский), свящ. Валентин Аристов (принятый еп. Валентином Суздальским в “сущем сане”), который окормляет общину в Кидекше под Йошкар-Олой; и архим. Кирилл из г. Козлова. Архиерейский Синод РПЦЗ с августа 1990 г. отказывал последователям архиеп.Антония в каноничности, изменив под влиянием Ф. И. Журбенко свое решение 1977 г. Однако, Архиерейское Совещание российских епископов РПЦЗ, проходившее 12-13 января 1997 г. в Киеве, на основании новых показаний того же Журбенко, переменило позицию, признав каноничность Голынского и решив начать с остатками его паствы переговоры о объединении.