КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
часть 1. КАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ


Катакомбная Иерархия в тюрьмах и лагерях

Об этом феномене стало известно, благодаря публикациям на Западе ряда свидетельств бывших узников советских концлагерей, которым удалось эмигрировать из СССР. Из этих свидетельств следует, что архиереи и священники ИПЦ, оказавшись в заключении, продолжили свою священную борьбу и там: они совершали богослужения, рукополагали новых епископов и клириков, даже собирали тайные Соборы.

Широко известны в литературе сведения о представительных соборах епископов – узниках СЛОН’а (Соловецкий лагерь особого назначения), в 1926-29 гг.84) К 1926 г. на Соловках уже находилось 29 иерархов. Попав в заключение, они продолжали оказывать существенное влияние на ход дел в своих епархиях, в письмах и посланиях к пастве выражали свою позицию по важнейшим церковным событиям и корректировали действия епархиальных советов. Заключенные епископы образовали самостоятельный церковный орган, известный под названием “Собор соловецких епископов (старцев)”. Иерархи и духовенство представляли собою замкнутую группу заключенных с особой внутренней структурой, во главе которой стоял правящий епископ. Правящими архиереями на Соловках последовательно избирались: еп. Евгений (Зернов), еп. Прокопий (Титов), архиеп. Иларион (Троицкий) и архиеп. Петр (Зверев). Впрочем, позиция Соловецкого собора по отношению к деятельности митр. Сергия была двоякой. С одной стороны наметилось неприятие Декларации 1927 г., с другой – резко осуждалось отделение от митр. Сергия и квалифицировалось как раскол. В ноябре 1927 г. архиеп. Иларион (Троицкий) на собрании 15 епископов уже призывал к принятию Декларации. И хотя собор официально именовал себя “руководящим органом Православной Церкви” (в тексте Памятной записки Соловецких епископов от 27.05(7.06).1926 г.), его решения никогда не имели авторитета в Катакомбной Церкви и ею не признавались. К концу 1928 г. под влиянием прибывших “иосифлян” на Соловках наметился окончательный раскол на сторонников и противников сергианства.

Один из непосредственных очевидцев, проф. И. М. Андреев, сообщил следующие факты о весьма активной деятельности соловецких “иосифлян” и узников иных концлагерей: “За время пребывания в качестве заключенного в Соловецком концлагере (1928-1932 гг.) мне пришлось быть свидетелем многих тайных хиротоний, совершенных епископами Максимом, Виктором, Иларионом (викарием Смоленским) и Нектарием.85) Подобные тайные епископские хиротонии происходили и в других концлагерях, например, в Свирлаге, Белбалтлаге и лагерях Сибири”.86) В другой своей статье проф. Андреев о том же писал так: “Несмотря на чрезвычайные строгости режима Соловецкого лагеря, рискуя быть запытанными и расстрелянными, Владыки Виктор, Иларион, Нектарий и Максим не только часто сослужили в тайных катакомбных богослужениях в лесах острова, но и совершили тайные хиротонии нескольких новых епископов. Совершалось это в строжайшей тайне даже от самых близких, чтобы в случае ареста и пыток они не могли выдать ГПУ воистину тайных епископов. Только накануне моего отъезда из Соловков – я узнал от своего близкого друга, одного целибатного священника, что он уже не священник, а тайный епископ”.87)

В 1949 г. в западной прессе88) появилось сообщение о том, что в 1937 г. нескольким заключенным архиереям, клирикам и мирянам ИПЦ удалось провести тайный Собор. Состоялся он в г. Усть-Куте, что на реке Лене, в перегруппировочном отделении арестного дома, куда временно были свезены участники для последующей депортации в концлагеря. По уточненным данным, всего участвовало 4 епископа, но по имени известен лишь один – еп. Иоанн. Среди решений Собора были следующие: 1) запрещение всем истинно-православным окормляться в Московской Патриархии; 2) подтверждение анафемы патр. Тихона на советскую власть; 3) анафема обновленцам и сергиевцам; 4) анафема отметающим “Кочующий” Собор ИПЦ 1928 г.; 5) постановление о возможности децентрализации церковной власти во время гонений и о духовном единстве всех канонических ветвей ИПЦ.89) Факт проведения Усть-Кутского Собора важен, прежде всего, тем, что это событие явилось лучшим и весьма убедительным доказательством активной организационной деятельности катакомбной иерархии в условиях заключения. Сие событие еще раз доказывает, что проведение соборов было далеко не единственным в концлагерях, где отбывали срок наказания десятки епископов.

Не менее важно и сообщение другого узника из СССР – Б.К. Ганусовского, который в 1959 г. выступил на религиозно-философском собрании в Нью-Йорке. Докладчик свидетельствовал, что в 1950-х гг. в одном из концлагерей познакомился с катакомбным священником ИПЦ, с которым участвовал в тайных богослужениях и т. д. Этот священник сообщил Б.К. Ганусовскому, что “где-то в сибирских лагерях служат известные ему два архиепископа”.90)

В середине 1970-х гг. в западной прессе появились новые сообщения бывших заключенных из Советского Союза о продолжении деятельности Катакомбной Церкви в тюрьмах и лагерях. Так, известный правозащитник А. Левитин-Краснов свидетельствовал, что практически все епископы, в 1927 г. отошедшие от митр. Сергия, погибли в концлагерях еще в 1930-е гг., однако им все же удалось в местах заключения рукоположить ряд епископов-преемников. От них и берет свое начало теперешняя тайная иерархия ИПЦ. “Что касается Катакомбной Церкви – она существует, это не выдумка, – утверждает А. Левитин-Краснов. – По моим сведениям имеется около десяти епископов. Эти епископы ведут свое иерархическое преемство от иосифлян, от епископов, отколовшихся от митрополита Сергия в 1927 г. ...В настоящее время имеется, насколько я знаю, не то 12, не то 8 епископов. Все они рукоположены, в лагерях теми архиереями, которые там были, все они свою деятельность развивают”.91) То же самое подтвердил еще один очевидец: “Истинно-Православная Церковь имеет иерархию, но большая часть ее в тюрьме, либо в исправительных колониях”.92) Все эти лица, конечно, не располагали полнотой информации о Катакомбной Церкви, что, впрочем, и сами признавали. Однако, из их свидетельств можно установить безспорный факт: помимо архиереев и клириков ИПЦ, находившихся в подполье на свободе, существовала некая тайная иерархия в тюрьмах и лагерях.

Что же известно о том, кто именно из законных катакомбных архиереев, которые могли продолжить преемство хиротоний, и в какое время находился в заключении в послевоенный период? – Таковыми являлись: еп. Вениамин (Фролов) Аскинский (†1959) – в заключении с 1929 по 1940 и с 1941 по 1949 гг.; еп. Гавриил Чимкентский (†1971) – в заключении с 1937 по 1954 гг. в Ср. Азии; схиеп. Михаил (Кудрявцев) Краснохолмский (†1955) – в заключении в 1950-х гг. в Мордовских лагерях, где и скончался; схиеп. Доментиан (Локотков) Тюменский (†1970-е) – в ссылках и лагерях до 1950-х гг.; еп. Авдий (†1978) – в ссылках и лагерях до 1950-х гг.; еп. Феодосий (Бахметьев) Пинский (†1986) – в заключении с 1951 по 1958 гг.

Кроме поименованных, известны еще несколько:

Еп. Борис (Чернов). О нем, как о находившемся в заключении в 1950-е гг. упоминает о. Антоний (Чернов).93) Один источник указывает дату его смерти – 1975 г. Других данных о нем нет.

Еп. Даниил. В 1950-е гг. распространился слух о том, что еп. Читинский и Забайкальский Даниил (Шерстенников) был освобожден из заключения в 1953 г. и проживал тайно в Барнауле у одного полковника. Дальнейшая судьба неизвестна.94) Однако, существуют сведения, что еп. Даниил (Шерстенников) умер 14.02.1932 г.95) Но не исключено, что либо эта дата кончины неточна, либо в 1950-х гг. действовал некто иной еп. Даниил.

Архиеп. Савватий, в схиме Серафим. В миру Савватей(?) Сергеевич Грудзинов, род. в 1901 г. в Пермской обл. (по паспортным данным). В 5 лет остался сиротой. В 1917 г. поступил в Шмаковский м-рь Приморского края, где принял постриг в мантию с именем Савватий. Ок. 1920 г. – иеромонах, с 1923 г. – повидимому, кандидат в епископы и с того же времени – настоятель св.-Никольского храма дер. Зеленый Клин Прим. края. За три дня предсказал там тайфун и предупредил всех жителей, после чего стал весьма уважаться населением. Повидимому, ставленник в епископа на кафедру в Приморье в 1925 г. Вл. Андрея Уфимского. Участник “Кочующего” Собора (через еп. Руфина). В 1928 г. арест, срок 10 лет ИТЛ (Сибирь), с 1938 по 1941 гг. – ссылка в Ташкенте, где окормлял катакомбную общину. С 1941 по 1945 гг. – в Ташкентской тюрьме под следствием, где подвергался пыткам. С 1946 по приблизительно 1959-60 гг. в ИТЛ (Колыма?). Освобожден по инвалидности. С 1959-60 по 1969-70 гг. – в инвалидном доме для политзаключенных в г. Потьме. С 1969-70 по 1979-80 гг. – в инв. доме для политзакл. в г. Березняки Мордовской АССР. С 1980 г. проживал в пос. Гремячее Воронежской обл. По заключению (или ссылке) был лично знаком с о. Антонием (Черновым), с которым вместе с др. катакомбными иерархами участвовал в каком-то Соборе (скорее всего в период с 1975 по 1978 гг.), а также – видимо, с еп. Сергием (Кудрявцевым), еп. Ионой (Аракчеевым) и еп. Михаилом (Ершовым). Рукоположил в лагерях ок. 70 священников и (вместе с еп. Афанасием) ок. 17 епископов (возможно, кто-то из них жив и теперь). Скончался в 8(21).03.1982 г.

Еп. Афанасий. Фамилия и имя неизвестны. Вместе с вл. Савватием сидел в Потьме. Освободился в нач. 1970-х гг. и переехал в Подмосковье. В Москве (или в Подмосковье) поставил еще трех епископов. Скончался ок. 1976 г. в Подмосковье. Известен как хроший знаток канонического права и Устава церковного.95а)

Митрополит Владимир. Фамилия и имя неизвестны. Освободился из лагеря (или инвалидного дома в Потьме?) в 1960-х гг., где сидел вместе с архиеп. Савватием и еп. Афанасием. при его участии в лагере поставлялись епископы и священники. Более о нем ничего неизвестно.

Еп. Геннадий. В мiру Георгий Матвеевич Молостовых, 1888 г. рождения. Если он ставленник “андреевцев”, то – епископ с 1928 г. Инвалид, парализованы ноги, его носили в большой корзине. Неоднократно арестовывался и сидел в лагере в 1930-х гг. Встречался с Михаилом (Ершовым), который упоминает его как “старца Геннадия”. В 1948 г. сидел в Владимирском централе. Тайно проживал в с. Бол. Мутор, Касимовского р-на, Рязанской обл. Скончался в 1958 г.

Еп. Паисий. Фамилия – Рожнов, имя, отчество неизвестны. Вероятно, поставлен во все степени еп. Геннадием (Молостовых). Проживал с ним же. Неоднократно сидел в тюрьмах и лагерях. Арестован в 1950 г.

Еп. Мелетий. В мiру Матвей Щеглов, род. ок. 1910 г. Кем пострижен в иночество и рукоположен в диакона и священника – неизвестно. Неоднократно сидел в лагерях, причем по меньшей мене один раз вместе с иосифлянским иеросхим. Амвросием (Капинусом) В 1973 г. рукоположен в епископа двумя неизвестными епископами по имени Антоний (фамилия одного из них – Перепелица-Нориц), умерших один за другим в 1970-х гг. Его в общение хотел принять архиеп. Савватий (Грудзинов). В начале 1990-х гг. переехал в Поворинский р-он Воронежской обл. Ныне еще жив. Поставил большое количество клириков.

Со слов очевидцев, опубликовавших свои свидетельства в западной прессе96), стало известно еще об одном катакомбном иерархе, рукоположенном в лагерях, кто находился в заключении в 1970-е гг. Вот его биографические данные97):

Еп. Михаил. В миру Михаил Васильевич Ершов, родился 17.09.1911 г. в с. Мамыково Казанской губ. в крестьянской семье. Пострижен в мантию в 1927 г. В 1928 г. рукоположен в иеродиакона, в 1930 г. – в иеромонаха еп. Нектарием (Трезвинским) в Казани. По другим данным рукоположение совершал некий еп. Петр, действовавший в Поволжье. 3.03.1931 г. – арест в Чистополе, 1.05.1931 г. – освобожден. Через несколько дней новый арест в Казани, через 12 дней отпущен. В апреле 1933 г. арест в Аксубаево, в июле отпущен. В сент. 1933 г. арест в Чистополе, через 7 дней освобожден. 7.06.1934 г. – арест в Билярске, этапирован в Чистополь, затем в Казань, приговорен к 8 годам ИТЛ. Срок отбывал в Мариинских, Байкало-Амурских лагерях, затем в Улан-Уде и под Мурманском. 23.09.1942 г. – освобожден, вернулся в Чистополь. 17.10.1942 г. – арест, заключен в Чистопольскую тюрьму. 16.02.1943 г. – освобожден. По освобождении служил тайно, организовав походную церковь, странствовал, устроил скит. 12.12.1943 г. – арест, 18.08.1944 г. приговорен к ВМН. Ок. 3-х месяцев провел в смертной камере-одиночке. 9.11.1944 г. расстрел заменен на 15 лет каторжных работ. Срок отбывал в тюрьмах и лагерях Казани, Арзамаса, Воркуты, Ольги, Сибири, бухты Ванино, Сахалина, бухты Нагаевой, Магадана, Сумана, Колымы, Хабаровска, Благовещенска, Братска, Тайшета. В 1958 г. – новый срок 25 лет концлагерей. Из них 15 лет провел в кандалах. Обладал чрезвычайными дарами пророчества и исцелений. По сообщению духовных детей, “много он исцелял прокаженных, бесноватых, хромых, слепых и больных... Он исцелил в лагере изсохшую руку Ивану Кокареву, исцелил ноги Василию Калинину, лежавшему без движения 3 года. Подошел, взял за руку и сказал: “Встань и иди”. У Русакова Григория он исцелил прокаженное лицо, от которого уже шла вонь, снял всю корку с лица его”. Значится как поставленный в еп. Чистопольского в лагере – видимо, кем-то из “даниловцев” ок. 1940 г. Возможно, именно он через доверенных лиц участвовал в тайном Никольском Соборе ИПЦ 1961 г. и в Соборике 1974 г. Последние годы находился в Мордовских лагерях на ст. Потьма. Умер 3.06.1974 г. в тюремной психиатрической спецбольнице в Казани.

Ныне известно несколько катакомбных общин из б. духовных чад еп. Михаила – в Чистополе и в др. местах Поволжья. Существует также секта “Ершовцев-Михайловцев”, почитающая еп. Михаила за “Михаила Архангела”, возникшая вопреки его поучениям, так как повода к их деятельности он не давал.

Еп. Филарет. В миру Григорий Иванович Разсказов, род. в 1913 г. в Рязанской губ. С детства принадлежал к ИПХ. В 1941 г. пришел в Татарию и примкнул к еп. Михаилу (Ершову). Арестован, срок 8 лет ИТЛ. Ок. 1945 г. в лагере поставлен последним в диакона и пресвитера. По выходе из лагере в 1948 г. переехал к епископам Геннадию и Паисию. Еп. Паисий постриг его в мантию с именем Филарет и, совместно с еп. Геннадием, рукоположил во епископа. Еп. Чистопольский Михаил (Ершов), как, по-видимому, управляющий Казанской митрополией, признал сию хиротонию как викария Казанской митрополии, но еп. Филарет сомневался в хиротониях от еп. Михаила. В 1954 г. вновь арестован и осужден. По выходе из лагеря в 1972 г. поминал еп. Серафима (м. б. Савватия Грудзинова?). Потом примкнул к архиеп. Антонию (Голынскому-Михайловскому) в качестве простого иеромонаха. Скончался вне общения с Голынским или др. епископами примерно в 1982 г.97а)

Другими данными о катакомбной Иерархии в тюрьмах и лагерях мы не располагаем. Возможно, к концу 1980-х гг. она прекратила свое существование. Известно, что последние катакомбники, имевшие длительные сроки, досиживали в лагерях еще в конце 1980 – начале 1990-х гг. Впрочем, нельзя исключать, что в настоящее время еще жив кто-то из тайных епископов, получивших хиротонии в заключении, и впоследствии, по освобождении, скрывшихся где-то в глухом подполье.98)

     Продолжение


  наш адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
   e-mail:         


Текстовое меню
Об изданииКатакомбная Церковь/ Экклезиология/ Документы/ Полемика/рецензии
АпостасияБогословие/ Старостильники/ Богослужение/ Акты Новомученников/ 
 Новости/ История/ Ссылки/ Гостевая книга/ Персоналии/

Rambler's Top100
Всероссийский Вестник Истинных Православных Христиан "Русское Православие"; Russian Orthodox , 1996-2003(c)Вячеслав Крыжановский, (издание возстановлено 20.01.2005), The Russian Catacomb Church of the True Orthodox Christians


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz