КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
часть 2. НЕКАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ
“Параклитчики”
“Истинно-Православная Церковь Божией Матери Державной”
Более широко эта сугубо харизматическая секта известна под названием “Богородичный Центр”, но именуется также другими экстравагантными названиями: “Фонд новой святой Руси”, “Церковь Божией Матери преображающейся”, “Истинно-Православная Церковь Божией Матери Державной”, “Российская вселенская Марианская Церковь” и т. д. В современной противосектантской литературе90) было сказано достаточно об учении “параклитчиков” (первоначальное название секты), но мало кому известно, что в их лице мы сталкиваемся с еще одним продуктом “секачевских” лжекатакомб, чем-то напоминающим по своей деятельности и идеологии Лазаря Каширского, однако же далеко превосходящим в религиозном умопомешательстве даже его.
Основателем и главой “Богородичного Центра” является
“Архиепископ” и “пророк” Иоанн. Его настоящее имя – Вениамин Яковлевич Янкельман, род. ок. 1945 г. Еврей по отцу и матери. Известен также как Береславский (фамилия его жены) и Яковлев (литературный псевдоним). Отец – убежденный коммунист, работал в руководящих органах на строительстве БАМ’а. В. Я. Янкельман получил музыкальное образование в консерватории, занимался литературной деятельностью. Окончил институт иностранных языков им. Мориса Тореза, преподавал в МГУ. Занимался филисофией, социологией, эзотерикой, теософией, магией, оккультизмом, индуизмом, йогой, иудаизмом и проч. бесовщиной. Прошел “посвящение” в каббалистической школе, из-за чего обвинялся в связях с жидо-масонством. Лечился в психбольнице от тяжелой шизофрении, имеет вторую группу инвалидности. В 1977 г. принял крещение в Можайском храме в Ильинской слободе в МП, служил пономарем. Был близок к “еп.” Амвросию (Щурову) (ныне “архиеп.” Ивановский и Кинешемский), который предлагал ему рукоположение. Некоторое время окормлялся у известного сергианского старца Наума из Троице-Сергиевой Лавры, через которого, видимо, вышел на “секачевцев”. Много странствовал, впоследствии находился под духовным руководством некоей старицы Евфросинии, под конец жизни объявившей себя четвертой ипостасью Пресвятой Троицы и предрекшей свое воскресение на 40-й день (чего, конечно же, так и не свершилось). В конце 1984 г. в Смоленске впервые получил “откровение” перед иконой Божией Матери “Одигитрия”, которое он истолковал как явление “Богородицы”. С тех пор некая духовная сущность стала периодически являться ему в виде какой-то безформенной массы, которую Береславский называет “рыдающим сердцем Богоматери”. В момент откровений, обычно внезапных, “пророк” Иоанн как одержимый бросается к пишущей машинке и начинает печатать с невероятной скоростью и без интервалов. При этом призрак источает жуткий вой, который Береславский именует “плачем Богородицы”. По его собственному свидетельству, откровения сопровождаются тяжелыми физическими страданиями, у него “словно проламывается череп”. В 1985 г. принял постриг и “иеромонашество”, вместе со своим сподвижником Серафимом, от “схимитр.” Геннадия (Секача) (по др. сведениям – от “митр.” Феодосия). Свою секту основал в нач. 1987 г. (хотя ее деятельность начала складываться немного раньше, по некоторым данным – уже с 1985 г.). Будучи “иеромонахом”, И. Береславский, согласно “повелению Богородицы”, рукоположил в “епископа” вышеупомянутого Серафима. В декабре 1989 г., по непроверенным данным, сам принял “хиротонию” в Москве от Иоанна (Бондарчука) и Лазаря Каширского. Вскоре был запрещен в священнослужении “схимитр.” Феодосием, а также отлучен от церкви Иоанном (Бондарчуком), что, впрочем, не помешало “параклитчикам” впоследствии прославить последнего как святого. Стал именовать себя “архиепископом и пророком параклитским, Валаамским, Санкт-Петербургским и Московским”, “рыцарем эрцальма”, “патриархом”, “магриархом” и даже “матриархом”.
31 июля 1992 г. Управлением юстиции г. Москвы впервые регистрируется “Община Божией Матери Преображающейся”, с коего момента начинается бурная активизация сектантов. 4 февраля 1997 Министерство юстиции РФ регистрирует добровольное централизованное религиозное объединение с наименованием “Православная Церковь Божией Матери Державной”. В период с 1991 по 1999 гг. в РФ прошли регистрацию 23 общины “параклитчиков”, кроме них, по сведениям секты, существуют нелегально еще несколько сотен религиозных групп по стране.
К 1992 г. И. Береславский написал более 20 книг с “откровениями Богоматери”, известных под общим названием “Белое Евангелие”. Они представляют из себя кипучую смесь из монтанизма, хилиазма, гностицизма, рериховщины, бердяевщины, в которых густо замешаны откровенное хлыстовство и личные фекально-генитальные комплексы самого автора. В 1993 г. в Санкт-Петербурге у “БЦ” произошла стычка с членами “Белого Братства”, которые, явившись на “покаянный собор” в ДК им. Горького, устроили потасовку на почве нежелания Береславским признать М. Цвигун “Девой Марией”. После этого “Богородичный Центр” постепенно начал сворачивать свою шумную и публичную деятельность.
Основой учения “БЦ” является проповедь “Третьего Завета”, который был заключен накануне скорого конца света и должен произойти в конце нынешнего тысячелетия. “Третий Завет” заключен со Святым Духом, воплощенным в Богоматери, которая учреждает новую “Богородичную церковь”. Богородица почитается Божеством: “соискупительницей”, “первосвященницей по чину Мелхиседекову”, “миродержицей”, “частью Сына”, “соприсносущной” Ему. Все основополагающие доктрины зиждутся на откровениях “пророка Иоанна”, которые затем перерабатываются “генералом-епископом” Петром Большаковым. Тайно проповедуется гомосексуализм и скотоложство как “освобождение от культа женщины”. Брак и деторождение отвергаются. Женщины – полусатанинские существа, предрасположенные к вампиризму, физиология которых возникла под влиянием диавола, каждая вторая из них – “ведьма”. По учению “БЦ” именно женщины распяли Христа, все они – “бляди”. Это слово – собирательный образ женского начала во всем мире, которое именуется “матерью антихриста”, “блудницей вавилонской”. Употребление слов “мать”, “мама” по отношению к женщине запрещено, ибо все таковые – “родовые упыри”. Культовый обряд посвящения происходит, между прочим, с чином отречения от матери, причем в качестве удостоверения в искренности сего отречения посвященному повелевается ударить по лицу свою мать или же, если она умерла, плюнуть на ее могилу. Все женщины в “БЦ” находятся на положении людей второго сорта, спастись они могут лишь экстраординарными усилиями. Неофитам заповедуется строжайший пост, мясо употреблять категорически запрещается, сон – не более 2-3 часов в сутки, однако все эти правила на руководящее звено секты не распространяются: как находящимся на высшем уровне знания (“гнозиса”), им позволяется всевозможный разврат, т. к. ничто их испортить уже не может. В экклезиологическом отношении “параклитчики” исповедуют самое отрицательное отношение к МП, себя относят к единственно законному продолжению ИПЦ и Катакомбной Церкви. В то же время запросто входят в религиозное общение с католиками, которые считаются, подобно “БЦ”, “разветвлением Богородичного древа”, с разным оккультно-мистическим сбродом и всевозможными сектантами, имеют очень широкие международные связи и контактируют с подобными себе маргинальными марианскими группами на Западе. В России им принадлежит ряд монастырей, коммерческих издательств и предприятий, имеется богословская семинария. Существуют хорошие связи в дивизии Дзержинского: некоторые ее офицеры заодно являются тайными “священниками”, тайно “крестят” солдат. На этом фоне создана военизированная гвардия – т. н. “легион Божией Матери”. “Параклитчикам” покровительствуют депутат Госдумы В. Борщов, фракция ЛДПР и лично В. Жириновский, содомские наклонности которых хорошо известны91).
Число последователей секты достаточно велико и оценивается экспертами в несколько тысяч чел. Адепты “БЦ” имеются во многих регионах практически по всей стране.