КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
часть 2. НЕКАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ


“Григориане”

До сих пор в церковно-исторической литературе не дана объективная оценка т. н. “григорианству” – группе иерархов, объединившихся вокруг митр. Екатеринбургского Григория (Яцковского) (†1932). Исключение составляет лишь неизвестный автор-катакомбник, написавший книгу “В объятиях семиглавого змия”23), в которой “григорианство” если и не оправдывается полностью, то, по крайней мере, огульно не поносится, но наоборот – показываются положительные стороны сего движения. В каноническом отношении “григориане” не были так уж беззаконны, как это пытаются представить некоторые изследователи. Ни митр. Петру, ни митр. Сергию они в каноничности нисколько не уступали, но скорее превосходили, пытаясь управлять Церковью на соборных, а не папистских началах. Большею частью руководители “григориан” были оклеветаны митр. Сергием, стремившимся любыми средствами удержать за собою власть в Церкви, не гнушаясь даже откровенной лжи. Не следует забывать, что “григориане” в первых рядах выступили против сего злодея, а впоследствии и против поддержавшего его митр. Петра, в чем можно найти полное созвучие с позицией “андреевцев” и “даниловцев”. Впрочем, ИПЦ “григориан” в общение не принимала не столько по причине их “неканоничности”, сколько из-за их сомнительных сношений с большевиками. Многие в них видели тогда как бы “запасных сергиан”, которых Тучков держал наготове на случай неблагонадежности Сергия. Политика власти по отношению к Церкви была всем ясна: большевики стремились ее расколоть, идя на поддержку как можно большего числа противоборствующих группировок. Ошибка “григориан” состояла в том, что они польстились на “блага” регистрации своего центра и легального его существования (к чему, кстати, усиленно стремился и митр. Петр). Но при этом нельзя не заметить, что сколь бы соблазнительными не казались их переговоры с властями, тем не менее в деятельности “григориан” мы не наблюдаем ничего подобного сергиевскому предательству. Напротив, начиная с 1927 г. идеология “григорианского” движения приобретает резко антисергианские тона, и именно по причине неприятия Декларации митр. Сергия. Имеются даже сведения о том, что “григориане” анафематствовали митр. Сергия.24) Впрочем, не стоит отрицать тот всем очевидный факт, что в рядах “григориан” действовали, и порою на первых ролях, откровенные провокаторы и сотрудники ГПУ-НКВД.

В 1930-е гг. “григорианское” движение приобрело широкий размах по всей стране. Так, согласно статистике25), в разное время в нем было задействовано не менее 55 епископов, причем 21 из них являлись ставленниками самих “григориан”. В конце 1930-х – начале 1940-х гг. движение в основном было разгромлено, часть архиереев вернулась к сергианам или перешла в обновленчество. Но состав “григорианской” иерархии не был однороден. К движению присоединялось и множество честных людей, убежденных в правоте своего дела, представлявших лучшую и достойную часть “григориан”. Между прочим, И. Снычев в своей книге о церковных расколах свидетельствует, что не все “григорианские” епископы на закате движения присоединились к сергианам, но “часть признала за лучшее скрыться от взора людей и под одеждой простолюдина доживать где-либо в укромном местечке остатки дней своей жизни”.26) Читающему между строк ясно, что речь идет об уходе части “григориан” в “катакомбы”.

Факт сей не подлежит сомнению, ибо известно, что в послевоенный период нелегально действовало несколько “григорианских” архиереев. Прежде всего необходимо назвать еп.Иринарха. Вот его биографические данные27):

Еп. Иринарх Владивостокский. Его фамилия Павлов, мирское имя неизвестно. В 1925 г. рукоположен в еп.Златоустовского архиеп. Андреем (Ухтомским). Участвовал в “Кочующем” Соборе ИПЦ 1928 г. в составе “андреевской” оппозиции. Подписал его каноны через еп. Руфина (Брехова). В 1928 г. – арест, приговорен к 2 годам ИТЛ. 1928-29 гг. – в заключении в Белбалтлаг. С 1929 г. – в ссылке в Сибири. В 1929 г. присоединился к “григорианам”. 1929-33 гг. – еп.Владивостокский. 1933 г. – арест, приговорен к 10(?) годам ИТЛ. В 1945 г. освобожден из лагеря, приговорен к безсрочной ссылке в Красноярский край. В 1953 г. арестован в ссылке. Дальнейшая судьба неизвестна.

Тайный Никольский Собор ИПЦ 1961 г. рассматривал возможность принятия в каноническое общение катакомбных епископов предположительно “григорианского” поставления: Антония, Филарета и Евлогия.28)

Еп.Антоний. Его фамилия Лобов, родился в 1890-х гг. Рукоположен “григорианами” в 1930-х гг. в еп. Симбирского. Действовал в Поволжье. Никольский Собор 1961 г. ему в общении отказал. Скончался в 1977 г. в Татарии.

Еп. Филарет. Его фамилия, возможно, Х. Т. Волокитин. Имел судимость за к/р деятельность, бежал из концлагеря. В 1941 г. выслан из Москвы. В 1943 г. действовал в Пензенской обл. якобы от имени митр. Сергия. Предположительно, поставлен “григорианами” в 1938 г. в еп. Можайского. Никольским Собором в общение не принят. Год смерти неизвестен.

Еп. Евлогий. Рукоположен “григорианами” в конце 1930-х гг. в еп. Воронежского. Никольским Собором в общение принят (хотя не исключено, что речь шла о другом еп.Евлогии). Других данных о нем нет.

Возможно, помимо названных епископов, после войны в катакомбах действовало еще несколько из числа “григориан”, т. к. в конце 1930-х гг. ими было предпринято немалое число новых архиерейских хиротоний, скорее всего – тайных. Так, в списке их ставленников значатся: еп. Анатолий Алма-Атинский, еп. Димитриан Можайский, еп. Иероним (Борецкий) Томский, еп. Ювеналий (Зиберт) Омский, еп. Николай Череповецкий, еп. Серафим (Поляков) Волгоградский. Их судьба остается неизвестной. Неизвестно также, предпринимали ли “григориане” новые рукоположения в послевоенное время, каково число их последователей и существуют ли они сейчас.

     Продолжение


  наш адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
   e-mail:         


Текстовое меню
Об изданииКатакомбная Церковь/ Экклезиология/ Документы/ Полемика/рецензии
АпостасияБогословие/ Старостильники/ Богослужение/ Акты Новомученников/ 
 Новости/ История/ Ссылки/ Гостевая книга/ Персоналии/

Rambler's Top100
Всероссийский Вестник Истинных Православных Христиан "Русское Православие"; Russian Orthodox , 1996-2003(c)Вячеслав Крыжановский, (издание возстановлено 20.01.2005), The Russian Catacomb Church of the True Orthodox Christians


Hosted by uCoz

 
 
 
 
Hosted by uCoz