|
Архиепископ Амвросий (граф фон
Сиверс)
СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ НОЙ И КОВЧЕГ
СПАСЕНИЯ
Обращение к своим первоистокам всегда
благотворно и благоразумно. Посему неожиданно проявившийся – даже в
достаточно неординарной форме – интерес к Ноеву Ковчегу мы можем
только приветствовать. Однако, на наш взгляд, для такого интереса
необходимо настоящее библейское основание. Т. е. не масонские
фантазии на сию тему или какие-либо эволюционистские басни и т. п.,
а строго-правоверное христианское отношение. Вне всякого сомнения и
то, что поднятие из небытия в светской сфере образа Ноева Ковчега
явно свидетельствует о апокалипсических настроениях
повсеместно, что, впрочем, справедливо, – состояние
современного человеческого общества недалеко ушло (или, наоборот,
приблизилось?) от до-потопного.
1. Кто есть Ной?
(Библейская историософия)
Дабы элементарно ознакомиться с вопросом,
вынесенным в название раздела, достаточно заглянуть в
соответствующие главы библейской книги Бытия. Но, дабы поглубже
вникнуть в суть, необходимо остановиться на самой библейской
историософии и, следовательно, обратиться к Священному Преданию. Из
него нам известны кое-какие детали, не отмеченные в Библии, но
сохраненные либо хронографами, либо в почти утраченных
священнописанных книгах.
Дабы осознать всю полноту личности Ноя, нам
необходимо углубиться в его родословие. Всем хорошо известны
библейские тексты о сотворения мiра Богом, о падении Адама, о изгнании его из
рая, о убийстве Авеля Каином. Так, после смерти Авелевой у Адама и
Евы родился еще сын, коему дали имя Сиф (т. е.
возмещение): “Воскреси
нам Бог семя другое, вместо Авеля, его же уби Каин” (Быт. 4:25).
Сиф – является основателем до-потопной благой расы
сифитов, альтернативной нечестивой расе каинитов;
он же – основатель внутри своей расы наиболее чистого, в
духовном и генетическом смысле, рода,– таким образом, он есть
прямой предок не только разсматриваемого нами Ноя, но и (по плоти)
Самого Христа, как сие ясно пишет ап.Лука (3:38). Св.праотец Сиф был
не просто особым и избранным человеком, имевшим дар пророчества. По
описанию византийского историка Георгия Кедрина, когда Сифу
исполнилось 40 лет, он был восхищен на высоту ангелом и научен
знанию многих Божественных тайн. Он узнал о предстоящем развращении
и нечестии последующих поколений, кои должны были произойти в его
расе, а также о том, что Бог хочет казнить беззаконных грешников
водою и огнем, и что приидет Мессия для избавления рода
человеческого.. Во время своего восхищения на высоту ангелом Сиф
видел расположения пренебесной твари, красоту небес и движение их,
течение солнца, луны, звезд, устроение небесных знамений и уразумел
их действия; тогда он увидел многое невидимое и постиг неведомое,
будучи наставляем ангелом в течении 40 дней. От видения небесной
твари и от беседы с ангелом его лицо просветилось, как впоследствии
и у прор. Мойсея, красотою и славою на всю жизнь. Т.к.
в то время каинты стали пользоваться магическими знаками для
передачи своих мыслей, будучи научены демонами, то Сиф начал
изобретать свою альтернативную письменность, полностью
законченную его сыном Еносом. (По нашему мнению, сей древнейшей
богоблагословенной письменностью является руническая.) И
Адам, и Сиф, и, видимо, Енос, отчасти в силу бывшего в них
пророческого дара и откровения, уразумели, что Бог накажет
мiр двумя казнями – водою и
огнем. Но, не зная точно, какая именно из сих двух казней будет
первой, они поставили два столпа – каменный и
кирпичный, и написали на вделанных в оные медных досках о
создании Богом человека, о падении, изгнании из рая и о обетованном
от Господа избавлении человеческого рода. Еще они оставили там свои
пророчества о грядущих казнях и небесных знамениях, написали
наставления о некоторых земных новоизобретенных искусствах, а
также и заповеди, утверждающие к богоугодной жизни. А написано сие
было на каменном и кирпичном столпах на тот случай, что если землю
прежде постигла бы огненнная казнь, то каменный столп от огня
распался бы, но кирпичный с письменами должен был сохраниться целым.
Если же первым будет водная казнь, то уничтожится от воды столп
кирпичный, а каменный останется целым для последующего человечества!
(Иосиф Флавий замечает, что тот самый каменный столп еще в его
время,– т. е. фактически в апостольское время!– находился где-то в
пределах Сирии.) Так, уже в начале мiра первым праотцам было открыто Богом о казни
водной – свершившейся в дни Ноевы,– так и предстоящей казни
огненной, ожидаемой во второе страшное пришествие Христово. Тогда же
Сиф написал 29 книг, проверил Книгу Откровений Адама и оставил
парафрасты пророчеств праотца Адама и праматери Евы.
Сын Сифов Енос (т. е. слабый,
хилый, в смысле “смиренный
человек”), когда его раса умножилась, начал впервые славить
Бога соборно, о чем свидетельствует Библия: “Сей упова
призывати имя Господа Бога” (Быт. 4:26). Совершенно неправильно
понимать сей факт в том смысле, что до Еноса никто Богу не молился.
Ибо и прежде него Адам, Авель и Сиф призывали Господа, молились Ему
и приносили жертвы, однако, каждый из них творил сие особо и
отдельно от других. Но первое соборное, т.е. общественное,
Богослужение установил он. Сие прямо связано с окончательной
выработкой письменности, с помощью коей были зафиксированы
древнейшие молитвы, как человеческие, так и ангельские. Т.к. его
раса являлась избранным народом ( ) – т. е. до-потопной
Церковью – то Енос начал собирать вместе всех своих детей и внуков
каждые сутки вечером и утром, чтобы соборно (совместно всем)
принести Богу жертву, славословие и молитвы и вырезал их на досках,
кои и передал своей расе для соборного моления. Енос – не простой
человек, недаром св.Иоанн Златоуст в своей Беседе на книгу Бытие
(XXI, 3) говорит о нем: “Вот
имя, которое светлее диадимы, блистательнее порфиры! Что может быть
блаженнее человека, который украшается призываением Бога и это самое
(призывание) носит вместо имени?”
С сего времени еще более усилилась противоположность жизни
сифитов и каинитов. По мнению свв.Иоанна Златоуста, Феодорита и
Ефрема Сирина, первые за свою ревность Ягве и торжественное Его
прославление даже стали называться “ягвистами” (Ис. 45:3), тогда как
последние, основывая города, изобретая искусства и ремесла,
однозначно закладывали основы безбожной цивилизации.
Сама их цивилизация – огромная попытка восполнить отсутствие Бога.
Каиниты стараются забыть Бога или заменить Его: забыть в
производстве (путь Тувалкаина – Быт. 4:22) или заменить Его
искусством (путь Иувала – Быт. 4:21). Последнее появляется,
как ценность культурная, а не культовая; оно – “молитва”, не
доходящая никуда, ибо не обращена к Богу, и порождаемая им красота
замыкается сама в себе и своей магией приковывает к себе человека.
Производство и искусство – полагают начало культуре, как
культу некоей абстракции, где нет Того Присутствующего, к Кому
должен быть обращен всякий культ. Два поколения после Еноса – при
его сыне Каинане и внуке Малелеиле – жили достаточно спокойно, но,
примерно во время его правнука Иареда, большинство сифитов
пали, отчего из всей огромной расы указан лишь один
род! Причин к падению могло быть
много, но, по нашему мнению, сии многочисленные сифиты прельстились
современной им каинитской цивилизацией. Первоначально сифиты жили,
по-видимому, по преимуществу на возвышенной местности, а каиниты в
долинах. Косвенное подтверждение сему на находим в имени Иаред
(глагол jarad означает
“спускаться, нисходить”), что указывает на него, как на
человека откуда-то “нисходившего, спускаюшегося”. Удерживая
буквальный смысл его имени, становится понятно, что как раз при нем
большинство сифитов физически спустилось к каинитами. В
переносном значении (здесь, фактически, тождественного
буквальному) имя означало и нравственный упадок сифитов. Сим
несравнимо более страшным падением явилось осквернение чистой
сифитской крови смешением с каинитами, ибо еще Сиф получил
от своего отца Адама заповедь – оберегать свое потомство от
такого смешения, отчего сифиты и жили совершенно отдельно на
высотах.
Качественно новый этап до-потопной истории начался
с рождения сына Иареда Эноха, имя коего переводится, как
“посвящение”. Стоит сразу указать, что сия личность – одна из
самых таинственных и могущественнейших в
Св. Писании. Как и о всех до-потопных персонажах, о нем сказано в
Библии предельно мало, но и сего, впрочем, достаточно, чтобы сделать
определенные выводы. Само его имя, прежде нам известное из
генеалогии каинитов (Быт. 4:17), указывает на его носителя, как на
обновителя, начинателя, освятителя, – т. е. нечто новое в
качестве начатков, посвящаемых Богу. Единство по имени еще более
подчеркивает их противоположность и разнородность:
если первый – начало могущества безбожной цивилизации (выразившейся
в постройке первого города, ему соименного), то второй –
начало веры, надежды и благочестия, что в совокупности и именуется в
Библии праведностью. (Прямой аналог мы имеем уже в Новом
Завете, где два апостола носят одно имя – Июда, т. е.
“прославленный”, но один – Искариот – предатель и проклятый,
а второй – Иаковлев, “не Искариот” (Ин. 14:22) – верный и
благословенный.) Далее мы знаем, что Энох “ходил пред Богом”
(Быт. 5:22). Сие выражение в Св.Писании встречается нередко (Мих.
6:8; Мал. 2:6) и вновь прямо применено к Ною (Быт. 6:9). На
библейском языке оно означает высшую степень нравственного
направления жизни человека, глубоко проникнутого благоговейным
чувством Божьего вездеприсутствия, постоянно видевшего очами веры
пред собой Бога и в строгом соответствии с сим согласовывавшего весь
образ своего поведения и каждый шаг жизни. Сие выражение даже еще
несколько шире – оно заключает в себе намек и на следствие такого
благоповедения, в форме особой и исключительной близости к Богу. Во
всей истории человечества Энох остается одной из самых
исключительных личностей. На фоне чудовищного состояния современного
ему до-потопного общества его Богоугодность была ни с кем не
сравнима и он получил пред Богом не только великое молитвенное
дерзновение, но будучи восхищаем на небеса архангелами, постиг
многие тайны, неизвестные даже Сифу. Если говорить о пророческом
даре Эноха, то дар этот был также весьма исключительным. До сего дня
сохранилась в разных (полных и неполных) редакциях Книга Эноха
Праведнаго, на основании коей прор. Мойсей позже писал
отдельные главы в книги Бытия. Сия книга содержит в себе столь
великое количество пророчеств, что ими пользовались не только
ветхозаветные пророки, но также и апостолы! (Даже выпала из состава
Св.Писания сия книга лишь во времена арианства (IV в. от Р. Х.) – т.
е. господства скептицизма, хотя древние свв.отцы ее не только
принимали, но и охотно цитировали.) Св. Иоанн Златоуст замечает: “И
так как после преступления первозданного нашелся человек, который
взошел на самую высоту добродетели, и своим благоугождением Богу
вознаградил (anakaloumenoz) за грех прародителя, то смотри чрезмерное
человеколюбие благого Бога. Как Он нашел человека, который мог
вознаградить за грех Адама, то и переселяет его живым, показывая
самым делом, что Он принявшего заповедь (Адама) осудил за ее
нарушение, а не по желанию подвергнуть смерти род наш. “И
угоди, говорит Писание, Енох Богу, и не обреташеся, зане
преложи его Бог”. Видишь премудрость Господа? Преложил (или
переселил –meteqhken) живым, а не даровал безсмертие, дабы не ослабить в роде человческом страха ко греху; Он оставил (этот страх)
во всей силе между людьми. Поэтому Он хочет неясно и тайно, так
сказать, отменить приговор, произнесенный Адаму. Но не делает этого
явно, дабы страх служил вразумлением. Поэтому Он преложил
благоугодившего Еноха”. Что значит “не обреташеся”? – Т. е.
он не абсолютно уничтожился, а таинственно исчез из среды людей.
Восхищение Эноха в рай произошло не наедине, но в присутствии многих
очевидцев. (Иначе, кто бы сие видел и кто мог бы поверить при
отсутствии свидетелей?) Когда он находился посреди собрания людей,
поучал слушателей и предупреждал о потопе и страшном суде Божьем при
скончании мiра, именно тогда был
восхищен у всех на виду и вознесен на небеса по воздуху. О Энохе
упоминается в Премудрости: “Благоугоден Богу бысть и возлюбися и
живый между грешными преложися, восхищен бысть, да не злоба изменит
разума его или лесть прельстит душу его” (Прем. Сол. 4:10-11).
Уже само сие отступление прор.Мойсея от обычного у него образа
выражения о смерти праотцев показывает, что конец земной жизни Эноха
не походил на смерть остальных праведников и не был обычным. Само
сие выражение мы еще раз находим относительно прор. Ильи (4 Цар. 2),
о коем прямо сказано, что он взят в теле на небо. То же самое, по
ап. Павлу, произошло и с Энохом (Евр. 11:5). В самом Св. Писании Энох и Илья
поставлены вместе, в качестве проповедников покаяния и правды пред
вторым пришествием Господа (Апок. 11; ср. Мф. 17; Мр. 9; Лк. 9). Их
проповедь будет: у Эноха среди ияфетитов, а у Ильи – среди симитов,
хотя оба они и будут убиты (Апок. 11:3-12), т. к. все живые
люди должны испытать “узы смерти”.
При тотальном упадке сифитов и их вырождении,
только один род сохранял необходимую заповеданную чистоту.
Самый долговечный из всех 10 до-потопных праотцев (и всех
истрорически известных людей) Мафусал и его сын Ламех (отец Ноя)
доживают до строительства ковчега и умрут своей смертью
буквально за непродолжительное время до начала потопа. (При
неустойчивости до-потопной хронологии принято считать, что Ламех
умер за 35 лет до потопа, – на наш взгляд срок сей увеличен в 10
раз.) В то время, когда сей чистый род продолжает истинное
Богопочитание, почти все остальные сифиты (а их было немало, т. к. у
каждого праотца имелось много детей) уклоняются к каинскому
образу жизни. В следствии смешения с каинитами возникают новые
расово-неполноценные общности дегенератов, а духовное взаимообщение
с каинитами прямо приводило к духовной смерти, ибо те знали либо
безбожие, либо люциферианство. По-видимому сию новую расу
Библия называет исполинами –
по древнеевр. nephilim, в значении
“великанов” (Числ. 13:33) при основном значении корня
“разрушать, ниспровергать”, а в форме niph –
“заставить падать, соблазнять,
развращать”. Усиление некого люциферианского культа, очевидно,
произошло, когда каинитки стали совокупляться с падшими ангелами
(Быт. 6:2). Результатом сих преступных союзов явилась еще более
страшная раса “сильных людей” – по-древнеевр.
gibborim, что в
библейском словоупотреблении означает некую выдающуюся личность,
воинственнейшую и превосходящую других своей силой (2 Цар. 13:6;
17:10; 3 Цар. 11:28; 1 Пар. 7:8; Дан. 11:3). (От исполинов и
сильных необходимо отличать послепотопных великанов –
по древнеевр. rephaim,
населявших Палестну во времена Авраама (Быт. 14:5; 15:20); во
времена Мойсея от них происходил царь Ог и они упоминаются в кн. Ис.
Нав. 12:4; 17:15; во времена Давыда несколько их потомков жили в
Гефе (2 Цар. 21:18; 1 Пар. 20:4).) Отличие сильных от исполинов в
том, что, что они, кроме гигантизма, превосходили своих
предшественников, как по
физическим, так и по безнравственным свойствам. Можно
предположить еще и следующее: если раса исполинов обладала некоей
люциферианской гнозой, то раса сильных смогла превзойти и в сем. Из
книги Эноха известно, что уже в его эпоху исполины и сильные весьма
размножились и Сам Бог уничтожал их молниями. Необходимо отметить,
что в до-потопное время сифиты ели только растительную пищу, каиниты
уже потребляли мясо животных, но исполины и сильные стали пожирать
людей и себе подобных (и мертвечину), из-за чего вели безпрерывные
войны. Их внешний вид был ужасен, рост достигал до 6 метров, но при
всем сем они не были идиотами или безсловесными животными,– просто
их ум, полностью демонизированный,всегда был направлен ко злу. Если говорить о
внешнем виде сих дегенератов, то не лишено интереса предположение
некотрых изследователей, что раса каинитов – известные всем из
школьных учебников неандертальцы, а все смешанные с ней и
расы исполинов и сильных – суть те ископаемые останки якобы
“человекообразых”. В данном разсуждении есть резон: еще Каину
за убийство им брата Бог сделал некий знак (Быт.
4:15), отличающий его от других. По нашему мнению, таким знаком было
чудовищное искажение внешнего вида – затмение образа и
подобия Божия,– явно отличительная черта от людей
невыродившихся.
Наконец, мы подошли к самому главному герою нашей
заметки – св.праведному Ною. “И поживе Ламех лет сто осмьдесят, и роди
сына, и нарече имя ему Ное, глаголя: сей упокоит нас от дел наших,
от печали рук наших, и от земли, юже прокля Господь Бог” (Быт. 5:28-29). Св. Иоанн Златоуст в
Беседе на книгу Бытия (XXI,5)
вопрошает: “Откуда у Ламеха столь великий дар предсказания? Ведь
Писание не упоминает, чтобы он был муж добродетельный и чудный”, и
уподобляет его невольному пророчеству Кайафы (Ин. 11:51).
Однако, мы не можем с сим согласиться. Здесь явное пророчество
вольного свидетеля еще чудес Эноха. Более того, сам Ламех
составил свою Книгу пророчеств. Т. к. св. Иоанн Златоуст не принимал
сих до-потопных книг (как, впрочем, и новозаветный Иоаннов
Апокалипсис!), то понятно, откуда его такое толкование. В
XXXIX,3 беседе на книгу Бытия
св. Иоанн Златоуст даже развивает свою мысль: “И ему не просто и не
случайно родители дали такое имя, а предзнаменовали в нем чрез пять
сот лет имеющий быть потоп. А что отец Ноя не потому дал такое имя
своему сыну, что был добродетелен, послушай Писания, которое говорит
ясно: “Ной един обретеся праведен,совершен в роде своем”
(Быт. VI,9). Не умолчало бы
Писание и не сказало бы, что Ной один был праведен, если бы и Ламех
отец его был ревнителем добродетели этого праведника”. Но и данный
вывод неверен, ибо Златоуст основывается на тексте относящемся к
периоду зрелости Ноя, а не к его рождению, – но о сем
после. Само рождение Ноя более, чем чудесно и удивительно; на фоне
деградации сифитов родившийся ребенок – образец духовной и расовой
чистоты: “У моего сына Ламеха родился сын, образ и вид которого
не как вид человеческий; его цвет белее, нежели снег, и краснее
розы, и его головные волосы белее, чем белое руно, и его глаза, как
лучи солнца; и он открыл глаза, и вот они осветили весь дом”
(Энох 20:2,10). Имя Ной (Noah) означает “покой”, отчего понятно
пророчество о том, что он “упокоит всех”. Если Энох – проповедник
правды в до-потопном мiре и пред
пришествием Христа, то Ной – как бы второй отец человечества,
в данном духовно-биологическом аспекте – второй “Адам” (имеющий
подобие, но, конечно, не тождество со вторым Адамом –
Христом-Спасителем).
Ной, как Энох, совершенно исключительная фигура, он
– избранник в роде своем. Когда человечество дошло до самого
ужасного состояния, то за 120 лет до потопа Бог открыл Ною время кончины мiра и научил, как
строить ковчег. Таким образом, всему мiру было дано 120 лет на покаяние. Ной
начал строить ковчег с большими затруднениями на высокой горе.
Очевидно, что единомысленные его дед и отец ему помогали в сем деле.
Иные же люди (возможно, только его рода и расы), увидев сие,
удивлялись, что он делает столь великий корабль, причем не у моря, а
на высоте! Свои ответы на вопросы всех, Ной обращал в проповедь о
грядущей на всю землю водной казни от гнева Божия из-за умножения
человеческих грехов. О деле Ноя стало известно по всей вселенной (=
обитаемой земле, oikoumenh, hadama), его слова передавались всюду, что некий
человек строит необыкновенной величины корабль и говорит о потопе,
коий покроет всю землю выше самых высоких гор. Многие издалека
приходили посмотреть на сие и послушать проповедь Ноя. Посему-то Ной
и именуется ап.Петром проповедником правды (2
Петр.2:5). Но слушавшие – одни сомневались, другие не доверяли
словам Ноя, третьи хулили ее, четвертые смеялись над самим ковчегом.
Пятые же, поверив его словам, ужасались и как-будто начинали
исправляться, – но проходил год, два, пятьдесят лет – и они не
видели надвигающегося потопа, отчего возвращались к прежним
беззакониям, считая проповедь его лживой, а дело смешным.
По-видимому, в эллиноязычной среде память не только о Ноевых водах,
но и о его предпотопной проповеди покаяния и пророчествах,
сохранилась в виде сказания о Девкалионе. Вполне можно
согласиться с древнехристианским апологетом св. Феофилом
Антиохийским (“К Автолику” III,19): “...Ной, возвещая тогдашним людям о
будущем потопе, пророчествовал им, говоря: “Идите, призывает(Deute, kalei) вас Господь к покаянию”: почему собственно
и назван Девкалионом”. Увы!– полностью подтверждаются слова
св.Мефодия Патарскаго (“Пир Десяти Дев” X, III): “Но это законодательство не воцарилось над
человечеством, потому что его не послушалось, хотя Ной ревностно
проповедовал его. Впрочем, когда стали уже тонуть и задыхаться от
воды, то начали раскаиваться и обещать, что они будут подчиняться
заповедям; но, несмотря на это, были лишены воцарения, т.е. лишены
помощи от проповеданной заповеди потому, что пренебрегли теми
людьми, которым Бог повелел помогать, и спасать, и утешать их,
как-то: Ноем и бывшим с ним, почему Дух с укоризною и отвечал им:
“Упорные, как приду Я к вам, котрые безплодны мудростью и ничем не
отличаетесь от сухих дерев, прежде не веровав Мне, проповедовавшему
удаление от настоящих?”.
В последний предпотопный период произошла
окончательная поляризация всего живого, ибо тогда
даже животный мiр (“всяка плоть”)
стал вырождаться в противоествественные животной природе существа.
Сам же Ной до 500 лет жил среди крайне развращенных людей
целомудренно и был девственником. Помимо чисто аскетического
подвига, на наш взгляд, он не мог найти себе благочестивой жены (т.
е. единокровной и единоутробной сестры от отца своего) среди своего
рода и расы, но, видимо, имел некое пророчество, согласно коему
определил свою избранницу в особое время и по особым знакам по
тайным Божьим указаниям. Уже после рождения трех сыновей, ставших
ему помощниками, Ной перенес тяжелое испытание, когда лишился своего
отца, а потом и деда, – т. е. теперь он сам лично должен был
принимать решения и иметь всю полноту ответственности. Перед потопом
Бог поставляет с Ноем завет (от древнеевр.
b’rith – “союз”)
(Быт. 6:18), как подтверждение того завета, что был заключен Богом
еще в обетовании о семени жены (Быт. 3:15). Тем самым, Бог ясно
свидетельствует, что, хотя Он и уничтожил почти всё человечество, но
не разрывает Своих вечных заветов (Сир. 17:10); погибнет только злое
семя змия, а семя жены (в лице Ноя) будет торжествовать над ним
победу (Прем. Сол. 10:4).
История строительства ковчега и собственно
потопа подробно изложена в самой Библии. Потоп (по древнеевр.
mabul), “воды Ноя” (Ис.
54:9), в греческом тексте Новаго Завета передан не словом
katastrojh (= “истребление” – в отношении Содома и
Гоморры (2 Петр.2:6)), а словом kataklusmoz (2 Петр. 2:5). Последнее слово встречается
только при описании всемiрного потопа и никогда не используется для
описания крупного наводнения, происшедшего в результате разлива рек
или какой-либо геологической катастрофы! Поразительно, но
воспоминания о потопе сохранились почти у всех народов земли.
Наиболее интересны древне-халдейские предания, первоначально
известные только по сообщениям Александра Полихистора,
заимствовавшего их у Бероза,–здесь Ной именуется Ксизутрос. В 1872 г. Г.
Шмит нашел среди ниневийских клинописей (из библиотеки царя
Ашурбанипала, VII в. до Р. Х.)
ассирийский вариант халдейского предания,– здесь Ной именуется
Хизизадра. По-видимому, оба предания (уже в языческой редакции)
являются, так сказать, творческой обработкой Нимврода, ибо у
Полихистора говорится, что после потопа люди пошли в Сиппару,
выкопали там некую книгу и построили Вавилон. Что се есть за книга?
– Вовсе не исключено, что се – некая книга исполинов или сильных,
где излагался их люциферианский культ, столь сильно возобновившийся
у хамитов. Напротив, в ковчег Ной взял исключительно книги своих
свв.праотцев, чтением коих утешался сам и ободрял свою семью.
Следует указать еще следующее: по свидетельству Егезиппа, Адам был
погребен в мраморной гробнице (в двойной пещере) у будущего Хеврона
на Дамасковом поле, что впоследствии приобрел Авраам для погребения
Сарры. По повествованию же Иякова Ефесскаго, Ной взял из гробницы
мощи Адама и внес их с собою в ковчег, надеясь его молитвами
спастись при потопе. После потопа он разделил их между тремя
сыновьями с указанием Симу погрести череп Адамов возле того места,
где должен быть основан Ур-Салим,– там впоследствии возникло “лобное
место” (Галгофа), и был распят второй Адам – Господь наш
Iсус Христос. Но ковчег пристал
к горам Араратским (Быт. 8:4), в наидревнейшей “ноахитской”
транскрипции, видимо, звучащим Ur-Arjata (пра-Спасение?), откуда возникло и
древнеармянское наименование Урарту. Здесь Ной соорудил жертвенник
и, как царь и священник, принес всесожжение (Быт. 8:20). Подобно
тому, как, тотчас по сотворению, родоначальник первого
мiра Адам получил от Бога особое
благословение (Быт.1:28-30), так и родоначальник второго
мiра Ной получает подобное
благословение. Но если Адаму было поручено “плодиться, размножаться,
наполнять землю и обладать ею” (лат. imperare), то последнее у Ноя отымается (Быт.
9:1).
Бог дает Ною и его потомкам заповеди:
1) Богоугодно репродуцироваться (Быт. 9:1,7), 2) властвовать над
безсловесными (Быт. 9:2), 3) Богоугодно питаться (= вкушать животную
плоть, но не кровь, где душа [anima animalis]) (Быт. 9:3-4), 4) Запрет убийства,
разрешение кровной мести (Быт. 9:5-6). Далее Бог возобновляет Свой
Завет, коий Он заключил лично с Ноем еще пред потопом. Но
теперь в него входят – и всё семейство Ноя, и всё их
будущее потомство (Быт. 9:8-9), и даже весь животный
мiр (Быт. 9:10)! В качестве
внешнего, видимого знака, удостоверяющего неповторяемость потопа и
памятование Завета, Бог установил радугу (Быт. 9:12-17). В
контексте сказанного замечательно, например, в скандинавской
мифологии упоминание Аса Хеймдаля, оберегающего радугу. (К тому же
рожденному “от девяти матерей”, что означает девять поколений междй
самим Ноем и Адамом, где матерями и праматерями являлись
единокровно-единоутробные сестры праотцев, являвшихся одновременно
их женами.) Вероятно, се есть достаточно позднее извращение древнего
ияфетического текста о Ное, коего стали именовать
“очагополагателем” – heimdall (hImTal). К такому выводу мы склоняемся, потому что
Ной, по всей видимости, не только дал копии священных книг каждому
своему сыну и внуку, но и сам написал свою книгу пророчеств. (Еще
более вероятно, что и его сыновья и внуки – по меньшей мере от Сима
и Ияфета – также написали свои собственные книги пророчеств.)
К сожаленью, хамитическое духовное извращение из религии Ягве
создало люциферианский фаллический культ, откуда и возникло
язычество со всем его многообразием. То, что хамитская религия есть
фаллическая, не вызывает никаких сомнений. Уже сам Хам
в ковчеге при своей невоздержанности зачал Ханаана, когда все
остальные жили целомудренно и постились всё время потопа. (Сие,
косвенно, подтверждается христианской этимологией слова
“евнух”, со временем приобретшего специальное служебное
значение. Св. Феофил Антиохийский прямо говорил, что Ноя “некоторые
называли Эвнухом”. Так что воздержанность Ноя – “Eu-Nouh”,
т. е. “Благой Ной” – производила впечатление и была известна уже в
мифологической форме и его отдаленным языческим потомкам.) Только
культом фаллоса можно объяснить болезненное воображение, порочную
наклонность и неприличную реакцию на своего обнажившегося отца.
В отношении опъяневшего от
вина Ноя часто выдвигались всякие морализаторские предположения – на
наш взгляд несколько поверхностные. Мы более склонны считать, что
Ной опъянел от вина, т. к. не предполагал его воздействия. Дело в
том, что до потопа сама атмосфера была совершенно иной, и вино не
оказывало никакого опъяняющего действия; новый мiр, в коем оказался Ной, был совершенно
другим, изменились и свойства вина. Но, как мы увидели выше, данная
безпомощность Ноя вызвала отвратительную реакцию Хама. И Хам не был
проклят Ноем, ибо до того уже получил благословение от Бога (Быт.
9:1), но проклятие получил Хамов сын – Ханаан, по мнению некоторых
толковников, помогавший своему отцу в нечестии. Последствия не
заставили себя долго ждать; св.Иоанн Златоуст в Слове о Лазаре
(VI,7)прямо говорит: “В
древности не было раба; Бог, создавая человека, сотворил его не
рабом, но свободным. Он сотворил Адама и Еву, и оба они были
свободны. ...Но вам необходимо узнать, откуда же произошло рабство?
Спустя некоторое время взошел проклятый сын его, сын его по природе,
а не сын по нраву (опять называю благородством не знатность предков,
но добродетельный нрав); вошедши, сын увидел наготу отца... Отец,
вставши, узнал всё, и начал говорить: “Проклят Ханаан, раб рабов
будет братиям своим” (Быт. IX:25).
Смысл слов его такой: ты будешь рабом, потому что обнаружил срамоту
отца своего. Видишь ли, что рабство – от греха, что от нечестия
произошло рабство”, а в Беседе на книгу Бытия XXIX,6 он разъясняет: “Вот, в самом деле, брата,
рожденного одною же и тою материю, происшедшего из одной и той же
утробы, грех сделал рабом и, лишив свободы, привел в подчинение.
Отсюда-то началось рабство. До того времени между людьми не было
такой изнеженности и такой роскоши, чтобы один нуждался в услужении
других, но каждый служил сам себе, все были в равной чести и не было
никакого неравенства...”
От сих трех сынов Ноя произошли все народы земли: и
благословенные, и проклятые. Но сам Ной упоминается, как лицо
исключительное. В книге пророка Иезекииля (14:12-20) теми
праведниками, кои могут спасти только свои души при всеобщем
наказании людей Богом, названы только Ной, Даниил и Иов:
“И аще будут сии трие мужи среди ея, Ное, Даниил, Иов, тии в
правде своей спасутся, глаголет Адонаи Господь”. Ной есть
праведник
(праведный и непорочный – древнеевр. “tamin”), выделявшийся не
только из среды своих крайне развращенных современников, но и всего
остального послепотопного человечества. – “Ное обретеся совершен
и праведен” (Сир. 44:16), “верою ответ приим Ное... и
яже по вере правды бысть наследник” (Евр.
11:7).
Итак, библейская историософия
описываемого периода такова, что являет нам некое предупреждение
грядущего (кое-что, впрочем, мы уже видим сейчас), показывает
причины и процессы гибели до-потопного мiра и, что самое
главное, четко очерчивает те личности и их поступки, кои только и
необходимы для нас – в христианской исторической перспективе.
2. Что есть Ковчег?
(Научно-техническое соответствие)
В Библии под словом Ковчег подразумеваются
разные вещи, из-за чего иногда выходит некоторая путаница. Так
Ковчег откровения(arhon) (Быт. 50:26; 4 Цар. 12:10) – т. е. ящик
из дерева ситтим, внутри и снаружи обложенный золотом (Исх.
25:10-22), и Ковчег завета(tahash = “сафьян”)
– т. е. ящик, где лежали скрижали (Чис. 10:33), жезл Аарона и
сосуд с манною (Евр. 9:4),– оба сих ковчегов не имеют никакого
отношению к предмету нашего изследования. Нас интересует Ноев
Ковчег(tebah), также
переводимый буквально, как “ящик”. В Библии сим же словом
названа и та “корзинка”, в коей дочь фараона нашла маленького
Мойсея. Но разсматриваемый нами Ковчег имел совсем иное назначение:
он был и корабль и дом одновременно. Многие скептики (особенно от
науки) отрицательно относились, как к самому факту постройки
ковчега, так и к его научно-техническим соответствиям к предлагаемым
современностью требованиям. Однако, уже в 17 в. от Р. Х. был
поставлен эксперимент. Макет такого Ковчега, по размерам библейского
описания, в Голландии в 1609 г. построил некий богатый меннонит Петр
Янсен. Модель Ковчега выдержала испытания и доказала, что, хотя мало
пригодна для жизни, прекрасно соответствует во всех отношенияих
своему назначению – непотопляемости и невероятной
вместительности. Но се – дело прошлого. Нижеприводимые, весьма
серьезные в научном плане, данные мы почти полностью заимствовали из
труда Г. Морриса “Библейские основание современной науки”, СПб 1996,
из главы “Навигация и ковчег Ноя”.
Самым первым и самым крупным из всех кораблей
древности – фактически, их прототипом – был Ноев ковчег.
Неудивительно, что древние люди, вскоре после потопа научились
создавать корабли, способные противостоять морской стихии, – ведь
они были прямыми потомками тех, кто строил и направлял огромный
плавучий дом, в коем древние обитатели погибшего допотопного
мiра были благополучно
доставлены в новый мiр,
поднявшийся из вод потопа.
Кочег является единственным упоминающимся в Библии
кораблем, размеры коего указаны точно, и сии размеры представляют
огромный интерес, поскольку до появления современных технологий
ковчег продолжал оставаться самым крупным в истории плавучим
средством! Его постройкой руководил Сам Господь: “Сделай себе
ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге, и осмоли его
смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчего триста
локтей; широта его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И
сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в
ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье
жилье” (Быт. 6:14-16).
Таким образом, ковчег представлял собой огромный
ящик (его древнееврейское название также подтверждает сие),
предназначенный в первую очередь для того, чтобы сохранять
устойчивость в водах потопа, а вовсе не для передвижения по ним.
Если допустить, что один локоть равнялся 44,5 см (– наименьшее из
диапозона предполагаемых значений), то размеры ковчега должны были
соответствовать приведенным на рисунке 1.
Высота ковчего превышала высоту среднего
трехэтажного здания, а длина в полтора раза превышала длину
футбольного поля. Его полный объем был равен 39655 кубометрам.
Поскольку полезный объем обычного товарного вагона составляет около
76 кубометров, то можно считать, что полный объем ковчега был
эквивалентен объему 522 вагонов. Безусловно, такое сооружение могло
вполне свободно вместить в себя огромное количество животных и явно
подходило для того, чтобы служить домом для представителей
всего животного мiра
Земли. С учетом того, что в обычный товарный вагон входят 240 овец,
ясно, что ковчег был бы способен вместить более 125 тысяч овец.
Средний размер земных животных меньше, чем размер овцы, а на
сегодняшний день известно менее 18000 видов животных, обитающих на
Земле (сюда относятся птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся и
земноводные). Что же касается числа видов ископаемых животных, то
оно еще меньше. В ковчеге было достаточно места для всех животных,
включая и динозавров. Ною не было нужды выходить наружу и
искать животных, поскольку Сам Бог привел к нему по паре каждого
вида, точно также, как Он привел их к Адаму, чтобы тот дал им
названия. Ною вовсе было необязательно
брать с собой взрослые особи; вероятнее всего Бог привел к нему
только что вылупившихся детенышей, поскольку за ними было легче
ухаживать, и им требовалось меньше пищи. Впрочем, по-видимому, во
время всего плавания все животные находились в анабиотическом
состоянии, а т. к. все они были малы не только возрастом, но и
своими размерами, то детеныши даже самых крупных динозавров могли
легко вместиться в ковчег. Так что ясно, что размеры ковчега были
вполне достаточны.
В условиях разнообразия гидродинамических и
аэродинамических процессов, протекавших во время потопа, необходимо
было, чтобы ковчег оставался на плаву в течении целого года. Дерево
гофер, из коего делали ковчег, несомненно отличалось
чрезвычайной прочностью и долговечностью. Бревна, послужившие
материалом, для дна, бортов и палуб ковчега, по-видимому, были
изготовлены из огромных деревьев, росших на земле с момента ее
основания, т.е. в течение более 1600 лет. “Смола” (евр.
kephar, что значило
“оболочка”), безусловно, являлась идеальным водооотталкивающим
материалом, хотя точный состав ее нам неизвестен.
Помимо плавучести, ковчег еще должен был обладать
остойчивостью, т. е. не опрокидываться под воздействием волн и
ветра. В Библии сказано, что волны потопа поднялись на 15 локтей
выше самых высоких гор (Быт.7:20). По-видимому, сие сделано для
того, чтобы подчеркнуть, что ковчег мог свободно плавать везде, куда
его несли воды. Высота ковчега равнялась 30 локтям, посему величина
осадки нагруженного ковчега в 15 локтей выглядит весьма
правдоподобной.
Когда ковчег плавал, погрузившись на сию глубину,
то, согласно закону Архимеда, его венс должен был уравновешиваться
выталкивающей силой, величина коей равняется весу вытесненной воды.
Плотностью пресной воды 1.000 кг/м3, а морской –1025
кг/м3. Из-за присутствия в
воде потопа большого количества растворенных солей и взвешенных
осадкой ее плотность должна быть не меньше, чем нынешняя плотность
морской воды.
В таком случае плотность воды должна была примерно
в два раза превосходить среднюю распределенную плотность ковчега
(примерно 513 кг/м3).Центр тяжести ковчега, при условии
симметричности его устройства и равномерности распределения внутри
него животных и прочего груза, видимо, должен был примерно совпадать
с его геометрическим центром.
Имея такие характеристики, ковчег должен был
обладать весьма высокой остойчивостью. При размерах поперечного
сечения 30 локтей в высоту и 50 локтей в ширину и осадке в 15 локтей
вероятность опрокидывания была практически исключена даже при самом
сильном волнении и ураганном ветре. В качестве примера разсмотрим,
что произойдет, если ковчег накренится настолько, что его верхняя
палуба будет практически касаться поверхности воды, как изображено
на рисунке 2. Сие соответствует углу наклона равному 31°, т.е. углу, тангенс коего равен
30/50. Поскольку вес ковчега при сем не изменяется, он будет
по-прежнему вытеснять объем воды, равный половине своего объема.
Посему линия поверхности воды будет совпадать с диагональю
поперечного сечения ковчега. Величина выталкивающей силы В
будет при сем по-прежнему равняться весу ковчега
W.
Однако, теперь линия действия сих двух сил будет отличаться. Вес
ковчега W приложен к
центру поперечного сечения ковчега и направлен вертикально вниз.
Сила же В направлена вертикально вверх и приложена к центру
треугольника LQN, поскольку именно сия
точка соответствует центру тяжести объема воды, вытесненного
ковчегом.
Силы В и W, равные по величине, но противоположные по
направлению,образуют пару сил, момент коей равен произведению любой
из сих сил на разстояние между линиями их действия. Поскольку линия
действия силы В сдвинутаа относительно линии действия веса
W в сторону погруженной
части ковчега, то данная пара сил будет оказывать “выравнивающее
действие”, т.е. возвращать судно в горизонтальное положение. При сем
наибольшее значение имеет не величина момента, а положение точки
М, так называемого метацентра. Пока точка М на оси
симметрии судна находится выше точки G (геометрического центра
поперечного сечения всего судна в целом), судно будет сохранять
остойчивость.
Для случая, приведенного на рисунке, разсчеты
показывают, что разстояние между точками М и
G на оси симметрии равняются примерно 80,9
локтя:
25/3 125
– 5 = – 5 =
80/9 локтя /P >
tg 31°9
Таким образом, метацентр оказывается расположенным
почти на 4 метра выше центра тяжести, что говорит об очень высокой
остойчивости ковчега даже при таком угле крена.
Разстояние GM, или метацентрическая высота, будет
оставаться положительным даже для гораздо больших углов наклона.
Допустим, что судно накренилось на 60°, как показано на нижнем рисунке. Из
геометрических построений видно, что центр поперечного сечения
погруженной части по-прежнему будет находиться справа от линии
действия силы тяжести, т.е. момент сил будет оказывать
“выравнивающее” действие, а метацентрическая высота
GM будет положительна.
По существу, для того, чтобы линии действия
G и М совпали,
ковчег должен был встать точно вертикально. При любом же крене
меньше 90° ковчег
автоматически возвращался в нормальное положение.
Кроме того, относительно большая длина ковчега (в 6
раз превышающая его ширину) приводила к тому, что ковчег не
подвергался воздействию волн равной амплитуды по продольной оси,
поскольку морское волнение, как правило, не регулярно и хаотично,, а
особенно в безсистемном в своей сущности волновом процессе, каковым
являлся потоп. Воздействия любых вихревых явлений, кои могли
возникать среди вод потопа, также ослаблялись или полностью
компенсировались благодаря большому отношению длины ковчега к его
ширине.
Под воздействием гидродинамических сил ковчег
должен был располагаться в воде так, чтобы его продольная ось была
параллельна преобладающему направлению волн или течений. Таким
образом, его можно разсматривать как полуобтекаемое тело, для коего
суммарная сила лобового сопротивления обычно минимальна.
Итак, во всех отношения ковчег был весьма устойчив
и превосходно отвечал своему предназначению – в течении года
противостоять бушующим водам Великого Потопа.
3. Тайна Ноева Ковчега
(Мистический смысл)
У предмета нашего изследования есть еще один аспект
– мистический. Что можно еще сказать о праведном Ное?
Употребим слова св. Амвросия медиоланскаго из трактата “О
обязанностях священнослужителей” 1, XXV,121: “Сколь мудр Ной, который построил такой
ковчег (Быт. VI,6 и сл.)?
Насколько праведен тот, который был сохранен для продолжения рода,
который один только и остался в живых из всего погибшего людского
рода, (явившись) родоначалником последующего, родился же, скорее,
для мiра и больше для всех, чем
для себя! Насколько мужественен тот, который (как бы) победил потоп?
Как терпелив тот, кто пережил (ужасное) наводнение (diluvium
toleraret)! Он знал, когда следует
войти (в ковчег), с какой воздержанностью там жить, когда выпускать
ворона и голубя, когда принять возвращающихся и, (наконец,) когда
именно следует выйти из ковчега (quando exeundi
opportunitatem captaret)”. Как прав
св.Григорий Богослов утверждавший, что Ной спас мiр малым древом. Ной в Ковчеге спас и
души, и тела людского рода. Спасение же души возможно только в
Церкви, таким образом получается, что Ноев Ковчег – есть
образ Церкви. Впрочем, с сим мнением согласны многие свв.Отцы. Так
св.Амвросий Медиоланский, в упоминаемом выше трактате
(1,XVIII,78), говорит прямо, что
“в ковчеге дан образ или церкви, или нашего тела”. Еще более глубоко
сию мысль развил св.Иоанн Златоуст в Беседе о Лазаре IV,7: “И посмотри на чудо. Когда омылась земля,
когда потреблены были делавшие зло, когда укротилась буря – явились
верхи гор, ковчег сел, Ной выпустил голубя. Но в изложенном событии
заключались тайны; прошедшее было прообразом будущего; именно:
ковчег – церковь, Ной – Христос, голубь – Дух Святый, масляничная
ветвь – человеколюбие Божие. Кроткое животное было выпущено и
удалилось от ковчега; но то – образ, а ныне – истина; посмотри же на
превосходство истины. Как ковчег спасал среди моря бывших внутри
его, так и церковь спасает всех блуждающих; но ковчег только спасал,
а церковь делает нечто большее; например: ковчег принял в себя
безсловесных; церковь приняла неразумных людей, и не только спасает
их, но и преобразует; ковчег принял ворона и выпустил ворона; церковь принимает ворона, а выпускает
его голубем; принимает волком, а выпускает его овцой. Когда войдет
сюда человек хищный, корыстолюбивый, то послушает вещаний
божественного учения, то переменяет образ мыслей, и из волка
делается овцой: волк похищает и чужое, а овца уступает и свою шерсть...”.
Итак, нам вполне ясно, что Ковчег – Церковь, и даже
современное тяготени к образу Ноева Ковчега есть, в сущности,
тяготение к Церкви единственноспасающей. Но во всем сем имеется,
несомненно, серьезный эсхатологический аспект. Нельзя забывать,
что весь допотопный мiр погиб. Аналогичное событие имеет
совершиться в конце времен. Именно посему свв.Отцы прямо соотносят
гибель допотопного мiра с
гибелью мiра послепотопного при
Страшном Суде. Св.Ириней Лионский утверждает, что, как во времена
Ноя произошел всемiный потоп,
так и по наступлении дня Антихриста разразится над землей “огненный
дождь (diluvium ignis)”. Даже в
самой продолжительности жизни прав.Ноя св.Ириней усматривает
мистическое значение: “...Ной был 600 лет, когда потоп нашел на
землю, чтобы истребить возстание земли за нечестивое поколение,
бывшее во времена Ноя. <...> воздвигнутое Навуходоносором изображение
имело в вышину 60 локтей, а в ширину шесть локтей, и из-за него
Анания, Азария и Мисаил, не поклонившиеся ему, были брошены в
огненную печь, чрез свое приключение пророчески показывая имеющее
быть в конце сожжение праведных... Итак, 600 лет Ноя, при котором
был потоп по причине богоотступничества, и число локтей изображения,
из-за которого праведные были брошены в горящую печь, означает число
имени того, в ком возстановляется всё шеститысячелетнее
отступничество, неправда, нечестие и лжепророчество и обман, почему
и найдет (на землю) потоп огненный” (Adv. haer. V, XXIX,2).
Всякий, кто хочет спасти свою душу по смерти и преобразить свое
тело и потомство при жизни, а также тот, кто весьма сильно ощущает
приближения конца времен,– тот должен очень хотеть попасть в то
число избранных лиц, кто войдут в Ковчег спасения, в Истинную
Церковь. С тех самых времен Церковь всё плывет и плывет по бурному
морю разлагающегося мiра, но не тонет, а даже
постоянно спасает погибающих и извергает нечестивцев – духовных
наследников Хама.
Тот, кто прочитал всё вышенаписанное и оказался с
сим согласен, или хотя бы неравнодушен (в положительном отношении),
– сделал первый шаг по направлению к Ковчегу.
наш адрес:
191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
e-mail:
Текстовое меню
Об издании/ Катакомбная
Церковь/ Экклезиология/ Документы/
Полемика/рецензии/
Апостасия/ Богословие/
Старостильники/
Богослужение/
Акты
Новомученников/
Новости/ История/
Ссылки/
Гостевая книга/ Персоналии/
|
|