КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
часть 1. КАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ


Епископ Варнава (Беляев)

Широко известен, благодаря своему сочинению “Основы искусства святости”, изданному в Московской Патриархии в 1995-98 гг. Являлся же он катакомбным архиереем, хотя и не примыкал ни к одному из известных течений ИПЦ. Жизнеописание еп. Варнавы, известное в нескольких вариантах99), не во всем правдиво и нуждается в дополнениях.

Еп. Варнава Васильсурский. В миру Беляев Николай Никанорович, родился 12 мая 1887 г. в с. Раменское Бронницкого уезда Московской обл. в семье рабочего. По материнской линии – внук диакона, служившего в погосте Дорки при с. Загорново. Родители, Никанор Беляев и Клавдия Смирнова, долго не имели детей. 18 лет они умоляли Бога и св. Николая Чудотворца о даровании сына. Мать дала обет, если Господь ее услышит, воспитать его духовным и ученым. Во время одной из тяжелых болезней матери консилиум врачей приговорил, что у нее никогда уже не будет детей. Но по прошествии немногим более года, через неделю после весеннего свят.Николая, родился мальчик, которого назвали в его честь. В 1910 г. Николай закончил гимназию в Москве с золотой медалью, после чего отправился в Оптину пустынь, где встретился со старцем Варсонофием, который благословил ему поступить в МДА. Духовный сын старцев иеросхимонаха Алексия (Соловьева) и схиархимандрита Гавриила (Зырянова). 11.06.1911 г. – постриг в мантию с именем Варнава еп. Феодором (Поздеевским) в Зосимовой пустыни Владимирской губ. Летом того же года рукоположен в иеродиакона, а в 1913 г. – в иеромонаха. В 1915 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. 11.09.1915 – лето 1918 г. – преподаватель в Нижегородской ДС. Архимандрит Старо-Голутвинского монастыря Московской обл. 16.02(29.02).1920 г. – хиротонисан в еп.Васильсурского, вик. Нижегородской епархии. Хиротонию возглавлял архиеп.Евдоким (Мещерский). 19.07.1922 г. подписал резолюцию на собрании духовенства Нижнего Новгорода о признании обновленческого ВЦУ, но вскоре, раскаявшись, поехал в Москву к архиеп.Феодору (Поздеевскому), который не принял его. Оттуда отправился в Зосимову пустынь к старцу Алексию, который наложил на него епитимию. 29.09.1922 г. получил благословение от старца Алексия принять подвиг юродства и уйти в затвор. 19.10.1922 г. помещен в психиатрическую лечебницу с диагнозом “истероневрастения”. Оттуда выпрошен верующими, и в конце октября 1922 г. вернулся в нижней Новгород, где поселился в доме у своих духовных чад Р. А. и Е. г. Карелиных. Здесь написал труд “Основы искусства святости” и др. сочинения, которые зарыл на хранение в землю. Несколько раз арестовывался и помещался в камеру предварительного заключения. Однако медкомиссия не смогла доказать, что он здоров, и епископ был отпущен, т. к. для заключения его в тюрьму требовалось снять диагноз. В начале 1928 г. переехал в Кзыл-Орду в Ср. Азию. После встреч с архиеп. Андреем (Ухтомским), который отбывал там же ссылку, принял решение отложиться от митр. Сергия (Страгородского). По сей причине в его общинах произошел раскол. Принял участие в “Кочующем” Соборе ИПЦ 1928 г. Первоначально его решения не подписал, оставив пометку: “Согласился, но подписать отказался”. Позднее поставил подпись через монаха Корнилия. С осени 1931 г. тайно проживал в Москве на квартире у одного архитектора. В марте 1933 г. – арест, заключен в Бутырскую тюрьму. Осужден по обвинению в “создании тайного монастыря” к 3 годам ИТЛ. Срок первоначально отбывал в лагере на Чуйском тракте в Алтайском крае. Здесь продолжал подвиг юродства, с людьми не общался, на работу не выходил. Лагерными врачами признан сумасшедшим, и с диагнозом “шизофрения” отправлен в тюремную психбольницу 1-й трудовой колонии г. Томска, в которой пробыл 2 месяца, после чего этапирован в Мариинские лагеря. В марте 1936 г. освобожден. Получая документы, изменил отчество Никанорович на Николаевич, год рождения 1887-й на 1883-й. В 1936-1948 гг. – на поселении в г. Томске. Здесь среди его духовных чад произошло новое разделение. С 1948 г. до смерти проживал в Киеве. Продолжал подвиг юродства, находясь в затворе, с людьми почти не общался. Внешним был известен как “дядя Коля”. Снова работает над своими сочинениями, которые были изъяты из земли. Переписывался с катакомбным еп. Иоанном Зарайским, ок. 1960 г. через посредников отправил письмо еп. Владимиру (Штромбергу). С еп. Варнавой пытался связаться Ф. И. Журбенко (ныне “архиепископ Лазарь”), но Владыка не пожелал встречаться с ним. В Киеве среди духовных чад еп.Варнавы вновь произошел раскол т. к. некоторые из них стали посещать храмы МП и причащаться у сергиан. Вопреки некоторым свидетельствам из недостоверных источников, известно, что еп. Варнава никогда не давал на это своего благословения, т. к. однозначно отвергал благодатность “таинств” МП. За 40 дней до кончины благословил шить себе архиерейское облачение, которого у него не было. Скончался 23 апреля/6 мая 1963 года. Погребен на Байковом кладбище в Киеве.

Ныне известны две небольшие катакомбные общины, состоящие из бывш. духовных чад еп. Варнавы – в Киеве и Нижнем Новгороде, где хранятся части его архива.

 

     Продолжение


  наш адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
   e-mail:         


Текстовое меню
Об изданииКатакомбная Церковь/ Экклезиология/ Документы/ Полемика/рецензии
АпостасияБогословие/ Старостильники/ Богослужение/ Акты Новомученников/ 
 Новости/ История/ Ссылки/ Гостевая книга/ Персоналии/

Rambler's Top100
Всероссийский Вестник Истинных Православных Христиан "Русское Православие"; Russian Orthodox , 1996-2003(c)Вячеслав Крыжановский, (издание возстановлено 20.01.2005), The Russian Catacomb Church of the True Orthodox Christians


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz