Архиепископ Амвросий (граф фон Сиверс)

ПОДЛИННИКИ ИЛИ ФАЛЬШИВКИ ?

(К публикации трех текстов)

В среде ИПХ (истинных православных христиан), почти тотчас, как Церковь утратила независимые печатные органы, стали иметь распространение многочисленные Послания (а иногда и письма, даже частные) Архиереев или иных авторитетных церковных деятелей. Несомненно, что при многократном переписывании сих текстов, особенно в малограмотной среде, они претерпевали известные изменения: искажались, сокращались, либо, наоборот, дополнялись. Короче говоря, аутентичных текстов имелось уже с середины 1920-х гг. немного, а если таковые и были в распоряжении ИПХ, то обязательно благодаря ответственным и грамотным людям, кому иные вполне могли бы доверять.

Предлагаемые к публикации 3 текста несомненно имеют свою, хотя и разную, ценность. Все они находятся во 2-м Новосёловском Архиве (далее 2 Н. А.) и были уточнены в текстовом плане еще весной 1994 г. еп. Евагрием (Дрентельном), тогда еще выборным игуменом.

1. Первый документ публикуется по тексту напечатанному в журнале “Наука и религия”, №4 за 1989 г. (с сопроводительной статьей проф. М. И. Одинцова) под названием “Анафема Патриарха Тихона на большевиков”, т. к. текст из 2 Н. А., папка 3, лист 570 нам пока недоступен. Следует сказать, что уже в публикации М. Одинцова говорится, что он пользовался листовкой. Как раз именно листовка хранится в 2 Н. А. и с нее делалась копия. Впрочем, еще в 1981-82 гг. мне лично приходилось видеть сию листовку, коя, правда, имела наименование не “Анафема Патриарха Тихона на большевиков”, а “Анафема Патриарха Тихона и всего Поместнаго Собора на большевиков”. Так что не совсем понятно, одна ли и та же листовка здесь имеется в виду, хотя текст их идентичен. Происхождение листовки не вполне ясно, вовсе не исключено, что ее могли отпечатать некие ревнители, хотя, по утверждению еп. Евагрия, она исходила непосредственно от деятелей Собора, ибо даже находилась в 2 Н. А. среди иных документов Собора. Если говорить о самом ее содержании, – то се есть, за незначительными пропусками, “Всероссийскаго Поместнаго Собора Православной Российской Церкви Воззвание к Православным Христианам”, составленное в дополнение и обнародование к ратифицированному Определению Собора от 20.01.1918 г. о подтверждении анафемы на большевиков, провозглашенную п. Тихоном. В данном случае мы имеем оффициальный, аутентичный текст.

2. Документ по машинописному тексту (2 Н. А. п. 3, лл. 655-661) с учетом еще 3-х рукописных копий из СПб, Воронежской обл. и Вятки. На наш взгляд самым ценным и является сей машинописный текст, кстати, сохранивший на себе пометки протоиерея Петра Первушина. Некоторые изследователи (и кое-кто из ИПХ) называли сей документ фальшивкой, в первую очередь ориентируясь на явные в нем несообразности и анахронизмы. Однако, по нашим данным, в частности почерпнутым в беседе с о. П. Первушиным в марте 1980 г., ситуация несколько иная. В прямом смысле сей документ назвать фальшивкой нельзя. По словам о. П. Первушина (и еп. Евагрия, разбиравшего 2 Н. А.) данный документ не сохранился в первоначальном виде, а представляет из себя 3 или даже 4 разных письма п. Тихона, точнее – 3 или 4 текста, разсылаемые в конце 1922 – начале 1923 гг., кои подписал п. Тихон, находясь под арестом. Был ли он их автором? Вопрос достаточно серьезный, ибо личных писем п. Тихона того времени практически нет, а проводить текстологический анализ на основе официальных Посланий, составляемых синодальной канцелярией или ГПУ, – некорректно и вообще безсмысленно. Однако, и в данном случае мы можем говорить лишь об авторской обработке п. Тихона представленных ему бумаг. Еп. Еваргий считал (на основании данных, полученных им при разборе архива), что “даниловцы”, тогда еще надеявшиеся на жесткую позицию патриарха, представили ему на подпись определенные документы. (В том числе свой антиобновленчский Меморандум (2 Н. А. п. 9, лл. 40-42) и тот текст, известный позже, как “анафематствование обновленцев” от 23.11 (6.12).1922 г.) Конечно, непосредственно тексты составлялись ими самими, но какую-то правку проводил лично п. Тихон. По мнению еп. Евагрия, данные письма п. Тихона относятся к ноябрю 1922, январю и февралю 1923 г. По его же делению, к первому письму принадлежит текст от заглавия до лакуны, оканчивающейся словом “заключения”. Интересно, что в данном письме имеются как эсхатолгические разсуждения, так и мысли о подвиге ношения Креста Господа. Ничего подобного в каких-либо разсуждениях п. Тихона мы никогда не встречали и сам текст, положенный в основу сего письма, очевидно не его. Но вот уж его рука ощущается в некоторых элементах личного обращения в письме. Почему-то считалось, что сие письмо было отправлено некоему новопоставленному архиерею, ранее близкому к п. Тихону (м. б. Борису (Шипулину)), склонившемуся к обновленчеству. Второму письму принадлежит весь последующий текст – либо до следующей лакуны, либо до следующего за лакуной абзаца. Основную часть сего письма, коя сохранилась, составляют незаковыченные выписки из Заключения “Отечника” еп. Игнатия (Брянчанинова) (стр. 549-551, Москва 1912 г.) и из проповедей за 1905-07 гг. св. прав. о. Иоанна Кронштадтского. Возможно, сии выписки мог сделать и сам Тихон. Третье письмо, видимо, начинается с обращения “Возлюбленные!...” и оканчивается перед разсуждениями о Лаодикийской Церкви. Здесь также видны скрытые цитаты из проповедей св. прав. о. Иоанна Кронштадтского. Его автором п. Тихон являться может, что, впрочем, маловероятно. Четвертое письмо полностью посвящено толкованиям апокалиптических Лаодикийской и Филадельфийкой Церквей и, однозначно, перу п. Тихона не принадлежат. Замечательно, что данный текст перекликается как с кое-какими письмами “даниловцев” 1922-23 гг., так и с некоторыми мыслями еп. Марка (М. А. Новосёлова), изложенными им в IХ и Х-м “Письмах к друзьям”. Совсем не исключено, что данный текст – есть переделка одного из писем М. А. Новосёлова, где более подробно изложены толкования на определенные стихи книги Откровения ап. Иоанна Богослова. Весь текст данного документа, очевидно, не сохранился в первоначальном виде, получил явную редакцию и, из-за многочисленных переписываний от руки (по-видимому малограмотными людьми), сильно исказился. Непонятно, отчего он приобрел три характерные вставки. Первой является само название документа: “Воззвание патриарха Тихона и преосвященнаго Синода 1918 г. [выделено нами – авт.]”, а второй – перечисление “заместителей” патриарха – Агафангела, Кирилла и Петра. Всё сие – явный анахронизм, – ибо в 1918 г., например, о Петре (Полянском) и речи, как о “заместителе”, не было. Впрочем, здесь даже путаются понятия “Заместитель” и “Местоблюститель” Патриарха. По-видимому, интерполятору сие различие было неведомо. Третья вставка, отсутствующая в машинописи, ставит в недоумение: “Истинный пастырь тот, кто признает Святейшего патриарха Тихона, а не Митрополита Петра Крутицкого...”. Такое противопоставление удивительно и приводит к мысли, что сии вставки были сделаны разными по взглядам людьми, ибо третья противоречит второй. Не исключено, что сии вставки, по меньшей мере последние, могли появиться в 1924-25 гг., еще при жизни п. Тихона, когда его конфликт с м. Петром был в определенных кругах известен. На то, что нормативный текст однозначно составлялся в так называемой “даниловской” среде, указывает (в третьей обозначенной нами части) употребление термина “Истинная Православная Церковь Правоверных Христиан”. Данный термин исключительно “даниловского” происхождения и п. Тихон сам его никогда использовал.

3. Третий документ публикуется по машинописному тексту (2 Н. А., п. 3, лл. 662-664) с учетом 3-х рукописных копий из СПб, Воронежской обл. и Вятки, а также публикации в газете “Новый Иерусалим” (№ 1(9). Москва. 1994 г., стр. 1). Следует заметить, что опубликование сего текста, знакомого мне с детства, коий воспринимался, как подложный, побудил меня просить в феврале 1994 г. еп. Евагрия уточнить данный текст по архивным документам. Интересно, что документы № 2 и № 3 почти никогда не распространялись в рукописях по-отдельноти, но всегда вместе, что, видимо, и послужило переименованию третьего документа из “Предсмертного письма Патриарха Тихона” в “Копию письма из тюрьмы”, хотя “Письмами из заточения” назывался документ № 2. (Очевидно, переписчики полагали, что в 1922-23 гг. п. Тихон находился в тюрьме, а не под домашним арестом в Донском монастыре. В таком же духе был переосмыслен и документ № 3, в коем смерть п. Тихона подразумевалась не в больнице, а в тюрьме.) Третий документ в машинописи сохранился очень хорошо с пометками о. П. Первушина, причем в самом конце его рукой написано: “Автор черновика письма – Е. М. Ж.”. Все сходятся на том, что “Е. М. Ж.” – “Епископ Максим (Жижиленко)”, имевший огромное влияние на п. Тихона в последние месяцы жизни того. К сожаленью, у нас нет (по крайней мере пока, ибо папка из 2 Н. А. с его документами практически осталась неразобранной) ни одного аутентичного письма еп. Максима, чтобы провести текстологический анализ, – но по апокалиптическому содержанию письма, в его несколько пессимистическом настрое, просматривается именно личность еп. Максима, коий, как известно со слов проф. И. М. Андреева, был “пессимистических взглядов на будущее Русской Церкви”. Весьма вероятно, что сие письмо могло явиться непосредственной причиной ликвидации п. Тихона, ибо в то время как он согласовывал с м. Петром (Полянским) и Е. А. Тучковым свое Послание (ставшее “Завещанием”), от него боялись получить совершено другой текст в совсем другую среду. Уже в самом начале письма присутствует некий покаянный стиль (о “ошибках и слабостях”). Некоторая трагедийность письма, по-видимому, обусловлена не только внешей обстановкой в больнице, но и какими-то данными, или угрозами п. Тихону. Письмо воистину предсмертное. Примечательно, что главный удар в нем приходится на м. Сергия (Страгородского). Его и проклинают, и анафематствуют, и точно указывают, что тот “уже захватил церковное управление”. В общем, мы не имеем повода, согласно приведенным сопоставлениям, сомневаться в подлинности сего документа, хотя и претерпевшего от многочисленных переписчиков некоторую порчу. Данные переделки возникли, на наш взгляд, уже после “Декларации” м. Сергия 1927 г., когда потребовалось противопоставление советского Сергия и “стойкого” Тихона. Как раз сим и обусловлена переделка “покаянного” текста в “героический”. Некоторое недоумение вызывает переделка разсуждения о Греции – на Японию. Если разсуждения о Греции, судя по всему, базированы на каких-то фантазиях ревнителей еще в начале 1920-х гг. (и позже как раз явно на них основывался м. Кирилл Казанский), то откуда вдруг возникла Япония – нам совершенно непонятно. Итак, в данном случае мы имеем не апокрифический, а вполне подлинный текст, составленный М. А. Жижиленко для п. Тихона, исправленный и подписанный тем, хотя последующие антисегианские переписчики несколько попортили текст, отчего уже в 1970-е гг. стали возникать сомнения в подлинности письма.

Предложенные к публикации три документа имеют, кроме чисто исторической, церковную ценность. Так, первый документ вполне четко разсматривает каноническое применение анафемы большевикам, отчего те были вполне правы, когда обвиняли п. Тихона и соборян на суде в злостной контр-революции. (И никакие претолкования самого п. Тихона, Сергия и современных сергианолюбных историков здесь не помогут.) Второй документ интересен, как одно из ранних толкований апокалиптических текстов в послереволюционное время в применении к церковным реалиям. Третий же документ вообще имеет серьезное значение в осмыслении и подтверждении многих сообщений о нон-конформистском настроении п. Тихона перед смертью.

Будем надеяться, что данная публикация послужит началом сопоставления других известных текстов, кои часто вызывают сомнение в своей подлинности. В данном же случае мы имеем дело не с фальшивками, а с подлинниками, хотя и попорченными.

15(28) сентября 1999 г.

МОСКВА

АМВРОСИЙ Архиепископ Готфский И.П.Х.

 

ИЗ ДОКУМЕНТОВ ПОМЕСТНОГО СОБОРА 1917-18 гг.

Анафема Патриарха Тихона большевикам

№ 1011 По прочтении передайте другим

Патриарх Московский и всея России в Послании возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Христовой обнажил меч духовный против извергов рода человеческого – большевиков, и предал их анафеме.

Глава Православной Церкви Российской заклинает всех верных чад ее не вступать с этими извергами в какое-либо общение.

Они за свое дело сатанинское прокляты и в сей жизни, и в будущей.

Православные! Святейшему Патриарху дано право вязать и разрешать по слову Спасителя нашего: “Истинно говорю: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе”.

Не губите же душ ваших, прекратите общение с сатанинскими слугами – большевиками.

Родители, если дети ваши – большевики, требуйте властно, чтобы отреклись они от заблуждений своих, чтобы принесли покаяние в вечном грехе, а если не послушают вас, то отрекитесь от них.

Жены, если ваши мужья – большевики и упорствуют в служении сатане, уйдите от мужей ваших, спасите себя и детей ваших от заразы, губящей душу.

Не может быть у православного христианина общения с слугами дьявола.

Помните слова Господа нашего: “Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли Имени ради Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную”.

Не бойтесь страданий за дело Христово.

“Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня: радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.”.

Церковь Христова призывает вас на защиту Православной Веры. Иуды-предатели растерзали нашу земную родину, а теперь жаждут лишить нас благодатного крова Церкви Православной, разрушают, оскорбляют и оскверняют храмы Божии.

По грехам нашим, по маловерию нашему низпослал нам испытания Господь. Забыли мы Бога, и Бог оставил нас. Земли наши исполнены крови, и города исполнены неправды. “Оставил Господь землю сию, и не видит Господь”.

Но милосерд Вседержитель! Покайтесь, горячей молитвой призовите помощь Господа Сил и отряхните с себя “руку чуждых” – исконных врагов веры Христовой, объявивших себя самозванно “народной властью”.

Церковь Православная обращается к Вам, православные: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери-Церкви нашей.

И если вы не послушаете Церкви, будете не сынами ея, а участниками жестокого дела сатанинского, творимого явными и тайными врагами Христовой Истины.

Да воскреснет же Бог в сердцах ваших, и расточатся враги Его. Встань, Русь Православная, за веру Христову, и сгинет диавольская рать, разсеются, как болотный туман, козни мнимых “друзей народа”, влекущих его к гибели. Как тает воск пред лицем огня, так погибнут нечистые изверги силою Креста Христова.

Дерзайте же! Не медлите! Не губите души своей, не предавайте ее дьяволу и его приспешникам.

Из собрания ЦГАОР, листовка без выходных данных; опубликована в “Наука и религия”. №4. 1989 г. Москва.

 

 

Копия письма патр. Тихона из тюрьмы

[Воззвание патриарха Тихона и преосвященного Синода 1918 г.]1)

Мир всем и Божие благословение [от Матери Церкви и Божией Матери]2)!

[Патриарх Тихон и его заместители Митрополиты Агафангел, Кирилл, Петр Крутицкий и великие архипастыри считают по откровению Божию, что <...>3)]4)

Современная официальная Церковь [есть церковь неистинная, это “церковь лукавнующих”, это – церковь антихриста]5). Вся сила диавола направлена к тому, чтобы замаскировать антихриста, чтобы его не узнали. Сам святый Апостол Павел пишет, что [сам]6) дьявол в конце мiра примет вид ангела света, [а] служители его уподобятся служителям [Божиим, будучи служителями]7) неправды. Исаак8>) Сирин пишет, что антихрист (с самим дьяволом и лже-пророком) так замаскируется, что большинство духовенства, монашества и народа не узнают его. Святый [Ипполит]9) папа Римский [до разделения Церквей]10) написал два Слова об антихристе, где указал, что признаки последнего времени в разделении духовенства, монашества и народа11) на две части: одни пойдут за антихристом, другие будут под Крестом страдать и до смерти сохранят верность [Христу]12). Крест нужно понимать в истинном [духовном]13) смысле: постоянная готовность умереть ради Истины и прежде всего для греховных страстей.

Если человек, опираясь на благодать Божию, будет добровольно участвовать в страданиях Христовых, безропотно неся страдания и скорби, которые попускает Господь для очищения наших грехов и для наследия Царствия Божия, скорби, которые не зависят от нашей воли [, – то такой человек сораспинается Христу]14). Это [– как бы вертикальная]15) перекладина Креста, а нужно еще положить и, другую сверху вниз16), вторую горизонтальную перекладину. Это – милостыня, послушание, исповедничество и мученичество. <...>17)

Христианство [без подвига ношения Креста Господня]18) это только мертвая буква. [Но дьяволу как раз то и нужно такое христианство, где главенствует мертвая буква. И, конечно, дьявол находит себе последователей в этом.]19) Лжепастыри и лжепророки будут исполнителями его желаний. Неудивительно, если сам сатана примет вид ангела света, а служители его примут вид служителей правды. Деятельность лжепророков будет направлена к увеличению власти. А лжесоборы и лжепастыри20), и богоотступники, и язычники, – все они объединятся в одно желание и всех истинных архипастырей, монашествующих и мiрян21) – всех истинных христиан – будут заключать в темницы [и лагеря]22), как это мы ныне видим23), и всеми способами будут их прельщать и склонять к противонравственным поступкам, к нарушению заповедей Божиих и к ослаблению молитв и служб, а также поставят для себя единого24) лжепастыря.

“Восток” представляется в Священном Писании как страна Света и символ Царства Христова, а “запад” [и западные церкви]25) является царством тьмы и мраком царства сатаны. Всемiрное царство диавола [и демона]26) будет действовать на людей в духовной области через лицемерную политику и развращенную религию, и культ плоти27), и общее развращение. Церковная власть [поклонится зверю, говорящему богохульно, и сама]28) приложит печать антихриста [на люб и десницу обольщенным христианам]29) .<...> заключения30).

“В последние времена, – сказал [один]31) святой Нифонт, – те, которые поистине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди них знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся бу льшими отцев, прославленных знамениями”. Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас в этих пророческих словах преподобного32) отца [Нифонта]33! По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством – необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. По причине изсякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестью и влекущих весь мiр в погибель34), – необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем падшем35) человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело – Бога. “Спасаяйся, да спасет свою душу”, – сказано остатку христиан Духом Божиим. Себя спасай! Блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения – это великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желания спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени и изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его. “Ныне почти нет истинного благочестия”, – говорит уже Святитель Тихон за сто лет перед сим. – “Ныне одно лицемерство”. Убойся лицемерства, во-первых в себе самом, потом – в других: убойся именно потому, что оно – в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в лекгомысленное поведение. Не подвизайся на показ человекам, пребудь в тайне твоего спасения пред очами Бога – и очистится твое поведение от лицемерства. [Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, – и очистится сердце твое от лицемерства.]36 Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно, и безсознательно в направлении его, прикрывающих служение мiру служением Богу, а искательство временых благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям.

Повсюду раздаются слова: Свобода! Свобода печати! Свобода слова! Свобода личности, свобода совести! Кажется, люди достигли того, к чему стремились, чего так страстно ждали; кажется и быть людям счастливыми, как не в наши дни, но на самом деле жизнь стала тяжелее, она не радует, как прежде, человека, она гнетет его. Свобода такая заманчивая, что в начале скоро предаются внутреннему разладу: томит душу доказательством того, что человечество свернуло на ложный путь той просвещенной жизни, какой наблюдается у современного поколения, – те массовые случаи самоубийства, о которых приходится читать.

Слово Истины действительно от нас восхищено. <...> 37)

Церковь Божия оскудела истинными пастырями до крайности, в главном по причине гонений38), а вместо них вкрались в ограду словесных овец тати – разбойники, которые создали за последние пять или шесть лет антиканонические церковно-политические партии с их беззаконными синедрионами. Цель их такова, чтобы расхитить и погубить словесных39) овец, стадо Христово.

Возлюбленные, внимайте и узрите Истину!

Веруйте в Бога и Его40) Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь! В Ней Истина! [Но необходимо различать Церковь истинную и ложную. В одной спасение и благодать, в другой – погибель и осквернение. Такая лже-церковь сейчас называется антицерковью, а ее священники, пастыри, иерархи – антисвященниками, антипастырями, антииерархами, подобно тому, как наша Церковь – Христова, а эта – антихристова. Но служители диавола хулят Церковь Божию, как мы это ныне видим и слышим повсеместно.]41)

Церковь Божию сравнили

Со престолом сатаны,

А театры выше храма

Чтут неверные сыны.

[Многие искренние христиане, видя нынешнее время, впадают в уныние. Но это грех, да не будет! Желание дьявола не осуществится: врата адова не одолеют Церкви Христовой.]42) Под “вратами ада” святые Отцы изъясняют то, что это – неверующие и безбожники. Истинно-верующие составляют из себя единую Церковь. Таким образом, по оному обетованию Спасителя следует, что в мiре правоверующие христиане составляют из себя благоустроенную Церковь, которая никогда не прекратится до скончания века. Истинная Православная Церковь правоверных христиан [– это богочеловеческий организм, это Тело Христово, это сами люди]43), а не стены храма. Лжепророки и лжепастыри, все советники антихриста [будут участвовать в жестоком преследовании истинной Церкви.]44) Однако, попытка преследовать скрывшуюся в непроходимые недры Церковь потерпит неудачу. Ибо на этот раз сама земля, по которой ползает сам властитель ея, возмущается против преследований добровольных изгнанников Христовых и разверзает уста свои, чтобы поглотить преследователей, как в иные времена при Моисее поглотила скопище мятежных45), возставших на Святую Церковь и вождей ея.

Эта неудача в погоне за верующими Христианами, принадлежащими к сонму Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, крайне раздражила змия. В отчаянии, что ничего46) не может сделать Святой Церкви, он обрушит всю тяжесть своего гонения на принадлежащих к сонму, имеющему мало общего с Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью, кроме первоначального происхождения. Вместе с Апостольской Церковью подвергнутся преследованию и церковные раскольники, и сектанты, чье происхождение – церковное; все религии подвергнутся уничтожению, только жидовская47) и магометанская будут допущены наравне с культом поклонения сатане и антихристу.

Если в конце 18-го48) столетия в Париже изобретали машину, которая мгновенно лишала бы жизни целые сотни людей, то в грядущее ужасное время появится способ умерщвлять не сотни, а сразу тысячи верных христиан. [Так как при антихристе ни продать, ни купить еды будет невозможно без антихристовой печати, то появятся добровольные мученики, истинные и верные христиане]49), отказавшиеся от пищи и пития, лишь бы не принять на себя знак служения антихристу.

Лаодикейская Церковь – без благодати Святаго Духа: пастыри, пасущие самих себя, их проповеди, звуки, голоса – лживы50). Такие пастыри будут последним явлением из церковной жизни при необычайном развитии лицемерия51) и их материальной обезпеченности, к чему будет стремиться такая “церковь”. <...> 52) Такие пастыри-еретики принадлежат к Иуде-предателю, и когда наступят дни действительного антихриста, тогда им и в голову не приидет, что это – антихрист. Тогда во всем мiре будет повелено соблюдать один жидовский53) закон – праздновать субботу и прочее. <...> 54) Восток и запад сольются в одно, а антихрист ознаменует себя жесточайшим последним гонителем христиан[, но потерпит крах его жесточайшее гонение]55) на Церковь Христову, которая скроется тогда в пустыню. <...> 56) Оставшиеся верными Христиане не потерпят мiрных язв, но будут в безопасности хранимы Богом в пустынях и дебрях, в горах и пропастях земных. Антихрист [возсядет в Иерусалимском храме и этот нечестивый Вавилон]57) сыграет последнюю заключительную роль, ибо он сделается столицей всемiрного жидовского58) нечестия. При кончине мiра лицемерие у людей достигнет высочайшего своего предела и ненависть дойдет до того, как было до времени потопа. <...> 59)

Давайте с помощью Божией вникнем в Св. Писание и Предание. <...> 60) воистину с трепетом реку, только не ведаем дни и часы, но, что касается о плодах, то что ожидать в настоящее время, какой только еще хулы на христиан[, подвижников и мучеников]61) Христовых и на [Единую, Святую,]62) Соборную и Апостольскую Церковь Христову не было? И уж не буду касаться того63), а глас вопиет: доколе, Господи, законы Твои попирали? Святых Твоих: пророков, апостолов, святителей, а так даже Твоя вся последователи? Нет, отовсюду только внезапные бедствия, коих не было от начала, и не будет, а посему будем стараться хранить чистоту нашей святой православной веры: “Ибо вера да довлеет вместо дел, та да оправдит, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя”. А святые Отцы пишут: “Последние христиане за чистоту и стойкость веры без подвигов будут получать венцы”. Да поможет нам Святейший Подвигоположник донести свой сладчайший Крест за Святое Имя Господа нашего Иисуса Христа[, коим да оградит нас]64) от соблазнов сих, кои сеет род [лукавый, и да наследуем мы спасение]65) под именем Господа нашего Иисуса Христа.

Сия Лаодикейская лукавая Церковь, о коей еще пророк Давид речет: “Да не вниду в церковь лукавнующую и с нечестивыми, да не сяду”, называется66) по-гречески, а, если перевести на русский язык, значит “народная”, т. е. обновленческая – новая церковь. Вот эту “церковь” установила советская власть, т. е. “народная”, которая Бога не знает, да и знать не хочет. А сии наемники-лжепастыри в погибель67) зашли сами или запутались в сети вражии, да и за собой тянут, а посему благо от них удаляться и их учения избегать, как можюно подальше.

Советую вам, родные, чаще прочитывать Святое Евангелие и Откровение, особенно о Церквах седми, ибо мы уже переживаем последнюю эпоху. Филадельфийская Церковь68) также называется по-гречески, а по-русски значит “братолюбивая” Церковь; вот, когда вы будете читать Откровение, то узнаете, что это означает, каковы сии Церкви и какая их участь.

Если имеете нужду в истинном пастыре, то только нужно знать, под чьим руководством он находился и в какое время, это – самое главное, дабы не впасть в напасть, ибо время лукавое. Смотрите69), како опасно ходите, а посему лучше крепко держите, что имеете, то есть чистоту Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви: Веру, Надежду, Любовь, а согласно70) мать их – Софию, т. е. Премудрость.

[Истинный пастырь тот, кто признает Святейшего Патриарха Тихона, а не Митрополита Петра Крутицкого, ибо мы вемы, что значит послушание и своя воля, – куда ведет и к чему приводит.]71)

 

Копия письма Патриарха Тихона [из тюрьмы]72

Милосердием Господа нашего Иисуса Христа, [я]73, Патриарх Тихон [мученик и страдалец]74 иду на смерть за Христа и веру православную с великою радостию, ибо я надеюсь на милость Божию, что Господь наш Иисус Христос [простит мне все мои ошибки и слабости]75 и удостоит [меня]76 венца небесного, а также и всех, кто последует моему примеру и не войдет в согласие с Сергием и Советской властью, и не примет печати антихриста, а пойдет за Христа и за веру православную на мучение и смерть. Ибо все претерпевшие77 до конца получат мученические венцы и наследуют Царствие Небесное, – все, которые останутся верными Христу и Православию.

Дети! Благословляю вас Именем Господа нашего Иисуса Христа! Да будет с вами благословение Божие и мое во веки. Аминь!

А Сергия и всех епископов и священников – изменников Христу и Православию, – волков в овечьей шкуре, проклинаю, как губителей душ христианских, которые не захотели идти [со мною]78 на мучение и отреклись от Бога и Православия: подписались работать Советской власти и [погубить Православную Церковь]79, за что они получили свободу. Я всех их предаю анафеме!

Дети! Вы меня больше уже не увидите и голоса моего не услышите, ибо я не соглашусь80 подписаться работать нечестивой Советской власти. Меня уже не выпустят живым и все равно замучают, а те митрополиты, епископы и священники, которые подписались, давно свободны.81 Сергий уже захватил церковное управление82 и стал другом сатаны, он дал подпись Г.П.У. предать на смерть всю иерархию83 церковную и весь причет церковный, всех тех, которые не будут работать совместно с Советской властью. Сергий, волк в овечьей шкуре, уже предал на смерть больше ста епископов и тысячи духовенства, борцов за Православие, – их уже нет, их разстреляли [и я ожидаю с минуты на минуту смертной казни.]84

Дети! Прежнего85 Православия в России уже нет и не будет, ибо на свободе не останется ни один священник-служитель Божий, а будут на свободе лишь те епископы и священники, которые будут агенты Г.П.У. [секретного отделения]86 и будут до времени в церквах служить и губить души христианские. А когда они весь народ заведут в коммуны87 и уговорят его88, чтобы работали в праздничные и воскресные дни и постов не соблюдали, а всецело89 подчинялись Советской власти, ибо “несть власть аще не от Бога”, и когда церкви будут разбивать и делать из них клубы и театры, то чтобы народ смиренно терпел, ибо куда пастырь – туда и паства[,– тогда знайте, что эти овцы в овечьих шкурах – лжепастыри и служители антихриста.]90

Всего вам не могу описать подробно, ибо я уже от [болезни плохо соображаю]91 и рука плохо пишет нет силы и зрение очень слабое. [Если что не дописано, то по смыслу исправьте. Переписывайте это письмо и передавайте его верующим и словесно передавайте мои предсмертные слова.]92

Молитесь по домам, без священников, ибо они волки в овечьих шкурах, сами мертвых хороните, сами крестите детей, а брачный союз молодых пусть отец и мать93 благословляют иконами. Молитесь, кто как может, и кто как умеет, посты соблюдайте и праздники почитайте, и Веру Православную держите до конца.

Дети! При Советской власти не будет Православной Веры столько, сколько она будет существовать, но если усиленно94 будете молиться и поститься, то еще будет, на малое время, некоторая свобода религии, и тогда все церковные революционеры – попы и владыки – советские работники и губители душ христианских опять займут свои места, от которых они отреклись. Но вы, избранные рабы Божии, с ними не сообщайтесь и молиться к ним не ходите, ибо все они под анафемой и проклятием. [Для того, чтобы они опять имели право от Бога совершать службы Божии, они должны три года молиться в затворе, то есть в сутки иметь хлеб да воду. Потом исповедаться перед народом в своих грехах и лишь потом могут получить право христианского священника и ея епархии, которая уцелеет лишь только в Японии, если японцы устоят и не изменят Христу.]95 К тому времени истинная Иерархия, которая уцелеет, может быть лишь только в Греции, если греки устоят и не изменят Христу. А в других государствах едва ли уцелеет Православие. Обновленцы, самосвяты, самозванцы работают сатане богопротивную службу, обольстительную роль сыграют сладкоречием96 и в церквях явится мерзость запустения, получившая свое начало во время разделения Восточной Церкви от Западной[, что]97 в Риме. Но Господь наш Иисус Христос не потерпит сего беззакония и приидет судить народы.

Дети! Еще раз повторяю вам от всей души, в болезни, [перед смертью своею]98 – как больной перед смертью своею получает облегчение в болезни, а потом опять болезнь и смерть, [так перед Страшным Судом]99 будет некоторая религиозная свобода.

Готовьтесь на Страшный Суд, последний и окончательный; ожидайте каждый [день]100 Суда Божия. Аминь.

 
 



  наш адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
   e-mail:         


Текстовое меню
Об изданииКатакомбная Церковь/ Экклезиология/ Документы/ Полемика/рецензии
АпостасияБогословие/ Старостильники/ Богослужение/ Акты Новомученников/ 
 Новости/ История/ Ссылки/ Гостевая книга/ Персоналии/

  
 


   Восстановленное в 2005г. издание Всероссийского Вестника ИПХ "РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ".
Рейтинг@Mail.ru

  наш адрес:
   e-mail:          rus-orth@nm.ru



 
 
Rambler's Top100
Всероссийский Вестник Истинных Православных Христиан "Русское Православие"; Russian Orthodox , 1996-2003(c)Вячеслав Крыжановский, (издание возстановлено 20.01.2005), The Russian Catacomb Church of the True Orthodox Christians


Hosted by uCoz

 
 
 
 
Hosted by uCoz