|
ТАЙНА СМЕРТИ АНТИХРИСТА
“Аще кто оружием убиет,
подобает ему оружием убиену быти”
(Откр. 13, 10).
Должно ли воинствовать Церкви Христовой против Антихриста, т. е. активно сопротивляться ему в последние времена? – Такой вопрос часто задают последователям нашей Катакомбной Церкви ИПХ, которая после нескольких десятилетий подпольного существования в условиях коммунистического ига, теперь собирает силы для вооруженного сопротивления безбожной антихристовой власти.
В современном пораженческом богословии все более и более укрепляется мнение, что христианам последних времен заповедано только бегство (Откр. 12, 6, 14; Мф. 24, 16), но отнюдь не активное сопротивление злу, тем более – самому Антихристу.1 При этом чаще всего ссылаются на известные слова еп. Ставропольского Игнатия Брянчанинова: “Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно”.2 Также приводится пророчество св. Ап. Павла о явлении и смерти Антихриста: “И тогда явится беззаконник, егоже Господь Исус убиет духом уст Своих…” (2 Фесс. 2, 8), из чего принято, иногда даже в патристической литературе, делать вывод, что Господь Исус Христос убьет Антихриста без всякого к тому человеческого участия.
Нельзя сказать, что такое богословствование основано на непротивленческой ереси, однако несомненно является ее продуктом, более утонченным заблуждением непротивленчества. Св. Отцы, по разному объяснявшие таинственные места Св. Писания, связанные с пророчествами о последних временах и пришествии Антихриста, никогда не давали повода к учению о непротивлении Антихристу. Что касается еп. Игнатия, то его объяснение прямо противоречит не только учению Св. Отцов и Св. Писанию, но и всей истории воинствующей Церкви Христовой на земле. Сколько раз за историю Церкви обострялись эсхатологические настроения, думается нет надобности напоминать. Вообще эсхатологизм Церкви есть ее онтологическое свойство. Ожидание Парусии, а следовательно и предшествующего ей явления Антихриста, было основным чувством веры Древней Церкви, впоследствии несколько притупившимся, но все же время от времени находившим свое проявление в связи с деятельностью тех, кого теперь принято называть прообразами или предотечами Антихриста. И тем не менее, времена бегства и сокрытия в пустыне в течение первых трех веков ее существования сменились временами торжества Православия и его воинствования (не только духовного, но и физического) против всего окружающего христианскую империю враждебного мiра. Никогда эсхатологические настроения не препятствовали открытой борьбе Церкви со злом.
Если внимательно и углубленно всмотреться в апокалиптические тексты Св. Писания, то становится ясно, что нечто подобное будет происходить с Церковью и в самые последние времена царствования “сына погибели”. Время бегства Церкви и сокрытия Ее в пустыне продолжится отнюдь не до самого Второго Пришествия, а только до “времени и времен и пол времени”, т. е. на 3, 5 года (Откр. 12, 14. 6). Под первым всеподавляющим и всеистребляющим натиском Антихриста Церковь вынуждена будет отступить, но только из тактических соображений, как это нередко происходит и в военном искусстве. – Но только по той причине и для того, чтобы нанести окончательный поражающий удар. “Дастся мерзость запустения на дний тысяща двести девятьдесят: блажен терпяй и достигнувый до дний тысящи трехсот тридесяти пяти” (Дан. 12, 11-12). Под первым числом здесь разумеется день убиения Антихриста, после которого настанет 45 дней торжества Церкви, а под вторым – день Второго Пришествия Господня. “Блажен тот, – толкует блаж. Иероним, – кто сверх предназначенного числа ожидает, по умерщвлении антихриста, еще 45 дней, в которые Господь и Спаситель придет в Своем величии”.3
Если бы Церковь всегда руководствовалась изречением еп. Игнатия, то от нее давно уже не осталось бы и следа. Мало просто отстраниться от зла, нужно еще, по словам псалмопевца, “сотворить благо” (Пс. 33, 15), т. е. вести, по Апостолу, брань “к началом и ко властем, и к мiродержителем тмы века сего” (Еф. 6, 12), под коими разумеются не только злые духи, но и попавшие к ним в рабство человеки, а также и наша собственная, подверженная страстям плоть (по объяснению блаж. Иеронима). Попущением Божиим не может быть оправдано ни непротивленчество, ни его современный экстракт в виде сергианской ереси, дошедшей даже до признания власти антихриста властью от Бога. Все отступничества, как и последнее отступление, попущены Богом, но это совсем не значит, что им не следует сопротивляться. Сопротивляющийся отступлению, попущенному Богом, не сопротивляется Самому Богу, но следствию, которое производит отступление, т. к. это следствие в конечном итоге противится и воинствует против Бога.
Итак, вернемся к вопросу, поставленному в заглавие статьи. Кто же собственно убьет Антихриста?
Как уже было выше указано, в Св. Писании об этом говорится следующим образом: “И тогда явится беззаконник, егоже Господь Исус убиет духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего” (2 Фесс. 2, 8). Параллельное место из Исайи звучит так: “…и поразит землю словом уст Своих и духом устен Своих убиет нечестиваго” (Ис. 11, 4). При объяснении этих пророчеств следует обратить внимание на то, что в них говорится о убиении Антихриста не прямо Самим Господом Исусом Христом, но как бы опосредованно – духом уст Его. С одной стороны этот дух уст есть неотъемлемая принадлежность Его, но с другой – как бы самостоятельная субстанция. Законы священной герменевтики при толковании Свящ. Писания, в котором все слова не могут быть случайными, не позвляют нам объяснять вышеприведенное пророчество прямолинейно. В нем заложен более глубокий смысл, который находит свое объяснение в том же Свящ. Писании.
Что же в Свящ. Писании определено как “дух уст” Божиих?
“Духом уст Христовых”, или “устами Христовыми”, или “мечем уст Христовых” обозначаются в Свящ. Писании все праведники. Так прор. Иеремия говорит: “Аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши” (Иер. 15, 19). Очевидно, что 2 Фесс. 2, 8 следует понимать также аллегорически, как и Откр. 2, 16: “прииду к тебе скоро и брань сотворю с ними мечем уст Моих”; и Откр. 1, 16: “И из уст Его меч обоюдуостр изострен исходяй”. Прямыми носителями духа уст Христовых являлись Апостолы: “Рече же им Исус паки: мир вам; якоже посла мя Отец, и аз посылаю вы. И сие рек, дуну, и глагола им: приимите Дух свят” (Ин. 20, 21-22). См. также: Иоиль 6, 5; Еф. 6, 17; Евр. 4, 12; Ис. 49, 2.
Наибольший интерес представляют другие пророчества Свящ. Писания, относимые Св. Отцами к Антихристу. Рассмотрим тексты пророчеств Даниила. Так, в Дан. 11, 32-35 прямо говорится об активном сопротивлении Антихристу остатка верных: “И беззаконнующии завет наведут с прелестию; людие же ведуще Бога Своего премогут и сотворят (в русск. пер: усилятся и будут действовать). И смысленнии людие уразумеют много (в русск. пер: и вразумят многих), и изнемогут в мечи и в пламени, и в пленении и в разграблении дний. И егда изнемогут, поможется им помощию малою, и приложатся к ним мнози с прелестию. И от смысливших изнемогут, еже разжещи я и избрати, и еже открыти даже до конца времени, яко еще не время”. Из сих слов видно, что гонимые Антихристом будут изнемогать, но в конце им будет дана помощь свыше и они станут сопротивляться. А изнемогать они будут для огненного очищения и избрания к тому, что уготовано им к определенному сроку. По нашему мнению, здесь пророк таинственно указывает на последнюю развязку в решающей битве с Антихристом, а именно – на смерть его от руки тех “изнемогающих”.
Имеется ли еще основание для такого вывода у самого прор. Даниила? Такое основание можно найти в гл. 8, 23-25: “Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых, и при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен – не рукою”. Окончание 25 стиха, “но будет сокрушен – не рукою”, в русском переводе, основанном на масоретской редакции Ветхого Завета, подается неверно. Однако, и в славянской Библии, выполненной по переводу LXX, также приводится искаженный текст: “…и на пагубу многим возстанет, и яко яйца рукою сокрушит”. Причем, в первом чтении, как мы увидим ниже из правильного перевода и толкования этого места, совершенно теряется всякая логика контекста. Во втором чтении не видно завершения всей речи, т. е. – что собственно произойдет, после того, как Антихрист совершит свое беззаконие.
Правильный перевод 25 стиха дает преп. Ефрем Сирин, использовавший древние списки Свящ. Писания и сличавший множество переводов: “и противу Князя князей возстанет, и от прикосновения руки сокрушится”4. Смысл при этом таков. Антихрист в своем превозношении дерзнет возстать против Самого Владыки владык – Вечного Бога, но погибнет от руки смертного человека. Таким-то образом будет посрамлена гордыня антихристова. Ибо быть поверженным от Самого Бога, и даже от Ангела, для Антихриста было бы слишком большой честью. Поэтому и сказано о нем: “и противу Князя князей возстанет, и от прикосновения руки сокрушится”. Заметим, что и Денница, возстав на Бога, был повержен не Богом, а ранее подчиненными ему ангелами, низшими его.
Точной такой же смысл для уразумения пророчества Даниила обретается и в пророчествах Иезекииля. Св. Ипполит Римский в своем трактате “О Христе и Антихристе”, цитирует в применении к последнему следующие слова пророка: “Понеже вознесеся сердце твое, и рекл еси: аз есмь Бог, в селение Божие вселихся в сердце морстем, ты же человек еси, а не Бог, и положил еси сердце твое яко сердце Божие, еда премудрее ты еси Даниила? Премудрии не показаша тебе хитростию своею. Еда хитростию твоею или смыслом твоим сотворил еси себе силу, и сребро и злато в сокровищах твоих? Или во мнозей хитрости твоей, и в купли твоей умножил еси силу твою? Вознесеся сердце твое в силе твоей. Того ради сия глаголет Господь: понеже дал еси сердце свое, яко сердце Божие, вместо сего се Аз наведу на тя чуждыя губители от язык, и извлекут мечи своя на тя, и на доброту хитрости твоея, и постелют доброту твою в погубление. И сведут тя, и умреши смертию язвеных в сердце морстем. Еда речеши глаголя пред убивающими тя: Бог есмь аз? Ты же человек еси, а не Бог. Во множестве необрезанных умреши в руках чуждих: яко Аз рекох, глаголет Господь” (Иез. 28, 2-10)5. Также и у прор. Аввакума о смерти антихриста, что подтверждает блаж. Иероним6, сказано: “Не сия ли вся на него притчу приимут и гадание в повесть его; и рекут: горе умножающему себе не сущая его, доколе? и отягчающему узу свою тяжце. Яко внезапу востанут угрызающии его, и ободрятся наветницы твои, и будеши в разграбление им. Понеже ты пленил еси страны многи, пленят тя вси оставшии людие крове ради человечи и нечестия земли и града и всех живущих на ней” (Авв. 2, 6-8).
Под “чуждыми губителями от язык”, “угрызающими” или “наветницами” таинственно разумеется Церковь, преимущественно состоящая из языческих народов.
Церкви дано обетование: “Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей”. Эти слова Спасителя как нельзя лучше иллюстрируют то, что Церковь должна одолеть и уничтожить Антихриста. Обетование дано Церкви воинствующей на земле, но не Церкви торжествующей на Небесах, которую не одолевают уже врата адова. Церковь земная не просто защищается, но и наступает, побеждает. Антихрист должен быть побежден ею непременно, в этом и заключается весь смысл эсхатологического домостроительства. “Аще кто оружием убиет, подобает ему оружием убиену быти”, – прикровенно сказано об образе смерти Антихриста в Апокалипсисе (Откр. 13, 10). И если Антихрист не погибнет от меча христианского, если он будет убит Самим Господом, сошедшим с небес, то очевидно – обетование не сбудется, и все прошлые победы Церкви не будут иметь никакого значения.
Итак, мы выяснили с несомненностью, что Антихрист умрет от руки человека. Остается выяснить, что говорится в Свящ. Писании о том, каким образом Антихрист найдет свою погибель.
Слова Иезекииля об “извлечении мечей” (Иез. 28, 7) наводят на ту мысль, что убийство Антихриста произойдет не случайно, но будет подготовлено. Пророк Даниил подтверждает сию мысль словами: “возсядут судьи и отнимут у него власть” (Дан. 7, 26). Вероятно, Антихрист падет в результате какого-то неожиданного действия. “Яко внезапу востанут угрызающии его” (Авв. 2, 7). “Тогда внезапно явится карающий меч и убьет совратителя и слуг его”, – говорится в “Посмертных вещаниях” преп. Нила Мvроточивого. Также есть множество оснований предполагать, что беззаконник примет смерть не от руки человека, равного ему по силе, но от человека по физической силе своей немощным, м. б. даже слабым, однако же чрезвычайно мужественным, сильным духом и непоколебимой верой в Бога. Возможно, это будет юноша, женщина или старец.
Так, царь Давыд, будучи отроком и не имея ни доспехов, ни меча, вышел против Голиафа Филистимлянина и с одною верою во имя Господа Саваофа поразил сего великана камнем из пращи, и отсек ему голову его же мечем (1 Цар. 17).
Участие женщины в поражении диавола явственно очерчивается в Божием проклятии змию, искусившему Адама и Еву: “И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою сотрет главу, и ты блюсти будеши его пяту” (Быт. 3, 15). Если семя жены – Христос – победил на Кресте диавола, то не жена ли поразит Антихриста? К тому есть некие основания в прообразах Свящ. Писания.
Так, Иаиль поразила Сисару, военачальника Ханаанского царя, вонзив ему в голову кол, когда тот спал в шатре (Суд. 4, 21).
Подобным образом Юдифь умертвила Олоферна, военачальника Ассирийского, усеча ему голову мечем (Иудифь 13, 6-8).
Вообще смерть от женщины считалась для сынов Израилевых величайшим позором. Когда женщина проломила череп братоубийце Авимелеху, бросив в него отломок жернова, то “возопи Авимелех ко отроку, носящему сосуды его, и рече ему: извлецы меч твой и убий мя, да не рекут, яко жена уби его. И прободе его отрок его, и умре” (Суд. 9, 54).
Ярчайший прообраз Антихриста Ленин был смертельно ранен также женщиной – Ф. Каплан, которая не просто была крещена в православной Церкви (ее мiрское имя – Фейга, а имя в крещении – Фаина), но по нашим сведениям даже являлась тайной монахиней. Дополнительным посрамлением было обстоятельство, что Ленин публичное ранение принял не просто от руки женщины, но от руки полуслепой женщины.
Вот по каким причинам истинные православные христиане не считают противоречением Божественному Откровению активное сопротивление злу в настоящее время, а в последюю седмину – борьбу против самого Антихриста.
6.06.2000 г.
Санкт-Петербург
В. К.
наш адрес:
191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
e-mail:
Текстовое меню
Об издании/ Катакомбная
Церковь/ Экклезиология/ Документы/
Полемика/рецензии/
Апостасия/ Богословие/
Старостильники/
Богослужение/
Акты
Новомученников/
Новости/ История/
Ссылки/
Гостевая книга/ Персоналии/
|
|