КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
часть 1. КАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ


“Климентовцы”

Данное течение в Катакомбной Церкви происходит от св.новомученика еп. Иркутского Климента (Логгинова) – ставленника Вл. Андрея Уфимского, отчего “климентовцев” более правильно было бы считать ответвлением собственно “андреевской” иерархии. До середины 1990-х гг. о “климентовской” ветви ИПЦ практически ничего не было слышно. Даже в “катакомбах” не все знали о ее существовании, что свидетельствует о хорошо поставленной конспиративной деятельности “климентовцев”. В послевоенный период “климентовцы” практически полностью сливались с “андреевцами”, участвовали в совместных хиротониях и т.д., но из-за смертей в 1980-х гг. почти всех “андреевских” архиереев, лично знавших “климентовских” епископов, связи с последними были утрачены. И только осенью 1994 г., после возстановления “андреевской” иерархии, “климентовцы” вошли, наконец, с нею в контакт. В Сибири переговоры с “андреевцами” вел еп. Тайшетский Иоанн (Курицын), который от лица прочих “климентовских” архиереев предложил им возстановить полное общение. “Климентовцы” признали каноничность епископских хиротоний, совершенных блаженнопочившим еп. Амфилохием и в августе 1995 г. союз официально состоялся. “Андреевцы” со своей стороны все прямые контакты с “климентовцами” поручили хор-епископу Вавиле (Амосову), который стал официально представлять их на Освященных Соборах Катакомбной Церкви. На Соборе 1996 г. по просьбе архиеп. Амвросия Готфского было составлено прошение к “климентовцам”, чтобы они подробно изложили историю своей иерархии. В результате в августе 1997 г. в Москву к архиеп. Амвросию приехал представитель “климентовцев” инок Варлаам, привезший с собою документы и детально изложивший всё, связанное с этой катакомбной иерархией. Отсюда мы и имеем все данные43) о поставлениях “климентовских” архиереев.

К сожалению, о самом еп.Клименте в нашем распоряжении имеется совсем мало биографических сведений.44) Известно лишь, что с рождения и до поставления в сан иеромонаха он являлся членом господствующей Греко-Российской Церкви. В 1920-х гг. был тесно связан с единоверием. Пострижен в мантию в 1923 г. В 1925 г. перешел в “беглопоповское” старообрядческое согласие45), где в сане архимандрита возглавлял общину в Асхабаде из числа тех, кои не признавали над собою архиерейской власти б. обновленца еп. Николы (Позднева), принятого частью “беглопоповцев” из обновленчества в 1923 г.

Переговоры о епископской хиротонии “беглопоповцы” вели с архиеп. Андреем (Ухтомским) еще с 1917 г., во время проведения Всероссийского Поместного Собора. Именно тогда Вл. Андреем и представителями “беглопоповцев” был разработан особый чин возсоединения, в основу которого был положен принцип единоверия.46) Согласно чину, архиеп. Андрей обязывался зачитать пространное исповедание веры и затем, в качестве икономии, помазать самого себя, как архиерея, св.мvром, после чего – совершить первую архиерейскую хиротонию для “беглопоповского” согласия. По свидетельству архиеп. Андрея, сие чинопоследование было одобрено Патр. Тихоном и митр. Антонием (Храповицким), духовником Вл. Андрея.47) Скорбные события 1918-1919 гг. помешали тогда исполнить это начинание, и только в 1925 г. задуманное удалось осуществить.

В августе 1925 г. “беглопоповский” архим. Климент приехал в Асхабад, где в ссылке проживал архиеп. Андрей. 3 сентября 1925 г. Вл. Андрей и его ближайший сотрудник еп. Саткинский Руфин (Брехов) совершили над собой чин мvропомазания и совместно рукоположили архим. Климента во епископа Томского старообрядческого для “беглопоповских” общин. Однако вскоре Вл. Андрей получил известие, что ни его, ни еп.Климента большинство “беглопоповцев” своими епископами не признали. Объяснялось это, видимо, тем, что архиеп. Андрей и еп. Руфин продолжали оставаться на своих кафедрах и окормлять свою паству, не переходя совершенно к “беглопоповцам”, но одновременно объединяя всех под своим началом.48) Сам Вл. Андрей воспринимал совершенное над собой мvропомазание не как повторение таинства при принятии из ереси вторым чином, а лишь как простое помазание елеем, по икономии (домостроительству), и только самими “беглопоповцами” воспринимавшееся как мvропомазание.49)

31 октября 1925 г. еп. Климент третьим чином, т.е. через покаяние, был принят архиеп. Мелетием (Картушиным) в состав “белокриницкой” старообрядческой иерархии и временно назначен на Амурско-Иркутскую кафедру. С сего момента начинается деятельность еп. Климента как катакомбного архиерея. Освященный Собор Древле-православной Старообрядческой Церкви 1926 г. признал каноничность хиротонии еп. Климента и его присоединения к “белокриницкой” иерархии.

Несмотря на то, что с 1925 г. еп. Климент значился состоящим у “белокриницких”, он все же сохранил полную автономность и свободу действий, продолжая молитвенное общение и совместные рукоположения с “андреевцами”. Таким образом, его правильнее считать скорее единоверческим, чем чисто старообрядческим епископом. Еще более вероятно предположить, что глава “белокриницкой” иерархии архиеп. Мелетий, предвидя усиление репрессий против Церкви, благословил еп. Клименту совершать тайные хиротонии священников и епископов для организации особой катакомбной старообрядческой иерархии, что подтверждается фактом утверждения архиеп. Мелетием таковых поставлений. Однако в 1927 г. еп. Климент отказывается от управления Амурско-Иркутской епархией из-за несогласия некоторых “белокриницких” приходов состоять под его управлением. Но судя по предпринятым им тайным хиротониям очевидно, что еп. Климент продолжал осознавать себя именно Иркутским архиереем, т. к. в данной епархии установил несколько епископий, расположенных преимущественно на одной магистрали Иркутск-Тайшет.

Итак, в период с октября по декабрь 1925 г. еп. Климент принял участие в тайных поставлениях 6 катакомбных архиереев: с архиеп. Мелетием (Картушиным) – еп. Виктора (Прокошина, †1930-е), с еп. Руфином (Бреховым) – еп. Михаила (Любомудрова) Нерченского († после 1937?) и еп. Феодора (Палёнова) Урянхойского (†1927)50), с еп.Феодором (Палёновым) – еп. Филиппа (Зайцева) Усольско-Ангарского и еп. Иоанна (Кашина) Ойротского († ок. 1936), с епископами Михаилом и Феодором – еп. Феодора (Рогова) Хвалынского. В конце 1927 г. еп. Климент, совместно с еп. Руфином и еп. Аввакумом (Боровковым), ставит еще 4-х архиереев: еп. Андрея (Веригина) Еманжелинского (†1937), еп. Леонтия (Митрофанова) Искитимского, еп. Давыда (Палёнова) Урянхойского и еп. Аввакума (Кольцова) Тайшетского. В 1935-36 гг. совершаются новые хиротонии: с еп. Аввакумом (Кольцовым) – еп. Климента Нижнеудинского, еп. Луки (Чуднова) Илимского и еп. Фалалея (Минина) Нерченского (†1937?). И, наконец, в 1937 г. значится еще одно поставление при участии еп. Климента: с еп. Феодором (Роговым) и еще кем-то из “андреевцев” – еп. Спиридона Еманжелинского. Таким образом было положено начало “климентовской” иерархии Катакомбной Церкви. В 1938 г. еп. Климент был арестован и расстрелян. Его ставленники продолжили преемство хиротоний.

После смерти в 1962-63 гг. сразу нескольких “климентовских” архиереев возникла необходимость новых поставлений. В 1963 г. где-то в Иркутской обл. “климентовцам” удалось провести свой Собор, на котором епископами Филиппом, Климентом и Лукой были совершены 3 хиротонии: еп. Иова (Дементьева) Искитимского, еп. Иоанна (Курицына) Тайшетского и (без участия еп. Филиппа) еп. Пафнутия Хвалынского, который впоследствии учинил раскол и создал собственную иерархию. В 1964 г. был хиротонисан Еп. Сава (Палёнов) на Урянхайскую кафедру еп. Василием (Берсеневым) и еп. Лукой (Чудновым). Еп. Сава скончался в возрасте 107(!) лет в феврале-марте 2000 г.

На сегодняшний день в составе “климентовской” иерархии значатся 5 епископов. Это:

1) Еп. Климент – 1919 г. рожд., хиротонисан в 1967 г. в еп. Усольско-Ангарского епископами Климентом, Лукой и Иоанном.

2) Еп. Кирил – 1928 г. рожд., хиротонисан в 1972 г. в еп. Еманжелинского еп.Климентом Нижнеудинским и еп. Меркурием (Котловым).

3) Еп. Софроний – 1915 г. рожд., хиротонисан в 1974 г. в еп. Илимского еп. Климентом Нижнеудинским, еп. Иоанном (Курициным) и еп. Климентом Усольско-Ангарским.

4) Еп. Авраамий – 1908 г. рожд., хиротонисан в 1977 г. в еп. Ойротского еп. Иовом (Дементьевым) и еп. Савой (Палёновым).

5) Еп. Сергий – 1931 г. рожд., хиротонисан в 1978 г. в еп. Нижнеудинского епископами Иоанном, Климентом Усольско-Ангарским и Софронием.

Все “климентовские” архиереи исторически являются членами Катакомбной Церкви, вместе с клиром и паствой находятся на нелегальном положении. Идеологически и догматически – идентичны “андреевцам”. В каноническом отношении апостольское преемство “климентовцев” также сомнений не вызывает.

Возможно, “Истинно-Православными Христианами Странствующими” (ИПХС) в “катакомбах” именовали именно “климентовцев”. На это косвенно указывает тот факт, что часть паствы и клира “климентовцев” состояла из бывших последователей т. н. “беловодского” согласия старообрядцев-странников.

Географически “климентовские” общины располагаются в Забайкалье, Приамурье, Туве, Иркутской обл., на Алтае, частью в Семипалатинске, Томской обл., Поволжье и Центральной России. Общая их численность достигает 25-30 тыс. чел. Имеется шесть скитов: на Алтае, в Туве, Бурятии и Иркутской обл. Национальный состав, как и у “андреевцев”, – неоднороден.

 

     Продолжение


  наш адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
   e-mail:         


Текстовое меню
Об изданииКатакомбная Церковь/ Экклезиология/ Документы/ Полемика/рецензии
АпостасияБогословие/ Старостильники/ Богослужение/ Акты Новомученников/ 
 Новости/ История/ Ссылки/ Гостевая книга/ Персоналии/

Rambler's Top100
Всероссийский Вестник Истинных Православных Христиан "Русское Православие"; Russian Orthodox , 1996-2003(c)Вячеслав Крыжановский, (издание возстановлено 20.01.2005), The Russian Catacomb Church of the True Orthodox Christians


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz