Архиепископ АМВРОСИЙ (граф фон Сиверс)

ГОСУДАРСТВО И "КАТАКОМБЫ"

"Не бойся, малое стадо;
яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство
" (Лук. 12, 32)

Вопрос взаимоотношений государства и "катакомб", т. е. современной безбожной власти и нелегального Православия, на первый взгляд может показаться неактуальным. Что представляют собой "катакомбы"? Для большинства читателей – это какие-то неведомые безумные старухи и эксцентричные необразованные священники. Но нам представляется, что игнорировать сей вопрос мы не вправе. Хотя бы потому, что "катакомбы" – это трагическая и героическая история мужественного стояния в вере, непокоренности самым жестоким преследованиям в истории христианства. Дабы было более понятно, о чем идет речь, попытаемся описать сей феномен.

Ситуаций, когда в некоем государстве существует нелегальная Христианская Церковь, история знает массу. Положений, подобных тем, что сложились у нас, весьма много похожих, но прямой аналогией, несомненно, являлась Римо-Католическая Церковь во Франции времен Великой Революции, т. е. имеются в виду общины т. н. "неприсягнувшего священства".1 Сии общины не приняли решений революционных гражданских властей и подверглись за это жестоким репрессиям. Они также не признали легитимность Наполеона I и его конкордат с Ватиканом и отказались от общения с официальным клиром. Когда вернувшиеся Бурбоны попытались урегулировать положение Латинской Церкви, некоторые общины "неприсягнувшего священства" вышли из подполья, но нормализации отношений между ними и официальными церковными властями достигнуто так и не было. Имеются сведения, что общины "неприсягнувшего священства" просуществовали чуть ли не до франко-прусской войны, позже вымерев или слившись со старо-католиками. Подобное было и в более древние времена: несомненно, общая основа имелась и в донатистском движении, 2 и еще больше у православных во времена господства арианства,3 позже монофелитства4 и, наконец, иконоборчества.5 Такая же оценка вполне подходит и к русскому старообрядчеству.6 Однако при всей схожести имеются принципиальные различия, речь о коих пойдет ниже.

Но возвратимся к истории отечественных "катакомб". Хотя многие изследователи называют датой основания Катакомбной Церкви 1927 год, 7 сие не совсем правильно. Реально она стала возникать лет на пять раньше, первоначально – как реакция на большевицкие гонения и изъятие церковных ценностей, а с 1923 г. – уже с резким антиобновленческим протестом. Следует указать, что первоначально инициатором сети нелегальных приходов и монастырей выступила влиятельная "даниловская" группа 8 во главе с архиеп. Феодором (Поздеевским) Волоколамским (†1937),9 ставшая в оппозицию не только к обновленцам, но и к пошедшему на компромиссы с Советской властью Патр. Тихону. Также с "даниловцами" всегда был идеологически связан Андрей (кн. Ухтомский), архиеп. Уфимский (†1937). 10 Но окончательные действия по переводу как можно большего количества приходов и монастырей на нелегальное положение начались в 1927-28 гг., сразу после опубликования "Декларации" митр. Сергия (Страгородского) (†1944). Сему способствовали образовавшиеся, помимо "даниловцев" и "андреевцев", антисергианские группы: "иосифлян" во главе с Иосифом (Петровых), митр. Петроградским (†1937), "викториан" во главе с Виктором (Островидовым), архиеп. Вятским (†1934), "украинцев" во главе с Антонием (кн. Абашидзе), схиархиеп. Таврическим (†1943). Наряду с ними существовали отдельные "непоминающие" архиереи, придерживавшиеся подобной практики. Интересно, что некоторые антисергианские деятели не без основания указывали на невозможность легального служения в СССР при еще имеющихся храмах, справедливо предупреждая свою паству, что "открытые храмы становятся разсадниками агентов ГПУ".11

Уже в 1930-33 гг. по всему СССР была проведена широкомасштабная кампания по ликвидации точек истинно-православных христиан (ИПХ), причем сами церковные здания их подвергались уничтожению (даже те, чьи "двадцатки" успевали переметнуться к сергианам), а сохранившиеся до сего дня или использовались под нежилые помещения, или же – как храм Спаса-на-Крови – не могли быть взорваны лишь по тектоническим соображениям, оставаясь в запустении. Можно констатировать, что первый жестокий удар на "катакомбы" обрушился в 1928-34 гг., когда клир и активисты подлежали ликвидации или многолетнему сроку концлагерей, а паства зачастую депортировалась в суровые края.

Второй период пришелся на 1937-38 гг., когда выявлялись уже скрывавшиеся лица и уничтожались отбывающие сроки заключения вожди антисергиан. II-я Мировая война также оставила в жизни Катакомбной Церкви свой след: если немецкие власти весьма благосклонно относились к ИПХ (за исключением территории Псковской миссии), а последние охотно сотрудничали с первыми, то советские власти, напротив, попытались в 1943-46 гг. произвести в "катакомбах" небывалый разгром, что им почти удалось. В 1944 г. почти все ИПХ, выявленные на неоккупированной немцами европейской части СССР, были депортированы или заключены в лагеря; в 1946 г. прошло жестокое выявление ИПХ на бывших оккупированных территориях с аналогичными действиями. Тут следует указать, что с самого начала НКВД в отношении Катакомбной Церкви действовало трояко: во-первых, просто и однозначно подвергал тотальному уничтожению всех непримиримых; во-вторых, "ломал" нестойких, присоединяя их к Московской Патриархии (МП) (как было с группой еп. Афанасия (Сахарова) (†1962)12<); и, в-третьих, создавал псевдо-катакомбы, через кои пытался выйти на невыявленных нелегалов. Существование в Петербурге <иосифлянского designtimesp=17605> прихода в Лесном – классический пример.13 – Не секрет, что сие заведение выявляло симпатизирующих ИПХ, в то время как настоящие катакомбники напрочь отрицали сей приход. Ликвидирован он был, лишь когда Сталин установил МП в положении "Государственного Исповедания".

В 1950-53 гг. вновь начались гонения на ИПХ по всей стране, но со смертью Сталина затихли и вспыхнули с невероятной жестокостью уже при Хрущеве в 1958-63 гг. С сего времени официальную практику физических репрессий можно считать прекращенной, – она была заменена почти пожизненными сроками в концлагерях, психбольницах и ссылках. Тогда же стали широко применяться небольшие сроки заключений, кои безконечно продлевались, и таким образом люди попадали в неволю чуть ли не на десятилетия. В 1961 г. госорганы, наконец, подвели черту под многочисленными актами против подпольных христиан, издав постановление, в коем говорилось: "Не подлежат регистрации религиозные общества и группы верующих, принадлежащих к сектам, вероучение которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты, ИПХ, ИПЦ, адвентисты-реформисты, мурашковцы и т. п. "14 Стоит ли говорить, что нерегистрируемые религиозные общества в советском понимании считались незаконными, а имеющие антигосударственный и изуверский характер должны были тем более немилосердно и скореняться. Правда, возникали некоторые вопросы. "Как, например, следует понимать термин "секта"? Являются ли униаты и Истинно-Православная Церковь сектами и почему? В чем заключается изуверский и антигосударственный характер их вероучения?"15 Особых объяснений не последовало, лишь было указано, что к "т. п." относятся: "молчальники", леонтьевцы, "краснодраконовцы", иннокентьевцы, иоанниты, федоровцы, чуриковцы, униаты, баптисты-инициативники, Основное звено Христа, Апокалипсисты, "Божьи дети" и т. п.16

Новое оживление борьбы с ИПХ началось в начале 1970-х гг., и хотя оно было достаточно масштабным, но не таким жестоким, как прежде. Тем не менее, борьба оказалась весьма успешной: за прошедшее десятилетие КГБ смог сформировать и упрочить разнообразные псевдо-"катакомбы", а также внедрить своих агентов в исторические общины ИПХ. Несколько таких агентов смогли со временем внести разделения в среду "катакомбников" и взять под контроль значительную часть ИПХ.

К числу удачных чекистских мероприятий по созданию псевдо-"катакомб" относятся первоначальные действия митр. Арсения (Стадницкого) (†1938) по искоренению "иосифлян" в Средней Азии в 1930-е годы. В то время масса депортированных ИПХ не могли, потеряв связь, найти контакт со своими и часто попадали в существующие как бы "подпольно" общины, кои на деле оказывались просто провокацией. Еще более удачным продолжателем подобной провокации был выдававший себя за "иосифлянина" архим. Гурий (Егоров) (†1961), имевший тайные контакты с митр. Арсением и в 1934-44 гг. ликвидировавший большинство "катакомбных" общин в Ср. Азии. Видимо, за сии "заслуги" перед МП впоследствии он стал первым наместником возобновленной в 1946 г. Троице-Сергиевой Лавры, архиереем и, под конец жизни, митрополитом Крымским. Таким же деятелем по увеличению лже-"катакомб", напрямую связанных с МП, являлся Константин Вендланд, духовное чадо митр. Арсения, в сергианстве достигший митрополичьей кафедры (митр. Иоанн Ярославский, †1989) и долго участвовавший по линии ОВЦС за границей на всяких экуменических переговорах. Его задача заключалась в поставлении как бы "подпольных" клириков. В связи с этим утверждение знаменитого религиозного авантюриста Виктора Чекалина, известного как епископ Яснополянский, что он был поставлен в архиереи митр. Иоанном Ярославским, митр. Алексием Калининским и еп. Владимиром (Абрамовым), представляется вполне возможным.17

Еще более активные действия по увеличению псевдо-"катакомб" начались с 1958 г. Они связаны с продвижением Григория Секача (†1987), в свое время изгнанного с сергианского прихода и впоследствии известного как "схимитрополит Геннадий". Он создал самую многочисленную в подполье "секачевскую иерархию", к которой относятся и Виктор Чекалин, и еп. Владимир (Абрамов) (†1987), и появившийся в 1992 г. еп. Никон (Сергей Ломекин), и даже Константин Васильев, скандально известный под именем "Лазарь, епископ Каширский, архиепископ Московский, блаженный митрополит Сибирский, патриарх Всея Руси, Император, Агнец Завета!" Даже он поставлялся митр. Иоанном (Бондарчуком) вместе с "секачевцами"!18 Но самым удачным надо считать внедрение в 1950-х гг. Федора Журбенко, ныне известного как "архиепископ Лазарь", который сумел оклеветать настоящих "катакомбных" архиереев – архиеп. Антония (Голынского-Михайловского) (†1976) и еп. Феодосия (Бахметьева) (†1986), в свое время отвергших его как провокатора. Поставленный в начале 1960-х гг. Московской Патриархией в "иерея", Журбенко смог обмануть исторические "катакомбные" общины и манипулировать ими до 1991 г., пока не разразился скандал.19 Псевдо-"катакомбы" объединяет одно: при разном отношении к сергианской церкви – все они происходят от МП.

Последнее же и весьма мощное гонение на "катакомбы" происходило в 1980-84 гг. и затронуло, главным образом, "катакомбную" молодежь, что не удивительно, ибо бдительные органы ГБ зафиксировали неожиданное омоложение ИПХ, причем молодежь с тояла на фундаменталистских основах столь крепко, что вызывало большую тревогу у госаппаратчиков.

Время "перестройки" почти ничем не омрачилось для ИПХ. Лишь когда представители Русской Православной Церкви Заграницей стали возвращаться в СССР и принимать сергиан, презирая "катакомбников", последние поняли, что их многолетние надежды на "зарубежников" не только безпочвенны, но и опасны для духовного здоровья, что путь свой может быть только самостоятельным или же с подобными нонконформистами – греческими старостильниками,20 что и осуществилось в 1990-94 гг.: поставление Синодом архиеп. Авксентия в Бостоне еп. Казанского Гурия (Павлова) и перевод под юрисдикцию Синода архиеп. Андрея акефальных "катакомбных" общин, окормляемых старцем-монахом Антонием (Черновым) (в схиме Епифанием).

Крушение СССР и утверждение постсоветской России, сопровождаемое приданием МП значения государственного исповедания России и фактическим восстановлением института Уполномоченных по делам религий, негативно отразилось на "катакомбах". Они вновь обрели статус "антигосударственной секты", только ныне вместо "изуверской" ее стали почитать "антинародной". На сегодняшний день Катакомбная Церковь ИПХ по всей территории бывш. СССР насчитывает более 250 тыс. последователей. И если открытых гонений нет, то регулярные с 1920-х гг. притеснения, поджоги домов, избиения, дискриминация "катакомбников" со стороны местных властей и пропатриархийных жителей не прекратились.

Но каковы же идеологические основы столь сильного религиозного сопротивления? – Несомненно, в основе современного нелегального Православия лежит возрождение раннехристианских форм жизни общин. Более того, даже самоназвание Церкви "катакомбная" происходит от римских подземелий, где молились первые христиане. Прав А. Краснов-Левитин, указывавший, что "иосифляне" горели древне- христианской жаждой мученичества и безкомпромиссно шли на него. 21

Интересно, что монашество в большинстве своем также оказалось в "катакомбах", и вскоре сложилось своеобразное положение: ИПХ, в основном, составляли или монашествующие, или многодетные семьи. Как с первых веков христианам был присущ антиэтатический протест (позже усиленный монашеством), так и "катакомбники" всегда рассматривали себя вне государственных форм. Но тут коренится существенное различие: если донатисты протестовали против огосударствления Церкви и права созыва Вселенского Собора Императором22 (кстати, только посему к сим раскольникам Церковь была всегда снисходительна), а православные Византии протестовали против господства еретиков, если русские старообрядцы протестовали против декретных действий, направленных на изменение древних традиций, – то никому из них не приходило в голову ставить под сомнение принципы Священного Римского Государства. Ибо никогда не может быть "христианского государства", которое в своей основе является языческим, но возможно государство христиан. Христос рождается не просто в Палестине, – но в Римской Империи, как раз в Pax Pomanum – Римском мире. "Рим для христианского сознания – тот самый мир, который состоит под владычеством "князя мира сего", т. е. диавола, но который должен быть спасен и освящен. Объединив все земли средиземноморской цивилизации, Римская империя и впрямь была в некотором смысле миром. Римские власти долго преследовали раннехристианских проповедников, но расходились эти проповедники по дорогам, проложенным римскими солдатами".23

Более того, вся историософия мыслилась, как история народа Божия в рамках той или иной, " священной державы", как на то указывал еще св. пророк Даниил, называя последней – Римскую империю, после распада коей приходит антихрист.24 Вся патристическая литература трактует слова ап. Павла "тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь" (2 Фес. 2, 7) в том смысле, что "удерживающий" и есть римский порядок.25 Однако, уже св. прав. Иоанн Кронштадский конкретизирует сего "удерживающего" – он есть "Самодержец, удаления которого домогается известная публика". 26 Позже ИПХ назовут "православно-монархической сектой",27 но справедливости ради надо сказать, что весь "монархизм" ИПХ заключается, преимущественно, в оплакивании рухнувшего дореволюционного порядка и опасении появления "лже-царей". Если вникнуть в суть речей малограмотных стариков и старух, это – верность римскому праву, элементарной законности и справедливости, которые существовали в Российской империи при всех ее пороках и недостатках, и были попраны в коммунистической и ельцинской России.

Ясно, что основной идеологемой ИПХ всегда был антикоммунизм (вернее, антисоциализм), правда, имеющий специфический религиозный характер. С самого начала на всех уровнях – от епископов до малограмотных старух – в ИПЦ утвердился взгляд на советскую власть как на власть антихриста ,28 а на Ленина – как на сущего Антихриста .29 Именно сие послужило основой для конфликта с митр. Сергием, полагавшим а ллегорический срок 3,5 года "царствования антихриста" буквальным, а т. к. советская власть продержалась к тому времени уже 10 лет, то вопрос о ее природе, по мнению митрополита, отпадал сам собой.30 Красная пятиконечная звезда (древняя магическая пентаграмма 31, в отличие от "звезды Давыда" и в древности признавалась знаком антимессии,32 но после революции была однозначно понята "катакомбниками" как ФИЗИЧЕСКАЯ печать антихриста.33 Невозможность участия ИПХ ни в коммунистических, ни в профсоюзных, ни в советских общественных организациях также объяснялось нежеланием поклоняться а нтихристу. Отказ от регистрации был продиктован подобными же соображениями,34 хотя советские власти с 1920-х гг. сами то предлагали регистрироваться, то запрещали.

Наряду с сим стоят вопросы отказа от участия в выборах и отказа от советского паспорта. При паспортизации 1933 г. "катакомбные" архиереи благословили советского паспорта не брать,35 т. к. при оформлении документов выявлялись "бывшие", т. е. люди, подлежавшие репрессиям. Одновременно отказ от паспорта трактовался как отрицание печати антихриста, как нежелание быть либеллатиком36 и объявление себя негражданином безбожного СССР. С еще большей силой "безпаспортное движение" развилось при хрущевской паспортизации 1961 г. 37 Красные же паспорта 1975 г. просто игнорировались, а вновь пришедшие в "катакомбы" люди часто зачеркивали слово "гражданин", начертав вместо него "христианин", отчего выходило: "ПАСПОРТ христианина СССР"! На фоне такого тотального отрицания советского гражданства "катакомбниками" совершенно отвратительно прозвучал "Ответ безпаспортному" Первоиерарха РПЦЗ митр. Виталия, где в частности, говорилось: "Так будем же кротко и с чувством покаяния нести бремя серпа и молота".38 На это не лишенные чувства юмора ИПХ резонно ему заявили, что они-то слышали о "легком бремени Господа" (Мф. 11, 28-30), но никогда не слыхали о словах Христа, где Он призывал бы "кротко и смиренно нести антихристово бремя".39

Весьма важным пунктом в идеологии "катакомбников" был запрет на членство в колхозах 40 и нежелательность государственной службы. Несомненно, что антиколхозный пафос был унаследован еще со времен коллективизации, и посему, не смотря ни на что, ИПХ в подавляющем большинстве оставались единоличниками, подвергаясь за это в севозможной дискриминации.41 Однако, отрицание колхозов имело также религиозную основу, ибо колхозы трактовались как "антихристовы учреждения",42 прообразующие новую форму жизни селян, поклонившихся диаволу.

Еще большую остроту имел вопрос об отказе призывников из ИПХ от службы в Советской Армии 43 причем постоянно заявлялось: из-за религиозных убеждений. Как известно, ИПХ не только не пацифисты, но, напротив, – сторонники всякого сопротивления злу. Более того, в 1920-30 гг. они неоднократно оказывали сопротивление (вплоть до вооруженного) местным советским активистам и НКВДэшникам,44а во время войны с удовольствием сотрудничали с немецкой администрацией и даже с оружием в руках воевали против красных.45 На вопрос "почему", всегда следовал ответ: "Кто убивает мечом, тому самому надлежит быть убиту мечом" (Апок. 13, 16), и уклониться от него нельзя. В общем контексте нетрудно заметить достаточный как бы антипатриотизм "катакомбников", никак не считающих СССР (а ныне – ельцинскую демократию) своей земной Родиной. К тому же не секрет, что половина ИПХ – представители "малых народов" (чуваши, татары, немцы и др.), а русская половина напрочь отказывалась признать в советских людях русских, в конце-концов предпочитая называть себя в национальном аспекте – ИПХ.

Ну и никак нельзя обойти вниманием и такой любопытный факт: весьма многие деревенские "катакомбники", не желая участвовать в "грехах безбожников, отказываются до сего дня от радио и электричества!46 Объяснение простое: если электрофикация – деяние Ленина, и всё освещает "лампочка Ильича", то ИПХ никак не могут принять "дар антихриста".47 Интересно, что сами того не подозревая, они ответили на риторический возглас Д. С. Лигачева: "Всякий пользующийся в СССР электричеством способствовал Системе и участвовал в ее деяниях".

Вторым же краеугольным камнем идеологии "катакомб" является абсолютное отрицание МП и всех каким-либо образом с ней сообщающихся .48 Такое отрицание имеет, в первую очередь, богословский аспект: еще в 1928 г. сергиане были анафематствованы , как злейшие еретики, т. н. "Кочующим" Собором ИПЦ, 49 а само сергианство, наряду с обновленчеством, признано тяжелейшей экклезиологической ересью , разрушающей все догматическое понимание Церкви Христовой. Именно в такой генеральной направленности применялось к сергианам правило 15 Двукратного Собора, ибо в действиях и учении митр. Сергия усматривалось наличие ереси, и даже худшего ее, что давало право на отхождение "прежде соборного рассмотрения" даже от Патриарха. 50 Вообще МП нарушила столь многое число канонических правил, что нарушения сии не поддаются даже краткому перечислению. – Все же попытаемся хотя бы частично обозначить их.

Прежде всего, как уже было сказано, сергианство рассматривалось как "нечестивая ересь клеветников на христианство" и "хула на Духа Святого" в смысле сознательного и ожесточенного противления Истине (VII Всел. Соб. 5, 7 ). Ересь сергиан виделась также в полном нарушении соборности (Апост. 34), что, в частности, проявлялось во вторжении сергиан в епархии "непоминающих", т. е. "катакомбников" III Всел. Соб. 8; Антиох. 9; Карф. 64, 67). Конкретно это проявилось в направлении туда, на место существующих, своих правящих архиереев (Двукр. 16) и своих викариев (I Всел. Соб. 6). И вообще – митр. Сергий правил в Церкви один (его "Временный Патриарший Синод" являлся фикцией), хотя и с разрешения мирских властей, к тому же безбожных, что уже нарушало большое количество правил. Кроме того, под сомнение ставилась каноничность установившегося порядка, по которому патр. Тихон передал власть митр. Петру (Полянскому) посредством некоего тайного "Завещания", а тот, в свою очередь, – митр. Сергию, – ибо все это противоречило 76 правилу св. Апостол и правилу 23 Антиохийского Собора. ИПХ не удовлетворяли и циничность и "закваска Иродова" сергиан – черты, которые противоречили 30 правилу св. Апостол и 3 правилу VII Вселенского Собора. "Катакомбники" предлагали возобновить древние правила о церковном домостроительстве: 77, 79, 103, 137 Карф. Соб., 15 Двукр. Соб. Кратко "наши разногласия" можно выразить так: сергиане верят в то, что они спасают Церковь и Бога, а христиане верят в то, что их спасает Бог, спасает Его Церковь.

Третьим принципиальным аспектом истинно-православной идеологии являлось то, что сергиане вообще были признаны отступниками (апостасиками). В мистическом видении МП трактовалась как "вавилонская блудница, сидящая на красном звере" (Апок. 17, 1-10), тогда как Катакомбная Церковь трактовалась как "Жена, бегущая в пустыню от дракона" (Апок. 12, 1-6, 13-17). "Красный дракон" понимался как коммунистическая система, посему возседание на нем сергиан ИПХ не удивляло. Сергианский возглас: "О богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея" воспринимался, по словам свящмуч. еп. Павла (Кратирова) (†1932), как кощунственный клич типа: "О благополучном пребывании богоотступления, Господу помолимся", или: "О искоренении Христовой веры, Господу помолимся". 51 Одновременно в Катакомбной Ц еркви окончательно установилась противоположная форма возгласа: "О еже избавити люди своя от горькаго мучительства безбожныя власти". Хотя сергиане, строя свою доктрину, извращенно толковали известный текст Ап. Павла "несть власть ниже от Бога" (Рим. 13, 1)52 – "катакомбники", следуя всей патристической традиции, отвергали подобное понимание, утверждая, что власть от Бога может быть исключительно Римского права и отнюдь не безбожной. Христианин отдает "Кесарю – кесарево", а не "фараону – фараоново", "генеральному секретарю – генеральносекретарево", "народному президенту – народнопрезидентово". Популярное сейчас у сергиан противопоставление закона и благодати для настоящего христианина безсмысленно: христианин не только стяжает благодать, но и живет по закону; мало того, сам закон для него благодатен. – Но такой закон, который основан на естественном праве, отражен в праве каноническом, освящен деяниями Апостолов и историей христианства, а вовсе не самодурство узурпаторов, даже если оно кодифицировано в писанном ими "законодательстве".

Неоднократно "катакомбникам" указывали на возможность из-за гонений и замкнутости лишиться клира, на что еще первые "катакомбные" архиереи отвечали: возможно, у Креста Господня останутся одни миряне, ставшие акефалами, возможно прекратится Евхаристия, ибо Сам Господь вопрошал: "Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле?" (Лук. 18, 8), однако никто из малого остатка избранных (Лук. 12, 32; Мк. 13, 20-27) не поклонится антихристу и Церковь "врата адова не одолеют" (Мф. 16, 18) 53. Ибо нет никаких внешних авторитетов, и ИПХ останутся непоколебимы – "поскольку Церковь кафолична в каждой из своих частей, поскольку каждый из ее членов – не только клирик, но и каждый мирянин – призывается исповедовать и защищать Истину, противясь даже епископам, если они в падают в ересь".54

Итак, резюмируя вышеизложенное, следует сказать: существование Катакомбной Православной Церкви несет в своей основе возрождение раннехристианской практики; оно – подобно действиям св. Афанасия Великого во времена арианства, преп. Максима Исповедника во времена монофелитства, преп. Феодора Студита во времена иконоборчества. Антиэтатически настроенные, но признающие авторитет римского порядка, ИПХ – онтологические противники советского государства (и его правопреемников), понимаемого как "царство антихриста", коему следует сопротивляться всеми доступными способами (выше перечисленными). Неудивительно, что советское государство всегда подвергало ИПХ судебным и в несудебным репрессиям. К периоду "перестройки" в основной своей массе "катакомбники" преследовались по ст. УК, касающимся: несоблюдения законодательства о культах, антисоветской агитации и пропаганды, безпаспортности, отсутствия прописки, тунеядства, бродяжничества, отказа от службы в армии и т. д. Сама "перестройка" воспринималась как "перестройка Вавилонской башни" (таково даже название одного произведения ИПХ55) и также отрицалась. Союз ельцинского режима с МП для ИПХ является безспорным доказательством абсолютной нетерпимости этого режима для христианина. Посему неудивительно взаимное отрицательное отношение государственной власти и ИПХ в сем контексте: непризнание государственного исповедания уже само по себе серьезный проступок, совершенный сектой , т. к. любая группа лиц, не принадлежащая к официальной религии и находящаяся в меньшинстве, с точки зрения действующего закона может быть только сектой. Поскольку отрицательное отношение к МП проистекает из понимания ее как "вавилонской блудницы", т. е. антихристовой лжецеркви, где не только нет спасения, но явная погибель, – именно в таком контексте следует понимать известные слова свящмуч. Максима (Жижиленко), еп. Серпуховского (†1931): "Советская и Катакомбная Церкви – несовместимы".56 Слова сии могут быть вполне применены и к постсоветским временам, к постсоветской лжецеркви.

Отличительной особенностью ИПХ является, конечно, не только ярый традиционализм, но и отсутствие авторитарного мышления. Невозможно приказать нечто противоречащее совести христиан, – они просто откажутся это выполнять. Принцип епископ тем, кто его признает 57 – до сего дня наиважнейший, и именно в нем видна взаимная христианская любовь и духовная свобода: "Где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3, 17). Замкнутый характер общин ИПХ, обусловленный гонениями, продолжает иметь место и сейчас, но не забудем, что все христианские священнослужения (особенно Литургия) закрыты для внешних. Недоверие к внешним оправдано не только многолетними действиями агентов КГБ, но зачастую несовместимостью мировоззрений советских людей и ИПХ, отчего первые проходят долгое оглашение перед Крещением. Именно такая практика породила в "перестроечные" времена новый эпитет для Катакомбной Церкви – "антинародная", в чем есть немалая доля правды.

В заключение следует заметить, что феномен православных "катакомб" (т. е. религиозных нонконформистов) не только чрезвычайно устойчив в разных условиях, но и имеет тенденцию к самовоспроизводству и увеличению за счет новообращенных. Также несомненно, что со временем ИПХ приобретают качества некоей этно-конфессионалъной общности, члены коей, подобно древним христианам, заявляют: "У нас вместо родины – чужбина, а на чужбине – родина, и подданные мы земного государства, а граждане Небесного Иеросалима".

2/15 мая 1994 г.

Св. Афанасия Великого

Монах АМВРОСИЙ (фон Сиверс)



  наш адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
   e-mail:         


Текстовое меню
Об изданииКатакомбная Церковь/ Экклезиология/ Документы/ Полемика/рецензии
АпостасияБогословие/ Старостильники/ Богослужение/ Акты Новомученников/ 
 Новости/ История/ Ссылки/ Гостевая книга/ Персоналии/

  
 

 
 
 
  Рейтинг@Mail.ru

  наш адрес: 101000, Москва, до востребования, Руцкому Д.Ю. (для Кардамышева А.С.)
   e-mail:          rus-orth@nm.ru



 
 
Rambler's Top100
Всероссийский Вестник Истинных Православных Христиан "Русское Православие"; Russian Orthodox , 1996-2003(c)Вячеслав Крыжановский, (издание возстановлено 20.01.2005), The Russian Catacomb Church of the True Orthodox Christians


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz