КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
часть 1. КАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ
Катакомбная Церковь Заграницей
Как ни парадоксально звучит наименование этой ветви ИПЦ, таковое явление имело (а возможно и ныне имеет) место. Духовным предтечей КЦЗ можно считать свт. Феофана Полтавского, который в 1930-е гг. ушел в затвор и до самой своей кончины подвизался в пещерах в местечке Лимерэ под Парижем. Не случайно такой известный исповедник Катакомбной Церкви как схимонах Епифаний (Чернов) являлся духовным сыном сего святителя, как бы продолжившим его подвиг в “катакомбах” России. Но реально появление катакомбных общин на Западе связано со второй волной русских эмигрантов, покинувших СССР под натиском частей Красной Армии вместе с отступающими немецкими войсками.
Как известно, в годы войны церковная жизнь на оккупированных немцами территориях резко активизировалась, стали открываться приходы и монастыри и некоторые катакомбные архипастыри и пастыри стали выходить из глубокого подполья для открытого служения.123) Предчувствуя поражение немцев и новую волну репрессий против ИПХ, в 1943-44 гг. в Катакомбной Церкви был предпринят ряд новых тайных хиротоний архиереев и священников. То же самое, кстати, происходило и в Автономных Церквях Белоруссии и Украины. Помимо этого, представителям Катакомбной Церкви удалось наладить связь с РПЦЗ, о чем указание мы находим в Послании архиерейского Совещания, состоявшегося в Вене осенью 1943 г. “Нам отрадно сознавать, – свидетельствовали заграничные иерархи, – что наш свободный голос... совпадает с голосом лучших и достойнейших представителей Русской Церкви, которых по справедливости надо назвать исповедниками Православия, достигавшим до нас из их катакомб...”124) В 1944-45 гг. в Германию нахлынуло огромное количество беженцев из СССР, среди которых оказались катакомбные епископы, священники и их паства. По окончании войны те катакомбники, кто избежал репатриации, обосновались, в основном, в США: кое-кто, как, например, проф. И. М. Андреевский (†1978), вошел в состав РПЦЗ, но большая часть продолжала существовать автономно. Интересное свидетельство о зарубежной Катакомбной Церкви мы находим в статьях проф. И. М. Андреевского, который писал: “...Почти каждый год я неожиданно сталкивался по крайней мере с одним ее представителем, даже священниками, и установил письменный контакт с епископом... Зарубежом я поразился тому, что масса клира Катакомбной Церкви по прибытии сюда продолжает оставаться в тайне, не присоединяясь даже к истинной (Синодальной) Церкви. Это в высшей степени обезпокоило меня: может быть я ошибаюсь в принадлежности к РПЦЗ? И если нет, то почему они остаются тайными? И вот, недавно я получил разрешение моему смущению. Неизвестный мне епископ Катакомбной Церкви, который живет зарубежом, прислал мне через третьих лиц письмо. Сперва он разсуждает в принципе о моих статьях, прочитанных им в “Православной Руси”, – в основном же о точности моей позиции. Затем он дает ответ на мои недоумения. Он говорит, что клир Катакомбной Церкви зачастую не принадлежит к РПЦЗ – которая не ошибается в своем отношении к атеистическому коммунизму125) – потому что пока битва свирепствует, и кто может сказать, не будет ли для них неизбежно применить свой опыт здесь, на Западе? Предтечи антихристовы уже появились и никто не знает, когда придет время, в которое каждый верующий, покинув дом, убежит в горы, т. е. уйдет в катакомбы. И он прав: не то ли те, кто желает уничтожить РПЦЗ? Согласно сему, тот, кто уходит из нее, уже говорит первое слово. И если это произойдет – молим, чтобы Господь не попустил сего! – то где мы тогда смогли бы найти убежище, где мы смогли бы найти непадшую Церковь? Уже почти все Поместные Православные Церкви или преклонились пред предтечами антихриста, или дают “братские объятия” его верным слугам!”126) Уже в конце 1960-х гг. архиеп. Аверкий (Таушев) серьезно опасался того, что РПЦЗ, существуя легально, может не устоять в истине св. Православия. Совершенно справедливо по отношению к ней он предупреждал: “Мы не можем и не должны иметь с отступниками от истинного православия никакого общения (а общение таковое тогда имелось и продолжается сейчас, – авт.), и должны быть готовы, если потребуется, к уходу в “катакомбы”, как “истинно-православные христиане” у нас на родине”.127) Подобные мысли у архиепископа могли возникнуть не иначе, как под влиянием уже существовавшей в США Катакомбной Церкви, о деятельности которой было хорошо известно в РПЦЗ. Наиболее вероятно также и то, что именно представители КЦЗ подвигли в нач. 1970-х гг. некоторую часть паствы РПЦЗ открыто заявить о необходимости ухода в “катакомбы” и проведения намечавшегося Всезарубежного Собора в подполье. Этому требованию руководители РПЦЗ дали резкий отпор, заявив, что “катакомбы” в условиях США не нужны, ибо Церковь там пользуется якобы полной свободой. Согласиться с этим было невозможно, ибо тогда многим было очевидно сотрудничество Первоиерарха и Синода на волне антибольшевизма с американо-израильскими спецслужбами, оказывавшими на политику РПЦЗ сильное давление. Налицо также были связи последней с масонством.
Итак, факт существования заграницей Катакомбной Церкви представляется несомненным. Но кто же из катакомбных архипастырей продолжал тайно действовать на чужбине?
Мы располагаем данными о четырех таких епископах, все они известны по именам, имеются сведения128) о поставлениях во время войны: одного в г. Борисове (Белоруссия) – еп. Смоленским Стефаном (Севбо)129) и еп. Германом (?) в еп. Серпуховского – в 1943 г.; второго в пещерах Киево-Печерской Лавры – схиеп. Михаилом (Костюком) и схиархиеп. Антонием (Абашидзе) в еп. Звенигородского, вик. Киевской епархии – в 1941 г.; и третьего в Псково-Печерском монастыре – схиеп. Макарием (Васильевым) и еп. Псковским Иоанном (Лошковым).
Архиеп. Максим. В миру Михаил Владимирович Харалампиев, род. в 1908 г. в семье священника. Пострижен в иночество и рукоположен в иеродиакона и иеромонаха еп. Парфением (Брянских) в Москве в 1926 г. В 1945 г. эмигрировал за границу и после войны проживал в ЧССР, где находится и поныне. В 1991 г. принял участие в хиротонии епископа для “РПКЦ” (подробности см. в гл. “Викентьевцы”). С 1995 г. – архиепископ. В 1996 г. принял схиму с именем Михаил. В отношении этого иерарха имеются сомнения в его каноничности, т. к. его хиротония состоялась, скорее всего, в рамках Белорусской Автономной Церкви.
Еп. Никандр. В миру Николай Овсюк, род. в 1911 г. под Киевом. В 1944 г. эмигрировал во Францию. Не исключено, что состоял в общении сначала с украинскими “автокефалистами”, а затем и с папистами (униатами). В 1991 г. в Праге, вместе с еп. Максимом, рукоположил епископа для “РПКЦ”. Скончался в 1994 г. по Парижем.
Касательно третьего архиерея существует основательное предположение, что его имя в схиме – Феодор, в миру Сергей Иртель. О нем известно, что он являлся бывшим постриженником Валаамского монастыря, затем насельником Псково-Печорского мон-ря, заграницей проживал в мексиканском местечке Хуарес. Вошел в общение с РПЦЗ, но там его епископство не признали и он служил как простой иеромонах. С 1981 г. настоятельствовал в Новосаровской обители в шт. Тексас, возле селения Бланко. Сообщается, что в то время он, как “архиепископ”, вошел в состав неканонической греко-старостильной т. н. “Василиупольской епархии”, возглавляемой “митрополитом” Панкратием. Через несколько лет ушел на покой, поставив в епископа вместо себя бывш. настоятеля Новосаровского монастыря Венедикта, который позже был принят в РПЦЗ через мvропомазание и перерукоположение до иерейского сана.130) Умер схиеп. Феодор в 1996 г. в Мексике.
Кроме сих трех известен четвертый епископ – Епифаний. Рукоположен он ок. 1937 г. еп. Кононом и еще кем-то из “андреевцев”. Во время немецкой оккупации проживал в г. Рославль. В 1960 г. в СССР катакомбникам от него пришло письмо из США, в котором он сообщал, что продолжает находится на нелегальном положении и в общение с РПЦЗ не вступает.131) Год кончины неизвестен.
Катакомбная Церковь Заграницей существует и сейчас. Она имеет и ныне свой епископат и клир (подробности см. ниже в гл. “Викентьевцы”), но о количестве ее последователей точными данными мы не располагаем.
Также имеются смутные, разноречивые, но стабильные известия о существовании КЦЗ в США, Канаде и Юж. Америке. Если в Юж. Америке ее составляют, повидимому, русские эмигранты, то в США она, по некоторым данным, образовалась из: 1) анархического клира некоего епископа-американца, поставленного без потверждения Св. Синода еп. Тихоном (Белавиным) перед его отъездом в Россию; 2) анархического клира неких двух епископов, поставленных каким-то русским архиереем уже в 1930-х гг.; 3) анархического клира архиеп. James (Tomps), поставленного в 1954 г. митр. Анастасием, еп. Аверкием и др. иерархами РПЦЗ. Представители второй группы называют себя “Русской Православной Церковью в Сев. Америке” и, судя по именам, – американцы. Говорят также, что основоположники всех трех групп продолжили преемство хиротоний, и на сегодняшний день от них происходит ок. 100(!) епископов, которые, хотя и держатся особняком, но в то же время свободно входят в общение с др. церковными юрисдикциями, вплоть до протестантов.