ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА КАТАКОМБНОЙ ЦЕРКВИ И.П.Х. 2000 г.


5(18) июня 2000 года
Пресвятыя Троицы

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Аминь

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
ДОГМАТИЧЕСКОЕ О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

Милостью Божией Освященный Собор Катакомбной Церкви Истинных Православных Христиан (стараго и новаго обрядов) призывает на Вас, боголюбивыя братия и сестры, благословение Господне всегда и ныне, и присно, и во веки веком. Аминь!

«Научу бо тя истинному словеси,
и разума истиннаго послушати, на ответы
словесем истинным, вопрошающим тя
»
(Пр. 22:21)

Изволися бо Духу Святу и нам, Освященному Собору, возлюбив Истину паче живота своего и изследовав Божественныя книги, неразумно и богохульно отвергаемые, как неистинные, ОПРЕДЕЛИТЬ:

О Библейском каноне

1) Священным и Богодухновенным Писанием мы именуем всякое писание, написанное по внушению Святаго Духа, в древнее ли или в близкое к нашему время написанное, и почитаем наравне с каноном книг Ветхого и Нового Заветов, т. е. с Библией. Священными Писаниями могут почитаться творения Св. Отцев и постановления Соборов, согласных с истиной.

2) В канон книг Ветхого и Нового Заветов, согласно правилу св. Амфилохия Иконийского, могут входить писания, достоинство которых определяется следующими категориями:безспорные илидостоверные (омологумены), т. е. принимаемые всеми; спорные(антилегомены или амфибаллумены),т. е. принимаемые не всеми, но "близкия к словесем истины";лжеименные, авторство которых оспаривается;тайноводственные (апокрифы), т. е. предназначенные для чтения просвещенным. Не могут приниматься в канон:испорченные, т. е. книги, имевшие благодатное происхождение, но впоследствие поврежденные еретиками;подложные (нота), т. е. книги изначально составленные еретиками и не имеющие своим источником откровение Св. Духа.

3) Освященный Собор совершенно отвергает и анафематствует все решения Ямнийского Синедриона, извратившего канон Священного Писания Ветхого Завета.

4) Все Писания Ветхого Завета, вошедшие в т. н. перевод LXX (включаяПсалмы Соломона, 4 Маккавейскую Книгу и имеющееся в некоторых списках Видение Даниила), а также 3 и 4 книги Ездры по латинской Ву'льготе, почитаются каноническими и Богодухновенными.

5) Подтверждается подлинность и Богодухновенность книг, с включением их в канон Ветхого Завета: Книги Еноха (по эфиопскому и славянскому спискам); Книги Ноя(по эфиопскому списку); Книги Праведного (Яшера)(по эфиопскому списку); Книги Юбилеев (по эфиопскому списку); Книги Заветов 12 Патриархов (по греческим, армянским и славянским спискам); Вознесение Исайи(по эфиопскому списку); Вознесение Моисея (по латинскому и эфиопскому списку). Иметь также суждение, по ознакомлении с ними, о других сохранившихся ветхозаветных писаниях на предмет включения их в канон Библии.

6) Подтверждается подлинность и Богодухновенность книг, с включением их в канон Нового Завета: 1 и2 Послания Климента (на основании 85 правила св. Апостол); Пастырь Ермы (на основании мнения св. муч. Иринея Лионскаго и 39 послания св. Афанасия Великого); Дидахэ (на основании 39 послания св. Афанасия Великого); а также 8 книг Апостольских Постановлений в ныне известной неповрежденной редакции (на основании 85 правила св. Апостол) и Послания Ап. Варнавы.

7) Не включать в канон Нового Завета, [но выделить в особый корпус Священнаго Писания] Богодухновенные Писания Мужей Апостольских: 7 Посланий Игнатия Богоносца - к Ефесянам, Магнезийцам, Траллийцам, Римлянам, Филадельфийцам, Смирнянам и Поликарпу; Послание Поликарпа Смирнского к Филиппийцам; Мученичество Поликарпа(изПослания Смирнской Церкви к Церкви Филомелийской), весь т. н. Корпус Ареопагитик (на основании подтверждения его подлинности преп. Максимом Исповедником); а также: Апостольское Предание Ипполита и Каноны Ипполита (по латинскому и сирийскому спискам), Книгу О чудесах ап. Андрея (составленную св. Григорием Турским).

8) Включить в канон Нового Завета и подтвердить подлинность и Богодухновенность: 85 Правил св. Апостол; 17 Церковных Правил св. Ап. Павла и 17 правил свв. Апостолов Петра и Павла (из Номоканона), Церковные каноны св. Апостолов (с греческого списка); 3 Послания ап. Павла к Коринфянам ( по греческим, сирским и латинским спискам, на основании подтверждения его подлинности преп. Ефремом Сириным), Послания ап. Павла к Лаодикийцам (по Вульгате); 29 главы Деяний св. Апостолов, Протоевангелия Иакова, Акты Пилата (только первые 14 глав) и Переписки Авгаря царя с Исусом Христом (на основание подтверждения ее подлинности Евсевием Памфилом). Иметь суждение на предмет включения в канон Нового Завета, по тщательном ознакомлении с ними, таких книг, как: Деяния Аддая Апостола, Деяния Апостола Иуды Фомы, Деяния Апостола Андрея, Переписки ап. Павла с Сенской, Сказание Иоанна Богослова о Успении Марии и Учение Симона Кифы в Риме городе.

9) Издать Священное Писание Ветхого и Нового Заветов в составе вышеопределенного канона, сопроводив толкованием и историческими справками на все книги.

О Библейской текстологии

1) Поскольку все первоначальные тексты Священного Писания Ветхого Завета утрачены, необходимо сообразовываться с их переводами и редакциями, ныне дошедшими до нас, но канонизировать эти переводы невозможно, т. к. все они имеют разную степень поврежденности и несовершенства.

2) Согласно древнему преданию, Богодухновенным Освященный Собор ныне признает перевод LXII толковников, выполненный при Египетском царе Птоломее Филадельфе в Ш веке до Р. X. и наилучшим образом и с наименьшими повреждениями сохранившийся до наших времен.

3) Освященный Собор отвергает как священные писания - масоретские редакции Ветхого Завета и все их переводы, однако в необходимых и уместных случаях дозволяется принимать во внимание их и ссылаться на них.

4) Синодальный перевод >русской Библии Ветхого и Нового Заветов употреблять где-либо как Священное Писание запрещается, но им можно руководствоваться для ознакомлению с общим содержанием Библии.

5) В Богослужении употреблять только Острожскую Библию (или ее редакции) или Синодальную церковно-славянскую Библию, - эти переводы признаются Священным Писанием, употребляемым в Российской Православной Церкви.

6) Продолжить изучение переводов Священного Писания и произвести редакцию славянской и русской Библии, а также и текстов, включаемых в канон данным Определением.

7) Издать критический текст Священного Писания Ветхого и Нового Заветов в составе вышеопределенного канона на русском и славянском языках и новый корректный перевод.

8) Благословить учреждение Библейской Комиссии, состоящей из ученых лиц, для осуществления вышеозначенных целей.

ДА БУДУТ АНАФЕМА !

Аще кто отныне хулит и отвергает реченные Божественные книги, яко противницы церковных преданий: АНАФЕМА.

Аще кто приемлет постановления жидовских мудрецов на Ямнийском Синедрионе утверженныя о каноне Ветхого Завета: АНАФЕМА.

 

[К этому Определению см. Доклады
о Каноне Ветхого и Нового Завета


5(18) июня 2000 года
Пресвятыя Троицы

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Аминь

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
ДОГМАТИЧЕСКОЕ ПРОТИВ ЕРЕСИ НОВЫХ ИДОЛОПОКЛОННИКОВ

Милостью Божией Освященный Собор Катакомбной Церкви Истинных Православных Христиан (стараго и новаго обрядов) призывает на Вас, боголюбивыя братия и сестры, благословение Господне всегда и ныне, и присно, и во веки веком. Аминь!

«Бога никтоже виде нигдеже.
Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда»
(Ин. 1, 18)

Изволися бо Духу Святу и нам, Освященному Собору, наблюдая забвение у многих истинного иконопочитания и возникновение почти что нового идолопоклонства, принять нижеследующее ОПРЕДЕЛЕНИЕ против существующих новых ересей.

О иконе и символе

Для начала необходимо указать, что под «иконой» подразумевается плоскостное необъемное (с обратной перспективой) изображение реальных исторических лиц (буть то Спаситель или Святыя) либо реальных исторических событий (как Богоявление и т. д.) Историчность «иконы» принципиально отличается от «символа»: она есть точное, приведенное к полному соответствию, изображение реальных лиц и событий. Икона обращается не к воображению, не к индивидуальному видению художника, а к истории - к вещам реальным и засвидетельствованным.

(Согласно 72 пр. Трулльскаго Собора прообраз-iupoz (т. е. sumbolon) прямо противопоставлен понятию eikon .) Последние 400 лет окончательно определилось два направления в иконописи – правоверное и еретическое, первое из коих основано на традиционно-христологическом реализме, а второе – на возбужденном религиозном воображении, причем отрыв от иератического реализма, увлечение декоративным символизмом, и преобладание последнего, означало распад иконографии, ибо икона тогда начинает изображать не столько лики, сколько идеи. Мы можем пользоваться для дидактических и иных целей изображениями прообразов, символов и идей, но совершенно недопустимо принимать их в качестве объектов почитания, приравнивая к иконам.

Подтверждение прошлых соборных определений

Освященный Собор подтверждает решение Св. Отцев VII Вселенского Собора, изрекших: "Мы не изображаем Отца Господа нашего Исуса Христа потому, что мы не видели Его, а если бы мы увидели и познали Его, так же как Сына Его, то постарались бы описать и живописно изобразить и Его"; постановление Стоглавого Собора 1551 г., заповедавшего, "чтобы гораздые иконники и их ученики писали с древних образцов, а самомышлением бы, и своими догадками Божества не описывали. Христос бо Бог наш описан плотию, а Божеством не описан, якоже рече Иоанн Дамаскин; не описуйте Божества, не лжите слепии просто не видимо, и незрительно есть, плотию же образ вообразуя, и покланяемся, и веруем, и славим рождьшую Деву" (гл. 43 "О живописцех и о честных иконах"); постановление Свящ. Синода Константинопольской Церкви при Патр. Софронии II-м 1776 г. о так наз. иконе "Новозаветной Троицы": "Соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы является новшеством, чуждым и не принятым Апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян"; распоряжение Св. Синода Российской Православной Церкви 1792 г., предписавшего заменить изображение Бога Отца на антиминсах надписанием Имени Божия во свидетельство Божества Христова; определения Свящ. Синода Элладской Церкви 1901 и 1903 гг. о надписании икон. Также Освященный Собор подтверждает и постановление Московского Собора 1666-67 г.: "Господа Саваофа, сиречь Отца, брадою седа, и Единороднаго Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не лепо и не прилично есть... яко таков обычай, и ина подобная, от некоторых суемудрых, или паче рещи буемудрых и безумных, приятся и обыче. Сего ради повелеваем, от ныне то суемудрие и безместное писание да престанет" (гл. 43 "О иконописцех и Саваофе"), но не приемлет указания той же главы, что "точию в Апокалипсисе Святого Иоанна по нужде пишется и Отец в седине ради тамошних видений". Сего ради, аще кто вышереченную истину отвергает и похуляет, того и мы отвергаем и анафематствуем.

Освященный Собор образы пророческих видений (Ис. 6, 5; Дан. 7, 9. 13) понимает так, как всегда понимала Святая Кафолическая Церковь: яко Ветхий деньми, там созерцаемый, есть не Отец, но Сын, по толкованиям св. Дионисия Ареопагита, преп. Иоанна Дамаскина и св. Кирилла Александрийского. Посему, по слову св. Афанасия Великаго, "не приписываем Отцу удобостраждущего тела, какое понес на Себе Сын для спасения мира". Всякое же иное мнение мы отвергаем как ложное. "И если кто-либо, - говорит преп. Иоанн Дамаскин, - осмелится сделать изображение Божества, невещественного и безтелесного, то мы отвергаем от себя, как ложное".

Освященный Собор не приемлет объяснение св. Ипполитом Римским Дан. 7, 13 и считает его ошибочным, но и от сего св. Отца мы не прияли предания изображать Бога Отца в образе седого старца. Также Освященный Собор не приемлет решений Московских Соборов 1553-54 гг. против дьяка Ивана Висковатого, как принятых не по вероучительным, а по политическим мотивам. Ибо сии решения ввели почитание изображений Бога Отца по плоти на одном лишь основании ложной иконописной традиции, хотя и сложившейся в позднейшее время, но не подтвержденной никаким догматическим обоснованием в учении Православной Церкви. Как говорит св. Киприан Карфагенский: "Незаметно вошедший у некоторых обычай не должен служить препятствием к победе и утверждению истины, ибо обычай без истины есть только старое заблуждение".

О неизобразимости Божества

Ни Отец, ни Сын, ни Дух Святой не изобразимы по Божеству или Ипостаси. Отец не изобразим по плоти никогдаже. Сына воображаем по человечеству как воплощенное домостроительство нашего спасения. Дух Святый, явленный в виде голубя во Иордане при Крещении Господнем, в виде облака на горе Фаворской на Преображение Господне и в виде огенных языков на Пятидесятницу - никогда не был ни голубем, ни облаком, ни огнем, но только показал таким образом Свое явление человеком. Подобно сему и Святая Троица, явившаяся в образе трех Ангелов Аврааму, никогда не была тремя Ангелами, но чрез то показала единство Божества в трех Лицах, нераздельное и неслиянное. Посему мы изображаем на иконах Крещения, Преображения, Пятидесятницы и Богооткровения Аврааму не Самого Духа Святого и не Саму Святую Троицу, но токмо описываем образы их явления, которыми предвечный Бог действовал во времени. И кроме сих икон не должно изображать ни явлений Духа Святого, ни Святыя Троицы. Изображаем же Бога Слова, воплотившегося Сына Божия Исуса Христа, по человечеству, но не по Божеству, и покланяемся не образу, а первообразу - Богочеловеку. "Безтелесный и не имеющий формы Бог, - говорит преп. Иоанн Дамаскин, - никогда не был изображаем никак. Теперь же, когда Бог явися во плоти и с человеки поживе (Вар. 3, 31), я изображаю видимую сторону Бога".

Освященный Собор так именуемые иконы "Отечество", "Сопрестолие" (сиречь, "Новозаветная Троица"), "Престол благодати" и иные, им подобные, отвергает и поклонение им вменяет в богохульство, идолопоклонство и язычество, пришедшее от латинян и богумилов; все приемлющие их яко истинные, прокляты и отлучены от Святой Троицы, Отца и Сына, и Духа Святого во веки веком, аминь.

Всем верным истинным православным христианам, кои в неведении и по недоразумению имели в употреблении и покланялись вышереченным иконам и крестам, где воображалось неизобразимое Божество, Освященный Собор всем повсюду повелевает покаяться и престать от невольного греха.

ДА БУДУТ АНАФЕМА !

Учащым, яко возможно есть Святую Троицу, Отца и Сына и Духа Святаго, едино же, или раздельно Лицы, изображати по Божеству и Ипостаси в видении ли старца седовласа, облика человеча или голубиня, или иной яковой твари или вещества, или символа, или подписания, или благословящей руки: АНАФЕМА.

Учащым, яко явление Духа Святаго в виде голубине, или во облаке, или язык огненных есть Сам Дух Святый, и поклоняющымся изображениям голубя, или облака, или огня яко Самому Духу Святу: АНАФЕМА.

Живописующым Бога Отца в видении старца седовласа, ветхаго деньми: АНАФЕМА.

Глаголющым, яко три Ангела, явльшеся Аврааму у дуба Мамврийска, суть Святая Троица: АНАФЕМА.

И всем, иже проповедуют и имут проповедовать словом или делом таковое идолопоклонство, язычество и богохульство, сиречь новую ересь иконоборства: АНАФЕМА.


5(18) июня 2000 года
Пресвятыя Троицы

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Аминь

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
ДОГМАТИЧЕСКОЕ ПРОТИВ ЕРЕСИ ЦЕЗАРОПАПИСТОВ

Милостью Божией Освященный Собор Катакомбной Церкви Истинных Православных Христиан (стараго и новаго обрядов) призывает на Вас, боголюбивыя братия и сестры, благословение Господне всегда и ныне, и присно, и во веки веком. Аминь!

«Ахав же сий сын Амвриин царствова над
Израилем в Самарии 22 лета, и сотвори
Ахав сын Амвриин лукавое пред
Господем, и слукова паче всех прежних его
»
(3 Цар. 16:30)

Изволися бо Духу Святу и нам, Освященному Собору, придти к выводу, что Вселенская Церковь весьма много пострадала не только от папо-цезаризма, но и от цезаро-папизма, и от последнего в России для православных христиан случились особенно тяжкие беды, и ОПРЕДЕЛИТЬ:

ДА БУДУТ АНАФЕМА!

1) Учащым, яко православный император есть глава Церкви и крайний судия дел Божеских и человеческих: АНАФЕМА.

2)Учащым, яко помазание на царство не суть токмо благодатный обряд, но осмое таинство, или таинство высшее седми таинств Вселенской Церкви, или второе мvропомазание, якоже во святем крещении: АНАФЕМА.

3) Учащым, яко православным государем позволително без воли священства и народа назначать, перемещать и низлагать патриархов и епископов: АНАФЕМА.

4) Низлагающым православное учение о симфонии властей и учащым, яко власть царская выше власти священнической, поелику убо подобает царем пещися о делех государственных и церковных, ибо народ и священство есть подданные царя, а священству не достоит пещися о делех государственых, но токмо о церковных: АНАФЕМА.

5) Учащым, яко помазанных на царство подобает чтити и поклонятися, и служити, и повиноватися им и всем потомках их во всем ради кровнаго родства и плотьскаго наследства, хотя бы оныя были отступники и еретики: АНАФЕМА.

6) Богохульно учащым, яко православный государь есть земный бог и власть его не разнится от власти Божией, и сего ради позволено тому действовати своевольно и своевластно, и яко он выше всякаго закона и правила: АНАФЕМА.

7) Учащым, яко помазание на царство изглаждает вся грехи, якоже во святем крещении, и к тому помазанный государь не может более грешити: АНАФЕМА.

8) Учащым, яко без воли помазанников Божиих невозможно созвати Великий Собор, поелику токмо царям дана сила и власть побороти еретиков и председати на Великих Соборех и утверждати решения их: АНАФЕМА.

9) Учащым, яко православный государь в помазании на царство приемлет и архиерейское достоинство, первосвященник сый во образ Христов, сего ради имеет власть священнодействовати во олтаре святейшее таинство евхаристии: АНАФЕМА.

10) Учащым, яко некыя от жидов, магометан, язычников или от еретик, аще положат душы своя на поле брани за православнаго царя, хотя бы тии не прияша святаго крещения и не обратишася от заблуждений, но в сем страдании обретут царствие небесное: АНАФЕМА.

11) И всем тоя богохульныя ереси цезаропапистов поборником и проповедником: АНАФЕМА.


5(18) июня 2000 года
Пресвятыя Троицы

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Аминь

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
ДОГМАТИЧЕСКОЕ ПРОТИВ ЕРЕСИ ЦАРЕПОКЛОННИКОВ

Милостью Божией Освященный Собор Катакомбной Церкви Истинных Православных Христиан (стараго и новаго обрядов) призывает на Вас, боголюбивыя братия и сестры, благословение Господне всегда и ныне, и присно, и во веки веком. Аминь!

«И в пророцех Самарии видех буйство,
и пророчествоваху в Ваалима,
и прельщаху люди моя Израиля
»
(Иер. 23:13)

Изволися бо Духу Святу и нам, Освященному Собору, изследовав чудовищные учения, из сергианской среды распространяемые, безумные и опасные для спасения, ОПРЕДЕЛИТЬ:

ДА БУДУТ АНАФЕМА !

1) Изуверно почитающым царя мученика Николу втораго, в подобие Христа, царем искупителем: АНАФЕМА.

2) Глаголющым, яко царь мученик Никола вторый, якоже Царь царем Христос, приял на себе грех народнаго богоотступства, искупив богоотступников кровию своею, иже и пострада от оных, и тем свободив их и вся потомки их от проклятия, во образ Христа, искупльшего ны от клятвы законныя: АНАФЕМА.

3) Безумно мудрствующым, яко царю мученику Николе предначерта Бог отрещися от царскаго престола, и вменяющым оное отречение не в греховную немощь, а в великую добродетель или искупительный подвиг, без коего русския православныя християне будто не имут никогда же обрести спасения и очиститься от греха царебийства, иже на них: АНАФЕМА.

4) Богохульно и дерзко оклеветавшым Церковь Российскую, аки бы всю повинну в грехе цареотступства и сим возложшу на ся проклятия земска собора 1613 лета, и того ради и поныне пребывающу под клятвою: АНАФЕМА.

5) Учащым, яко в грехе царебийства повинны вси русския православныя християне, якоже и Июда предатель повинен есть в смерти Спасителя, и яко потомкам их надлежит покаятися в сем грехе, коий не может очиститься даже во святем крещении: АНАФЕМА.

6) Всем повторяющым бабьи басни кликухи Пелагеи Рязанской, почитаемой сергиянами буйной старицей, и глаголющых, яко вси новомученицы и новоисповедницы российстие не возмогоша омыти даже кровию своею греха царебийства, иже на них аки бы бысть, и того ради вси сии пребывают во аде, мучающеся: АНАФЕМА.

7) И всем проповедником цезаропапистския и новыя царепоклонническия ереси, и всем их приспешником и клевретом, и тоя мерзкия ереси повторителем, яко отверженником от Церкве Божия:АНАФЕМА.

 

[К этому Определению см. статью
Архиепископа Амвросия «Царь или Вождь?»]

* * *

Под всеми документами Собора подписались:

АМВРОСИЙ Архиепископ Готфский
ЕВСТАФИЙ Архиепископ Читинский
ВАВИЛА Архиепископ Урянхойский
СЫСОЙ Епископ Приамурский
ПАИСИЙ Епископ Саткинский
НЕКТАРИЙ Епископ Сванетский
Y. Епископ Селенгинский, викарий Читинской Епархии
ПОЛИКАРП Епископ Тюменский
КЛИМЕНТ Епископ Усольско-Ангарский
КИРИЛ Епископ Искитимский
СОФРОНИЙ Епископ Илимский
АВРААМИЙ Епископ Ойротский
СЕРГИЙ Епископ Нижнеудинский

     


  наш адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
   e-mail:         


Текстовое меню
Об изданииКатакомбная Церковь/ Экклезиология/ Документы/ Полемика/рецензии
АпостасияБогословие/ Старостильники/ Богослужение/ Акты Новомученников/ 
 Новости/ История/ Ссылки/ Гостевая книга/ Персоналии/

  
 


   Восстановленное в 2005г. издание Всероссийского Вестника ИПХ "РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ".
Рейтинг@Mail.ru

  наш адрес:
   e-mail:          rus-orth@nm.ru



 
 
Rambler's Top100
Всероссийский Вестник Истинных Православных Христиан "Русское Православие"; Russian Orthodox , 1996-2003(c)Вячеслав Крыжановский, (издание возстановлено 20.01.2005), The Russian Catacomb Church of the True Orthodox Christians


Hosted by uCoz

 
 
 
 
Hosted by uCoz