Архиепископ Амвросий (граф фон Сиверс)

ИСТОКИ И СВЯЗИ КАТАКОМБНОЙ ЦЕРКВИ

В ЛЕНИНГРАДЕ И ОБЛАСТИ (1922-92 гг.)

“... Знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не имеешь много силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, кто называет себя Иудеями, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, Нового Иеросалима, нисходящего с Неба от Бога Моего, и имя Мое новое. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит Церквам” (Апок. 3, 8-13)

     Я специально начал свое выступление сим апокалиптическим текстом, ибо по толкованию многих свв. Новомучеников и наших блаженных катакомбных Отцев 1, сей текст о Филадельфийской Церкви, как впрочем и текст о “Жене, облеченной в солнце и бегущей в пустыню, в место, уготованное от Бога” (Апок. 12, 1-6), – относится к Катакомбной Церкви, иначе называемой Истинно-Православной Церковью (И.П.Ц.) или же Церковью Истинно-Православных Христиан (И.П.Х.).

    Одной из самых важных причин, почему я решил сделать этот доклад, является то, что на протяжении десятилетий по поводу Катакомбной Церкви имелась масса инсинуаций (вплоть до утверждения, что она не существует и не существовала 2). А в последние годы из-за столкновения в СССР некоторых интересов РПЦЗ и МП, а также по причине появления невероятного количества проходимцев, выдающих себя за “катакомбников”. 3) Такими проходимцами 3, – сия тема приобрела спекулятивный характер. Оттого мне хотелось бы внести некоторую ясность. Несомненно, сейчас нет никакой возможности объять всю тему истории существования ИПЦ, посему я ограничусь только Санкт-Петербургом и областью, указывая истоки и связи местных катакомб.

     Итак, Санкт-Петербург – быв. столица быв. Российской Империи, – город, откуда началась революция, – в начале 1920-х гг. имел весьма великое значение в церковном устроении, и именно здесь с особой силой проявилось т. н. “обновленческое” движение – “Живая Церковь”, – своими корнями уходящее в дореволюционные времена. Появление обновленчества как господствующей Церкви, – вот первая и самая сильная причина возникновения тайной Церкви, чье служение должно было проходить нелегально, в “катакомбах” 4. На такое служение всех ИПХ благословил весьма известный Оптинский старец преп. Нектарий (Тихонов) (†1928) 5, что имело большой авторитет среди верных.

     Кто же были те лица, ушедшие в “первые” катакомбы еще задолго до сергианства? В основном, се лица, выступавшие против изъятия церковных ценностей и ревнители Православия: се были лица, вошедшие в конфликт с Патриархом Тихоном (Белавиным) (†1925) и митрополитом Вениамином (Казанским) (†1922), кои шли на явные компромиссы с безбожной сов. властью. Таковыми лицами являлись, прежде всего, т. н. “даниловская” группа в Москве 6 и соприкасавшийся с ней через своего представителя епископа Иоасафа (Удалова) Чистопольского (†1937) 7 Владыка Андрей (кн. Ухтомский), архиепископ Уфимский (†1937) 8. Но кто же таковыми являлся в Петрограде?

    Здесь мы и приходим к “фигурам умолчания”, о коих почти ничего не написано здравомысленного, ибо МП всегда писала невероятные вещи о своих противниках, а Зарубежная Церковь, из конъюнктурных соображений, возлюбила изображать “благочестивые басни”, что ныне привело к краху ее агиографию о Новомучениках и Исповедниках, почти полностью не соответствующую духовной и исторической реалии. Итак, следует указать двух лиц, кои удерживали с 1923 г. Истинную Церковь среди – вначале обновленчества, позже – сергианства. Се есть б. настоятель Воскресенско-Макарьевского монастыря (на ст. Любань) св. новомученик Макарий (Васильев), схиепископ Маловишерский (†1944) 9 , и св. новомученик Стефан (Бех), б. еп. Ижевский (†1933) 10 .

До сегодняшнего дня не дана оценка схиеп. Макарию ни как аскетическому, ни как церковному деятелю. Известно, что его монастырь был весьма почитаемым еще до революции, а во время обновленческого лихолетья – оставался единственной староцерковнической точкой 11 . Почитателем Вл. Макария являлся архиеп. Андрей (кн. Ухтомский), коий пытался вместе с “даниловской” группой (т. н. “параллельным Синодом”, располагавшимся в Даниловом монастыре, – столь ненавистным Патр. Тихону, что последний умолял Тучкова “разорить это гнездо” 12 ) выработать общую линию сопротивления не только обновленцам, но и “тихоновцам”, – т. е. группе лиц, окружавшей Патриарха и склонявшей его на всяческие недозволенные компромиссы. Несомненно, в 1923 г. “даниловцы” еще на что-то надеялись, пытаясь договориться с Патриархом. В то время Вл. Андрей решился рукоположить архимандрита Кирилла во епископа, призвав для сего своего давнишнего товарища, проживавшего тогда на покое в Оптиной пустыни, Вл. Михея (Алексеева), б. еп. Уфимского (†1931) 13 , а также Вл. Стефана (Бех). Они втроем тайно поставили архим. Кирилла в епископа Маловишерского, а в 1924 г. в Александро-Невской Лавре Вл. Стефан постриг его в схиму с именем Макарий 14 . Именно за сие деяние Вл. Стефан был убран патриаршей властью со своей кафедры и водворился в Петрограде 15 . На тот момент только Вл. Макарий и Вл. Стефан являлись единственными безкомпромиссными архиереями в Петрограде и обл. и их основное служение проходило тайно. Следующим их серьезным актом было, как впрочем и у Вл. Андрея, – непризнание в 1925 г. митр. Петра (Полянского) Патриаршим Местоблюстителем, поскольку его полномочия основывались на неких неканонических “завещаниях” Патр. Тихона” 16 . Чтобы яснее представить себе значение и влияние Вл. Макария и его монастыря в истории Катакомбной Церкви, хочу отметить, что почти все наши монашествующие Отцы побывали кто монахом, кто послушником, у него. И если пастырскому служению и церковному осмыслению они научились у Вл. Андрея, то аскетика – вся была заложена Вл. Макарием.

Хотелось бы особо остановиться на таком важном явлении, как “иосифлянское” движение, вокруг коего также сотворено много легенд со всех сторон. Дабы правильно понять сей феномен в Ленинграде, следует выяснить, кем являлись лица, его возглавлявшие. Хотя движение и названо по имени митр. Иосифа (Петровых) Петроградского (†1937) 17 , было бы совсем неправильно персонифицировать в его лице всю сущность движения, которое на самом деле имело разные оттенки в своей позиции. Сия фигура до сегодняшнего дня также не понята до конца и посему обрела легендарные очертания. Более интересны сами его последователи-“иосифляне”, пребывавшие поблизости Ленинграда: Димитрий (Любимов) архиеп. Гдовский (†1935) 18 , Сергий (Дружинин) еп. Копорский (†1937), 19 Григорий (Лебедев) архиеп. Шлиссельбургский (†1937) 20 . Дабы понять их действия, согласимся с метким замечанием патриархийного митр. Иоанна (Снычева), писавшего о разделении в Серпухове, что там имелись как бы “двойные прослойки стен” 21 . Сие – именно так, ибо все вышеуказанные трое – так или иначе примыкали к “даниловской” группе: архиеп. Димитрий Гдовский – постриженник Данилова мон-ря, еп. Сергий Копорский – сам член “параллельного Синода”, архиеп. Григорий – б. насельник Данилова мон-ря. Таким образом, в создавшейся тяжелейшей обстановке “даниловская” группа, вслед за архиеп. Андреем Уфимским, в 1923-25 гг. смогла продвинуть в Петроград своих архиереев, что позже и легло в основание т. н. “иосифлянского” движения. Но возвратимся к личности митр. Иосифа.

Так как вокруг него и его дела наговорено много неправдоподобного, следует указать, что на самом деле не он был вдохновителем антисергианского движения, названного впоследствии его именем 22 . Хотя доктринально и идеологически он был последовательным и весьма стойким антисергианином, – лично же являлся человеком очень мягким и иногда даже нерешительным 23 , в отличие от иных своих сподвижников. Вообще, даже самые причины его отделения от Сергия были несколько иными, нежели у остальных. Так, например, “Ярославская Автокефалия” 24 , где он себя практически никак не проявил, в своей подготовительной работе опять-таки являлась некоей “пробой пера” со стороны все тех же “даниловцев” 25 (на переговоры с Агафангелом (Преображенским), митр. Ярославским (†1928) 26 , и Евгением (Кобрановым), еп. Ростовским (†1937) 27 , в 1926 г. от них ездил Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (†1937) 28 ) и со стороны архиеп. Андрея Уфимского 29 (от него на переговоры с митр. Агафангелом ездил, знакомый с последним еще с дореволюционного времени, Петр (Лодыгин), схиеп. Нижнегородский (†19 56 30 )). Однако, митр. Иосиф, несмотря на свою мягкость, стал именно тем лицом, по имени коего истинно-православных христиан стали называть “иосифлянами”. Это, видимо, в какой-то мере и обусловило дальнейшие его действия, если не брать во внимание смехотворное утверждение сергиан о том, что весь кофликт с м. Сергием был основан на перемещении его последним из Петрограда в Одессу 31 . Истинная же причина иная: се то, что митр. Иосиф являлся именно тем Чрезвычайным Местоблюстителем 32 (по решению Поместного Собора РПЦ от 25 янв. 1918 г.), о чем никто, даже митр. Петр (Полянский), ничего точно не знали 33 . Но надо сразу оговориться: митр. Иосиф – есть митр. Иосиф, а “иосифляне” – есть “иосифляне”, – и между ними существовали некоторые противоречия. Так, к примеру, митр. Иосиф, видимо, до конца признавал Местоблюстительство митр. Петра 34 , коего такие “иосифляне” как архиеп. Димитрий (Любимов), архиеп. Григорий (Лебедев) и другие (т. е. связанные с “даниловцами”), а также схиеп. Макарий (Васильев) и еп. Стефан (Бех) (т. е. связанные с “андреевцами”), абсолютно не почитали и не признавали 35 . По сей причине, несмотря на давнишние товарищеские отношения 36 , у митр. Иосифа с архиеп. Андреем, возник серьезный конфликт, приведший в итоге к тому, что даже в Башкирии появились чисто “иосифлянские” приходы 37 , а в Ленинграде – чисто “андреевские” 38 .

Следующий весьма важный факт, уже подмеченный некоторыми изследователями 39 , но так и не получивший никакого здравого осмысления, – то, что основная энергия “иосифлянского” движения имела место быть не тотчас по издании “Декларации” митр. Сергия, а в 1928-29 гг. Дабы понять сие, следует, наконец, приоткрыть завесу над тайным т. н. “Кочующим Собором”, нелегально проходившем с весны по август 1928 г. в разных местах 40 . Предварительные документы организаторами Собора были получены от “иосифлян” 41 , “андреевцев” 42 (а через них – и от “единоверцев” 43 ), “даниловцев” (через них – от “украинцев” 44 – т. е. группы Антония (кн. Абашидзе), схиархиеп. Таврического (†1943) 45 ) и “викториан” 46 ; полномочные представители возглавителей вышеозначенных групп выработали основополагающие принципы и Определения. Резкий протест против решений Собора высказали (через своих представителей) митр. Кирилл (Смирнов) Казанский (†1937) 47 и митр. Петр; не согласились из “даниловцев” – Гавриил (Абалымов) еп. Осташковский (†1958) 48 , Григорий (Козырев) еп. Суздальский (†1937) 49 и Афанасий (Сахаров) еп. Ковровский (†1962) 50 ; согласились с выводами, но подписать отказались – представители Серафима (Самойловича) архиеп. Угличского (†1937) 51 , Аркадия (Остальского) еп. Лубенского (†1937) 52 и др. 53

В итоговом документе “Кочующего” Собора указывалось нижеследующее: “1. Сергиане – еретики, и равны по нечестию обновленцам, но превосходят последних лютым зверонравием; 2. Благодати у сергиан нет, таинства не совершаются, а вместо священнодействий – сквернодействия; 3. Прекратить принятия обновленцев и сергиан посредством покаяния, отныне народ и клир принимаются через Миропомазание (если крещены не погружением, а обливанием или кроплением, то крестить); 4. Обновленческого и сергианского поставления клир является простыми мужиками, но не священнослужителями; 5. Подтверждение анафемы на обновленцев; 6. Сергианам – анафема 54 .

Именно решения сего Собора обусловили столь бурное развитие антисергианского движения в Ленинграде в 1928-30 гг.; но дабы узреть всю полноту картины, необходимо рассмотреть связи катакомб в Ленинграде со своими единомысленниками в иных местах.

Итак, никакого хаоса в ИПЦ первоначально не было: “даниловцы” – архиеп. Димитрий Гдовский и архиеп. Григорий Шлиссельбургский – по-прежнему контролировали Ленинградскую обл. и смежные с ней. Хаос и даже конфликт произошел позже, когда архиеп. Димитрий 55 принял под свой омофор приходы в Новгородской епархии (окормлявшиеся схиеп. Макарием), поставил на Кубань священников (без согласия архиеп. Агафангела (Садковского) (†1932) 56 ), принял приходы и поставил священников в Киев и Харьков (без согласия схиархиеп. Антония (кн. Абашидзе)) и, наконец, поставил в Серпухов еп. Максима (Жижиленко) (†1931) 57 , кафедра коего была занята еп. Арсением (Жадановским) (†1937) 58 . Одновременно с сим архиеп. Димитрий простер свой омофор над приходами на Урале, в Красноярске, Витебской и Архангельской епархиях 59 .

Еще у митр. Иоанна (Снычева), в его монографии 60 , вызывало некоторое недоумение отмежевание в Ленинграде от сергианства “единоверцев”. Но удивляться сему не стоит, ибо не надо забывать, что в сие время в Ленинграде постоянно пребывал крупнейший “единоверческий” деятель, известный ученый Алексей Алексеевич кн. Ухтомский 61 – брат Вл. Андрея Уфимского, являвшегося с 1919 г. Первоиерархом всех “единоверцев”. Интересно, что только один “единоверческий” архипастырь Павел (Волков), еп. Керженецкий (†1951) 62 проявлял некоторые колебания в отношении сергианства, – вся же остальная “единоверческая” иерархия сергианство отвергла полностью 63 .

Также особого внимания заслуживают связи катакомб Ленинграда с “викторианами”. Здесь имеются интересные нюансы. Так, например, Виктор (Островидов) архиеп. Вятский (†1934) 64 , Нектарий (Трезвинский) еп. Яранский (†1937) 65 и Иларион (Бельский) еп. Котельнический (†1937) 66 – все прежде были насельниками Александро-Невской Лавры, имели в Петрограде прочные связи, а последний являлся к тому же сыном петербургского священника. Вместе с тем в Ленинграде постоянно проживал Вл. Стефан (Бех), б. еп. Ижевский, коий являлся духовником Вл. Виктора 67 . Так, даже отбывая в заключении, Вл. Виктор отсылал своих сподвижников не только для окормления, но и для рукоположения, именно к нему в Ленинград 68 .

В 1929-31 гг. прошли массовые “антииосифпянские” аресты и официальная историография указывает как бы на полное замирание духовной жизни ИПЦ. Сие, конечно, не так: с сего времени церковная жизнь полностью приняла образ нелегальный – катакомбный. В 1930-х гг. священников имелось еще достаточно, но ситуация в дальнейшем сложилась бы вовсе критической, если бы в 1928 г. “иосифлянами” не были бы тайно (по благословению митр. Иосифа) поставлены, кроме иных, сии два епископа: Роман (Руперт) и Модест (Васильков). Так как все их служение полностью проходило в катакомбах, то хотелось бы рассказать о них по-подробнее.

Епископ РОМАН. В миру Райнгольд-Иероним Руперт. Род. ок. 1895 г. в Австро-Венгрии в католической семье. В 1915 г. попал в русский плен. В 1917 г. принял Православие и остался в России. С 1919 г. насельник Воскресенско-Макарьевского мон-ря. В 1923 г. пострижен в мантию с именем Роман и рукоположен в иеродиакона Вл. Макарием (Васильевым). В 1924 г. рукоположен в иеромонаха. В нач. 1928 г. тайно поставлен в епископа Ингерманнландского архиеп. Григорием (Лебедевым), еп. Стефаном (Бех) и схиеп. Макарием. Скрывался всегда в деревнях, но очень часто переезжал, окормляя многочисленную паству. Обладал обширными гуманитарными и техническими знаниями. Скончался в сентябре 1964 г.

Епископ МОДЕСТ. В миру Матвей Васильков. Род. ок. 1895-96 гг. в Псковской губ. в семье священника. Являлся родственником архиеп. Сергия (Василькова) Новосибирского (†1937) 69 . С детства ушел в Воскресенско-Макарьевский мон-рь. В 1914 г. пострижен в мантию с именем Модест. В 1923 г. рукоположен Вл. Макарием в иеромонаха. Летом 1928 г. поставлен в еп. Вытегорского Василием (Докторовым) еп. Каргопольским (†1938) 70 , еп. Стефаном (Бех) и схиеп. Макарием (Васильевым). После ареста еп. Василия окормлял его паству, после ареста в 1928 г. Алексия (Буй) еп. Воронежского (†1937) 71 принял паству последнего. По завещанию Иерофея (Афонина) еп. Велико-Устюжского (†1928) 72 принял и его паству. В 1945 г., после гибели Вл. Макария, принял титул покойного – еп. Маловишерский. После смерти Вл. Романа, с клиром и народом последнего возник конфликт, не разрешившийся, несмотря на их уход к иному архипастырю, почти до самой его смерти. Имел вспыльчивый характер. Перед смертью принял схиму с именем Макарий и примирился с клиром и народом и с принявшим их архипастырем. Скончался 5.07.1971 г.

Существует одна знаменательная деталь. Еще в разгар “иосифлянского” движения в Ленинграде, когда митр. Иосифа поминали 42 храма 73 , схиеп. Макарий и еп. Стефан возвысили свой голос с предупреждением, что все закончится полным разгромом, ибо через легальное существование приходов непременно внедрится масса агентов ОГПУ 74 . С сего времени (1928 г.) Вл. Макарий повелел своим духовным чадам ни под каким видом не посещать открытые храмы, особенно, храм Спаса-на-Крови; у многих людей вообще возникали подозрения и в отношении клира сего храма. Существовали обвинения в стукачестве прот. В. Верюжского, прот. Ф. Андреева и прот. И . Никитина, служивших там и считавшихся весьма яркими “иосифлянами” 75 . После же закрытия всех “непоминающих” храмов появилось великое множество общин, ушедших в катакомбы. Интересно, что имелись и чисто национальные общины: финская, шведская, французская, немецкая и т. д. Известно имя настоятеля шведской общины – о. Теодор Ольмгрен (†1935), в нач. 1920-х г. перешедший в православие из лютеранства. С остатками остальных общин я имел личное общение, а финны еще в 1980-х гг. имели даже двух иереев, живших, правда, далеко от Ленинграда: прот. Яакоба (р. ок. 1863, †1984) и свящ. Элиаса (†1985).

Всем хорошо известен “антииосифлянский” разгром 1929-31 гг., но мало кто помнит ужасные 1933-34 гг. – т. н. “кировскую чистку”, когда из Ленинграда высылали (в лучшем случае) целыми кварталами. То был более чувствительный удар по Катакомбной Церкви, ибо здесь страдала, в первую очередь, паства – надежда и опора скрывающегося клира. К тому же гонение сопрягалось с паспортизацией, когда при получении документа требовалось заполнять обширные анкеты, что приводило к арестам “бывших”. Именно тогда в катакомбах возникло движение “безпаспортников” (мы не говорим о деревне, где паспортов не выдавали вообще), имевшее благословение почти от всех катакомбных Архиереев. 76

Даже 1937 г. не так затронул Катакомбную Церковь, как массовая “антииосифлянская” акция на Сретение Господне 1938 г., когда в Ленинграде и обл. было арестовано почти все потаенное духовенство 77 . Но, как ни удивительно, до самой войны схиеп. Макарий Курировал (как Духовный Наставник) подпольную Духовную Академию и Семинарию 78 , куда тайно приезжали слушать лекции люди из весьма отдаленных мест. Лекции здесь читали оставшиеся в живых преподаватели имперских Духовных Школ, а также философы С. Аскольдов, И. Андреевский и даже изредка А. Майер 79 .

Война кое в чем облегчила существование ИПХ под Ленинградом на территориях, освобожденных немцами. Вл. Макарий даже переехал жить в Псково-Печерский монастырь, – однако ситуация не нормализовалась полностью, т. к. немецкие власти, через патриархийного Экзарха Балтии митр. Сергия (Воскресенского) (†1944) 80 учредили т. н. “Псковскую Миссию”, в деятельность коей входило и выявление “катакомб” 81 . Именно тогда у Вл. Макария и скрывающегося в катакомбах Иоанна (Лошкова), еп. Псковского (†1945) 82 , возник, к сожалению неудавшийся, план связаться с РПЦЗ 83 , – точнее, с Высокопреосвященнейшим Серафимом (Ляде), митр. Берлинским и Германским (†1950) 84 .

В связи с довоенными и военными событиями в Катакомбной Церкви Ленинграда следует особо оговорить появившиеся в разное время, в разном объеме и в разных местах, с большими разночтениями, записки Наталии Георгиевны фон Китер 85 . Несомненно, ее гнев против “карловчан”, исказивших в “Православной Руси” ее тексты для более “благочестивого чтения” – праведен. Ее негодование против упрощений в “Новых Мучениках Российских” прот. М. Польского – справедливо. Но, несмотря на все сие, – ее записки, тем не менее, крайне лживы: они имеют определенную концепцию, так или иначе перечеркивающую правду, ибо на самом деле почти никто не знал подлинных событий в катакомбах. Много смешного: она превращала ярых антисергианских катакомбников – в скрывающихся сергиан, а “карловчане” лютых сергиан переделывали в катакомбных мучеников и исповедников. Существует еще одна важная причина ее неприятия: сию “деятельницу” православных братств “катакомбники” (а особенно остзейцы) знали отлично и сколько она наделала человекоубийства можно судить по тому, что еще в 1980-х гг. ее прекрасно помнили почти все люди в катакомбах Ленинграда, обвиняя в стукачестве и как весьма известного провокатора. Самое серьезное обвинение предъявлялось в том, что именно она в 1933 г. погубила весь клир Вл. Стефана (Бех). 86

После войны, когда МП чрезвычайно усилилась, вновь начались розыски “катакомб”, но скрываться в потоке беженцев и блокадников было, конечно, легче. Именно с тех времен в С.-Петербурге существуют две наиболее крупные общины ИПХ: община иеромонаха Никифора (фон Рихтер-Меллин) (†1983) и община иерея Михаила Рождественского (†1988). Сии клирики были последними из известных нам, посему хотелось бы рассказать о них по-подробнее.

Иеромонах Никифор. В миру Николай Сергеевич фон Рихтер-Меллин. Род. в 1900 г. в Павловске в семье принявшего православие остзейского аристократа. Учился в военном училище. Участвовал в походе ген. Юденича на Петроград, ранен под Гатчиной, остался в расположении красных. С 1921 г. – насельник Воскресенско-Макарьевского мон-ря. В 1923 г. пострижен в мантию с именем Никифор схиеп. Макарием. Ок. 1923-24 гг. рукоположен в иеродиакона Вл. Стефаном. В 1926 г. рукоположен в иеромонаха Вл. Григорием (Лебедевым). Служил исключительно нелегально даже до “Декларации” митр. Сергия; открытое служение имело место не более 20 раз до 1929 г. по благословению Архиереев. В 1929 г. – ответственный за эвакуацию из Ленинграда Вл. Григория (Лебедева). В июле1941 г. переместился под Гдов, где дождался немецких войск. Сопровождал Вл. Макария в Псково-Печерский мон-рь. В 1943 г. был коммандирован с прошением от схиеп. Макария и еп. Иоанна (Лошкова) к митр. Серафиму (Ляде), но снят немцами с поезда по пути в Кенигсберг и отослан назад. После войны – вновь в Ленинграде, клирик Вл. Романа. После смерти последнего в 1964 г. перешел со своими различными общинами под омофор Вл. Владимира (барона фон Штромберг), еп. Уфимского (†1981). Автор многочисленных работ по эгзегетике, преподавал на “Богословских Курсах III-х ступеней”. Пастырь, по словам др. блаженных Отцев, абсолютно лишенный страха. Скончался в 1983 г. 87

Иерей Михаил Васильевич Рождественский. Род. в 1901 г. в семье потомственного священника. Брат св. новомученика о. Измаила Рождественского, изображенного на известной иконе Свв. Новомучеников и Исповедников Российских. Рукоположен в иерея до 1926 г. для б. придворной Преображенской церкви в Стрельне. Акт духовенства Петрограда о неприятии “Декларации” митр. Сергия подписан братьями Рождественскими под №№ 51-52. Окормлял приход Петропавловского храма в Вырице. С конца 1927-29 гг. скрывался у знакомых по одной ночи. В конце 1929 г. арестован и этапирован на строительство Беломорканала. Освободился, без права проживания в крупных городах, в 1938 г. и нелегально прибыл в Ленинград. Служил по ночам. Блокаду Ленинграда провел в осажденном городе, но на Крещение Господне 1943 г., во время Божественной Литургии, арестован: срок 10 лет Воркутинских лагерей. В 1953 г. новый срок – 10 лет. В 1955 г. отпущен на поруки к детям. В 1957 г. переехал в Брянскую обл., но продолжал окормлять свою паству в Ленинграде. В 1962 г. арестовывался, но был отпущен. Некоторое время был под омофором Вл. Модеста (Василькова). В 1981-82 гг. – кандидат на епископский сан в РПЦЗ, что не удалось. С 1985 г., после Чернобыльской катастрофы, весьма болен. Скончался 29.08(10.09).1988 г. 88

Дабы понять связи ленинградских катакомб после войны, назову только те географические точки, куда постоянно ездили последние “иосифлянские” клирики и откуда постоянно прибывал народ. Исторически сложившаяся паства о. Никифора проживала в Ленинграде и смежных обл., в Карелии, Прибалтике, а сам он постоянно ездил в Москву, Поволжье, Киев, Башкирию – т. е. места, искони контролировавшиеся “андреевцами” 89 . О. Михаил, проживая в Брянской обл., ездил в Ленинград, Белоруссию, Воронежскую, Липецкую облл. и изредка – в Армавир 90 . Если учесть, что паства покойного Вл. Модеста проживала в Ленинграде, Вологодской, Архангельской, Воронежской, Брянской облл., а также кое-где на Дону, то становится очевидным, что о. Михаил не оставлял вниманием и паству Вл. Модеста 91 .

Скажем теперь несколько слов о последних канонических “катакомбных” епископах. Как я указал выше, о. Никифор пребывал под омофором скончавшегося в 1981 г. Вл. Владимира (барона фон Штромберг), еп. Уфимского 92 . После его смерти правящим архиереем стал его б. викарный “единоверец” Вл. Меркурий (Котлов), еп. Саткинский, умерший в 1984 г. 93 Со смертью последнего до 1990-х гг. наступила “акефалия”. В связи с вышеизложенным следует рассказать о некоторых событиях того времени.

Как известно, авторитет РПЦЗ среди ИПХ был невероятно высок и почти все клирики катакомб поминали Первоиерарха РПЦЗ, как собственного главу 94 . Почти всех авантюристов, или заведомо подосланных, опытные “катакомбники” разоблачали быстро. Однако, еще в конце 1950-х – нач. 1960-х гг. там появился молодой человек, Федор Журбенко, блуждавший из “катакомб” в МП и обратно. Уже тогда во многих местах он был отъят от всякого общения. Во время ареста архиеп. Антония (Голынского-Михайловского) (†1976) 95 был арестован и Федор Журбенко – и именно его обвиняют в массовых арестах паствы Вл. Антония. Выйдя из лагеря, Журбенко в Иркутске рукоположился в “священника” у патриархийного еп. Вениамина (Новицкого) (†1976) 96 , однако, тут же водворился в “катакомбы”, прося принять в общение. Архиеп. Антоний и проживавший в Енисейске еп. Феодосиий (Бахметьев) (†1986) 97 его отвергли как негодяя. Пребывая в непонятном состоянии, в нач. 1970-х гг. Журбенко познакомился с о. Димитрием Дудко и через него вошел в конфиденцию с Синодом РПЦЗ в лице архиеп. Антония (Бартошевича) Женевского. Уже тогда заграницей возникла идея поставить в СССР для “катакомб” Архиерея. Кандидатура Федора Журбенко первоначально вызывала ужас, отчего был предложен о. Михаил Рождественский, ибо Вл. Антоний и Вл. Феодосий были оклеветаны Журбенко перед РПЦЗ, как “неканонические”. Митр. Филарет (Вознесенский), Первоиерарх РПЦЗ, и вкупе с ним пять архиереев зарубежного Синода высказались против кандидатуры Журбенко, однако, архиеп. Антоний Женевский в 1982 г. отправил в СССР своего викария еп. Варнаву (Прокофьева) Каннского, коий единолично рукоположил Федора Журбенко с именем Лазарь в епископа Тамбовского и Моршанского. Позже, в 1990 г., дабы никого не смущать, над Лазарем Собором Архиереев РПЦЗ была совершена подтвердительная хиротесия. С тех пор, благодаря своей злокозненной деятельности, Лазарь имеет прозвище “разорителя” или “могильщика катакомб”. 98

После смерти в 1989 г. последнего “андреевского” иерея 99 , ленинградская паства о. Никифора остается в “акефальном” состоянии, ни к кому не присоединяясь. Ленинградская же паства о. Михаила разделилась на три части: первые – никуда не присоединились; вторые – перешли к Лазарю Журбенко и ныне посещают б. приход МП на Новодевичьем кладбище, присоединившийся к РПЦЗ 100 ; третьи – а их большинство, вошли в общение, благодаря увещаниям схимонаха Епифания (Чернова) 101 , с “матфеевским” Синодом старостильной Церкви ИПХ Эллады. Также в С.-Петербурге существуют лица, в основном из паствы о. Никифора, признающие над собой омофор Вл. Гурия (Павлова), еп. Казанского 102 , поставленного в 1991 г. в Бостоне иерархами Греческого старостильного Синода, возглавляемого архиепископом Афинским Авксентием (Пастрас). 103

Итак, констатируя полную ложность агиографии и историографии РПЦЗ и МП в отношении Катакомбной Церкви, можно утверждать, что появлению столь необычного феномена как “иосифлянское” движение, мы обязаны даже не столько ревности веры ИПХ, сколько отвратительному конформизму Патр. Тихона, весьма ярко проявившемуся еще в дообновленческие времена. Массовое появление “катакомб” в Ленинграде относится именно ко времени обновленческого лихолетья, когда столпами Истинного Православия стали отнюдь не “тихоновцы” (будущие григориане и сергиане), но “даниловцы” и “андреевцы”. Расцвет же Катакомбной Церкви в виде “иосифлянского” движения, в связи с “Декларацией” митр. Сергия, помог только в доктринальном становлении ИПЦ, уже сделавшей свой выбор: или мученичество в ГУЛаге или исповедничество в “катакомбах” – в “месте, уготованном от Бога” (Апок. 12, 6). Истинные Православные Христиане победили диавола “кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти” (Апок. 12, 11).

* * *


  наш адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
   e-mail:         


Текстовое меню
Об изданииКатакомбная Церковь/ Экклезиология/ Документы/ Полемика/рецензии
АпостасияБогословие/ Старостильники/ Богослужение/ Акты Новомученников/ 
 Новости/ История/ Ссылки/ Гостевая книга/ Персоналии/

  
 

 
 
 
  Рейтинг@Mail.ru

  наш адрес: 101000, Москва, до востребования, Руцкому Д.Ю. (для Кардамышева А.С.)
   e-mail:          rus-orth@nm.ru



 
 
Rambler's Top100
Всероссийский Вестник Истинных Православных Христиан "Русское Православие"; Russian Orthodox , 1996-2003(c)Вячеслав Крыжановский, (издание возстановлено 20.01.2005), The Russian Catacomb Church of the True Orthodox Christians


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz