КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
часть 1. КАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ
“Даниловцы”
Начиная обзор об этой катакомбной ветви, следует подчеркнуть, что ее история приводит нас к самому зарождению ИПЦ. Наименование сего течения “даниловским” происходит от Свято-Даниловского Московского монастыря, в 1920-е гг. ставшего духовным центром оппозиции официальному руководству Российской Церкви, которое избрало весьма скользкий путь компромиссов с советской властью. Общепризнанным духовным лидером “даниловцев” являлся архиеп. Феодор (Поздеевский). Его основные биографические данные51) таковы:
Архиеп. Феодор Волоколамский. В миру Поздеевский Александр Васильевич, род. 21.03.1876 г. в с.Макарьевское Скребинской вол. Ветлужского уезда Нижегородской губ. в семье священника. В 1896 г. окончил Костромскую ДС, а в 1900 г. – Казанскую ДА со степенью кандидата богословия. В том же году принял постриг в мантию с именем Феодор от еп.Антония (Храповицкого). Духовный сын старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова). 24.07.1900 г. рукоположен в иеромонаха. С 15.08.1900 г. – профессорский стипендиат кафедры патрологии при Казанской ДА. С 15.10.1901 г. – преподаватель Калужской ДС, с 3.07.1902 г. – инспектор Казанской ДС. 13.10.1903 г. получил звание магистра богословия. С 4.02.1904 г. – ректор Тамбовской ДС. 18.03.1904 г. возведен в сан архимандрита. С 19.08.1906 г. – ректор Московской ДС, с 19.08.1909 г. – ректор МДА. 14.09.1909 г. хиротонисан в еп.Волоколамского, четвертого викария Московской епархии. В апреле 1917 г. уволен от должности ректора МДА за “реакционные” взгляды, с 1.05.1917 г. – настоятель Московского Свято-Данилова мон-ря. Участник Поместного Собора РПЦ 1917-18 гг. по выборам от монашествующих. Со многими решениями Собора был несогласен. В июле 1918 г. назначен еп. Пермским и Кунгурским, на кафедру не поехал. В 1919 г. организовал и возглавил религиозно-философские курсы для молодежи при Свято-Даниловом мон-ре. 13.07.1920 г. арестован в Москве, 26.07.1920 г. приговорен к заключению в концлагерь до конца гражданской войны за антисоветскую агитацию. Отбывал срок в Бутырской и Таганской тюрьмах, 24.03.1922 г. освобожден. Резкий и непримиримый антиобновленец. 14.03.1923 г. вновь арестован в Костромской губ., 27.03.1923 г. депортирован в Москву, но 20.06.1923 г. освобожден под подписку о невыезде. С сентября 1922 г. возглавил т. н. “Параллельный Синод” в Московском Свято-Даниловом монастыре. В октябре 1922 г. архиереями “Параллельного Синода” возведен в сан архиепископа. В августе 1923 г. в сан архиепископа возведен патр. Тихоном, в нач. сентября того же года назначен им же в. у. Петроградской епархией, однако от назначения отказался. 16.04.1924 г. – арест в Св.-Даниловом мон-ре по обвинению в антисоветской агитации. 18.10.1924 г. освобожден из тюремной больницы под подписку о невыезде. Вновь арестован 15.12.1924 г. Постановлением ОСО при КОГПУ от 15.06.1925 г. приговорен к высылке в Киргизский край. Ссылку отбывал в г. Тургае, затем в г. Орске. 4.11.1927 г. освобожден с запрещением проживания в 6 важнейших городах. В 1927-29 гг. проживал в г. Владимире. Участник “Кочующего” Собора ИПЦ 1928 г. Подписал его решения через иеромонаха Нафанаила. В 1929 г. – арест во Владимире, приговорен к 3 годам ИТЛ. Срок отбывал в Свирьлаге (ст. Лодейное поле, также ст. Олесово). В 1932 г. освобожден, полгода тайно проживал под г.Каширой, затем вернулся во Владимир. В 1933 г. проживал в г. Зарайске Московской обл. В январе 1933 г. – арест по делу “Партии Возрождения России”, 26.07.1933 г. приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан, но в 1934 г. выслан в Северный край. Проживал в с.Тентюково близ г.Усть-Сысольска Коми АССР. В 1935 г. – арест, срок ссылки продлен еще на 3 года. Принял схиму с именем Даниил. В июле 1937 г. арест в Усть-Сысольске, отправлен в тюрьму г.Иваново для следствия по делу “даниловского братства”. Постановлением Тройки УНКВД по Ивановской обл. от 22.10.1937 г. приговорен к ВМН. Расстрелян в Ивановской тюрьме 23.10.1937 г.
Исторические сведения о “даниловском” течении ИПЦ в известной литературе или скудны, или искажены. Однако, сегодня, на основании принципиально новых данных, полученных из достоверных источников в катакомбной Церкви52), мы можем частично возстановить подлинную картину событий.
“Даниловское” движение возникло в 1922 г. как реакция на примиренческую тактику патр.Тихона и его окружения с большевиками и состояло из ряда консервативно настроенных иерархов, не согласных с официальным курсом своей высшей церковной власти. В начале сентября 1922 г., под духовным руководством Вл. Феодора, “даниловцы” начали формирование т. н. “Параллельного Синода”, ввиду неэффективности Синода Патриаршего, находившегося под полным контролем ГПУ. В первом заседании “Параллельного Синода” приняли участие: еп. Феодор (Поздеевский), еп. Гурий (Степанов) Алатырский (†1938) и только что освободившийся из заключения архиеп. Андрей(Ухтомский). Вскоре к ним присоединяются: еп. Арсений (Жадановский) Серпуховский (†1937), еп. Серафим (Звездинский) Дмитровский (†1937), еп. Серафим (Самойлович) Угличский (†1937) и другие. Участники “Параллельного Синода” мыслили себя “Постояннодействующим Предсоборным Совещанием” и главной своей целью ставили организацию тайного Поместного Собора, способного в новых церковно-политических условиях разрешить накопившиеся за длительный междусоборный период проблемы вне всякого контроля и давления властей. За первые два месяца своей деятельности “даниловцы” приняли следующие основополагающие решения: 1) утвердить принципы децентрализации церковной жизни как наиболее эффективный способ сопротивления контролю большевиков над Церковью; 2) начать несанкционированные и тайные поставления архиереев и священников для организации Катакомбной Церкви в масштабах всей России53); З) вынести догматическое осуждение обновленцам.54) В июне 1923 г. в Михайловском храме Донского монастыря “даниловцы” провели “соборик” (или “Малый Собор”), на котором уточнили свою позицию, постановив, что: 1) Патриаршее управление, в том виде, в каком оно существует, нецелесообразно и даже вредно; 2) патр.Тихон вполне скомпрометировал себя как глава Русской Церкви, приведя всю церковную жизнь к полному развалу; 3) авторитет патр.Тихона потерял силу, а потому не следует ему подчиняться. Совершенно неверно утверждение сергианского историка Л. Регельсона, а вслед за ним и других авторов, что “даниловская” оппозиция якобы придерживалась “умеренной” и в целом “примирительной” позиции по отношению к патр.Тихону, что будто “несмотря на свое неподчинение, епископы, пребывавшие в Даниловом монастыре, не прерывали молитвенно-канонического общения с Патриархом”.55) На самом же деле архиеп. Феодор и ближайшие его единомышленники несколько раз (в связи с введением нового стиля и поминовения властей в 1923 г., а также по причине унии с обновленцами в 1924 г.) прекращали возношение имени Патриарха за богослужениями.56)
В 1923-25 гг. “даниловское” течение значительно усилилось включением в его состав новых архиереев, прибывших в Москву: архиеп. Николая (Добронравова) Владимирского (†1937), архиеп. Пахомия Черниговского (†1937) и еп. Аверкия Житомирского (†1937) (Кедровых), еп. Николая (Никольского) Елецкого (†1928), еп. Зиновия (Дроздова) Тамбовского (†1940-е), еп. Варсонофия (Вихвелина) Никольского (†1934) и целого ряда других. За этот период “даниловцы” смогли наладить прямые связи со многими местными епархиями. Так, с “андреевцами” в Уфимской епархии связь осуществлялась через еп. Иоасафа (Удалова) Чистопольского, а с Украинской Церковью – первоначально через Парфения (Брянских) еп.Ананьевского (†1938), а позже – через Дамаскина (Цедрика) еп. Глуховского (†1937).
Сразу же после смерти и погребения Патриарха в апреле 1925 г. товарищ Е. А. Тучков устроил в Москве театрализованные “выборы” Патриаршего Местоблюстителя, пригласив всех находившихся тогда в столице иерархов.57) Как известно, таковым стал митр. Петр Крутицкий, который был сторонником продолжения компромиссов с большевиками. Часть “даниловцев”, и в первую очередь сам архиеп.Феодор (Поздеевский), отказалась признать законными местоблюстительские полномочия митр.Петра, хотя далеко не все из них разделяли такую жесткую позицию.58) С конца 1925 и в 1926 гг. прошли массовые аресты “даниловцев” в Москве и др. городах. Движение, объединявшее собою более 30 архиереев, по крайней мере организационно, было разгромлено. Однако, именно “Параллельный Синод” явился тем закладным камнем, на котором стала утверждаться Катакомбная Церковь.
Важнейшим деянием “даниловцев” в этом направлении стало осуществление тайных архиерейских хиротоний, начавшихся уже в 1923 г. Среди рукоположенных таким образом катакомбных епископов известны: Марк (Новоселов) еп. Сергиев-Посадский, поставленный в 1923 г. архиеп. Феодором (Поздеевским), еп. Арсением (Жадановским) иеп. Серафимом (Звездинским); Агафангел (Садковский) архиеп. Екатеринодарский, рукоположенный в 1923 г.; Иоанникий (Неглядов), в схиме Иоанн, еп. Новороссийский (†1935) и Сергий (Никольский), еп. Бузулукский (†1930) – рукоположенные в 1925 г.; Уар (Шамарин) еп. Липецкий (†1938), поставленный в 1926 г. при участии архиеп. Зиновия (Дроздова); Феопемпт (Иванов) еп. Макарьевский, хиротонисанный в 1928 г.; еп. Юлий (Морозов), еп. Стефан и другие (всего – ок. 25). Активизацией “даниловцев” вызвана волна тайных хиротоний и на Украине, начавшаяся также с 1923 г. В них приняли участие еп. Дамаскин (Цедрик), еп. Парфений (Брянских) и еп. Макарий (Кармазин) Уманский.59)
Отношение “даниловцев” к митр. Сергию (Страгородскому) было соответственно крайне отрицательным. Те из них, кои отказывались признавать законность полномочий митр. Петра Крутицкого, автоматически, еще с 1926 г., стали отрицать какую-либо легитимность его “заместителя”. Сергианский апологет И. Снычев справедливо отмечает, что “даниловцы” “в отношении к митр.Сергию держались своеобразной тактики: официально они не отделялись от Заместителя (так как очевидно – никогда не признавали его, – авт.), но своими действиями выражали самую настоящую оппозицию против последнего. Они не только осуждали деяния митр. Сергия, но и в кругу своих единомышленников осмеивали их и даже... запрещали своим последователям посещать те храмы, в которых поминали имя Заместителя, и принимать от сергианских священников таинства”.60) Позицию наиболее непримиримых выражал сам архиеп.Феодор (Поздеевский), который “не признавал за Московской Патриархией действенности совершаемых в ее храмах таинств, считая ее священников за “простых сапожников”, и до самой смерти... своим чадам сам разсылал Св. Дары”.61) В одном из своих писем, на вопрос, кому можно уподобить сергиан, вл. Феодор дал такой, весьма характерный ответ: “Сергиан можно уподобить тем свиниям гадаринским, в которых вошли бесы и которые бросились с крутизны в море и погибли в воде”.
Именно бывшим членам “Параллельного Синода” принадлежит ведущая роль в формировании антисергиевской оппозиции в Москве, Ярославле, Ленинграде, на Украине и других областях страны. Так, например, “Ярославская Автокефалия” в своей подготовительной работе явилась как бы некой “пробой пера” со стороны “даниловцев”, ибо в 1926 г. на переговоры от них с Агафангелом (Преображенским) митр. Ярославским (†1928) и Евгением (Кобрановым) еп. Ростовским (†1937) ездил еп. Серафим (Звездинский). В Петроградской епархии еп. Марк (Новоселов) оказал огромное влияние в деле образования “иосифлянского” движения. По некоторым сведениям, он даже являлся духовным руководителем архиеп.Димитрия Гдовского.62) В среде же самих “иосифлян” – Сергий (Дружинин) еп. Копорский (†1937), Димитрий (Любимов) архиеп. Гдовский (†1935), Григорий (Лебедев) архиеп. Шлиссельбургский (†1937), Стефан (Бех), бывш. еп. Ижевский (†1933) – каждый по-своему соприкасались с “даниловцами”: архиеп.Димитрий был постриженником, а архиеп.Григорий – насельником Св.-Данилова монастыря, епископы Сергий и Стефан сами входили в состав “Параллельного Синода”. На Украине антисергиевские настроения во многом были инициированы активно действовавшими там “даниловцами” – еп. Дамаскиным (Цедрик), еп. Парфением (Брянских), еп. Павлом (Кратировым) Старобельским (†1932). И, наконец, следует особо подчеркнуть, что именно “даниловцы”, и более всех еп. Марк (Новоселов), приложили стараний для подготовки и проведения “Кочующего” Собора ИПЦ 1928 г., ставшего прямым следствием деятельности в 1922-25 гг. “Постояннодействующего Предсоборного Совещания” в Москве.
“Даниловское” течение не утратило своего значения и после 1928 г. и даже пополнялось новыми последователями, например, такими как: Амфилохий (Скворцов) еп.Красноярский, Аркадий (Остальский), в схиме Антоний, еп. Лубенский (†1937). Продолжались и тайные хиротонии для “катакомб”. О деятельности “даниловцев” в 1930-е гг. практически ничего неизвестно. Все наиболее авторитетные архиереи были репрессированы, а оставшиеся на свободе, строго следуя политике децентрализованного единства, рассредоточились, уйдя в глубокое подполье. Естественно, что такая молекулярная структура, к тому же существующая нелегально, чрезвычайно осложняла большевикам борьбу с “даниловцами” и остальными течениями ИПЦ, которые следовали подобной тактике.
И все же масштабные репрессии 1930-х гг. удалось пережить немногим “даниловцам”. Из архиереев, действовавших в “катакомбах” в послевоенный период, нам известны следующие.
1. Еп. Сергий Краснохолмский. Его фамилия – Кудрявцев, родился в 1891 г. Тайно хиротонисан “даниловцами” в еп. Краснохолмского, вик. Тверской епархии, в 1923 г. Возможно, принимал участие в “Кочующем” Соборе, подписав его каноны через монаха Никандра. В 1937 г. поставил тайно двух епископов. В 1938 г. – арест, заключение в Мордовских лагерях. В 1950-е гг. принял схиму с именем Михаил. Скончался от сердечной болезни на Великую субботу 3/16 апреля 1955 г. в лагере на ст. Потьма. Там же и погребен. Сведения о том, что незадолго перед своей кончиной схиеп. Михаил покаялся “в своих враждебных взглядах” на Московскую Патриархию не соответствуют действительности.63)
2. Еп. Герман Мамадышский. В миру Гарун Солтанович князь Тенешев, родился ок. 1899 г. в Татарии. Из мусульман. Крестился с именем Гурий в Уфе в декабре 1917 г. от еп. Андрея Уфимского. Служил в Сибирской Армии Колчака. В 1924 г. принял иночество с именем Герман в татарском монастыре. Участвовал в “Кочующем” Соборе ИПЦ 1928 г. и подписал его каноны за еп. Иоасафа (Удалова). В октябре 1930 г. рукоположен в Казани в иеродиакона еп.Нектарием (Трезвинским). В ноябре 1930 г. – арест, бежал. В 1932 г. рукоположен в иеромонаха еп. Львом (Черепановым). В 1937 г. хиротонисан в еп. Мамадышского еп. Иоасафом (Удаловым) и еп. Руфином(Бреховым). Участник тайного Чирчикского Собора 1948 г. В 1958 г. – арест. На следствии себя не назвал. Убит или умер летом 1959 г. в спецтюрьме.64)
3. Еп. Иннокентий. Рукоположен “даниловцами” тайно в епископа в конце 1950-х гг. Действовал в Сибири в 1960-е гг. Других данных о нем нет.
4. Еп. Иоанн Зарайский. Фамилия-имя неизвестны, родился ок. 1899 г. в Москве, в семье, близкой к М. А. Новоселову. В 1919 г. пострижен в мантию еп. Арсением (Жадановским). В 1923 г. рукоположен в иеродиакона еп. Серафимом (Звездинским). Кем и когда рукоположен в иеромонаха – неизвестно. В 1929 г. тайно хиротонисан в еп. Зарайского еп. Арсением (Жадановским), еп. Марком (Новоселовым) и еще кем-то из “даниловцев” в Подмосковье. В 1936-45 гг. проживал в Ср. Азии. Участник тайных Соборов 1948, 1961 и 1971 гг. Умер не позднее весны 1971 г.65)
5. Еп. Иона. В миру Иосиф Аракелов, род. ок. 1899 г. (по данным паспорта). Возможно, что его настоящее имя Иван Иванович Аракчеев. По некоторым данным, пострижен и рукоположен в иеродиакона и иеромонаха в 1930-х гг. схиархиеп. Антонием (кн. Абашидзе). В епископа рукоположен в 1948 г. (неизвестно кем). Участник тайных Соборов 1948 и 1961 гг. Долго проживал в Грузии и Абхазии. В нач. 1990-х гг. у него была украдена личная архиерейская печать, отчего подписанные им ставленнические граматы после этого сомнительны. Скончался в Пятигорске в 1995 г. 65а)
В послевоенное время “даниловцы”, как и иные канонические течения ИПЦ, практически полностью сливались с “андреевской” иерархией. В частности, была налажена связь с заволжскими скитами. После смерти в Москве и области последних епископов и священников “даниловского” поставления их общины перешли под омофор еп. Владимира (Штромберга), а после кончины последнего – еп. Меркурия (Котлова).
В настоящее время известно несколько “даниловских” катакомбных общин в Москве и Московской области, которые ныне находятся в каноническом общении с Катакомбной Церкви ИПХ “андреевской” иерархии. В Липецкой обл. существуют также “уаровцы” – из бывш. паствы еп. Уара, которые слились с остатками “буевцев”.
Совсем недавно стало известно, что в 1989-1993 гг. еп. Иона принял участие в хиротониях для т. н. “Российской Православной Кафолической Церкви” – группы бывших сергиан, примкнувших к нелегальному униатству, которые теперь выдают себя за законных преемников “даниловской” ветви ИПЦ (подробности см. ниже в гл. “Викентьевцы”).
В начале 2001 г. также выяснилось о существовании в Пермской обл. катакомбной общины, возглавляемой еп. Евсевием, имеющим преемство хиротонии от еп. Серафима (Звездинского).