СОВЕТСКИЕ АКТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Доклад об активных мероприятиях и пропаганде, 1986-87.
Впервые издано Государственным департаментом США. Август 1987.
Использование религиозных организаций в СССР
в качестве проводников влияния
Советское государство в течении многих лет пытается распространить свое влияние на международные религиозные организации. Чтобы заручиться их поддержкой, советские внешнеполитические цели – особенно в области обороны и разоружения – зачастую преподносятся в религиозных формулировках. В дальнейшем, видимо, следует ожидать нарастания усилий, направленных на проникновение советских внешнеполитических тем, а также советской пропаганды и дезинформации в религиозные дискуссии на Западе и в развивающихся странах.
Поскольку на Западе падает доверие к таким укоренившимся советским подставным религиозным организациям как Христианская конференция мира, СССР ищет новые формы и пути проникновения. В частности, ныне делается упор на взаимодействие между советскими "неофициальными" религиозными организациями и западными сторонниками мира и религиозными группами. Основным методом влияния на такие группы являются контакты на международных встречах, многие из которых организуются и финансируются Советским Союзом. Происходящие на территории СССР мероприятия тщательно контролируются советским правительством.
СССР во все большей мере разрешает советским религиозным организациям участвовать во встречах за рубежом, где они имеют возможность вступать в контакты с ведущими религиозными деятелями западных и развивающихся стран. Однако, за границу разрешают ездить лишь приемлемым для советского правительства религиозным деятелям, от которых ожидается, что они будут разъяснять и проводить советскую внешнеполитическую линию. Например, в составе выезжающих за рубеж высокопоставленных советских религиозных делегаций нередко фигурирует Сергей Гордеев – штатный сотрудник отдела внешних сношений Московской Патриархии. Гордеев использует эти возможности для изложения официальной советской позиции по вопросам внешней политики, контроля над вооружениями, национальной безопасности.
Главным препятствием в международной деятельности советских священослужителей является общеизвестный факт, что религия в СССР находится под контролем государства. Вот почему на представительных религиозных встречах и при личных контактах советские церковные деятели стремятся убедить своих партнеров в том, что высказываемые взгляды отражают их собственное, независимое мнение, и что их общественное положение вполне сравнимо с положением их западных коллег.
Советский религиозно-пропагандистский аппарат
Международный отдел (МО) ЦК КПСС – ведущая инстанция по разработке и проведению советской внешней политики. Один из секторов МО курирует "массовые организации" и их международную деятельность. По всей видимости, именно МО дает руководящие указания в области религиозной пропаганды и активных мероприятий Совету по делам религий при Совете министров СССР, контролирующему отношения между церковью и государством.
Контроль за деятельностью и публичными выступлениями церковников на местах осуществляют руководители областных и других местных комитетов по делам религий. Система контроля включает и другие звенья советского внешнеполитического аппарата, а также КГБ. Например, в 1983 г. сотрудник Института США и Канады АН СССР профессор Павел Подлесный сопровождал советскую церковную делегацию на Международной конференции религиозных деятелей в Канаде, а в конце того же года он был "главным экспертом" на сессии рабочей группы Христианской конференции мира в Москве. Таким образом, Подлесный выступает и как куратор, и как советник по внешнеполитическим вопросам для Христианской конференции мира и для Русской Православной церкви.
В ноябре 1984 г. на пост председателя Совета по делам религий вместо партийного пропагандиста был назначен профессиональный дипломат из Министерства иностранных дел. Это, несомненно, способствовало распространению церковными деятелями советских внешнеполитических установок.
Советская церковь как выразитель внешней политики
Церковь платит Кремлю за разрешение функционировать в СССР помощью в распространении советских внешнеполитических установок среди иностранцев. Например, церковные деятели выступают в качестве неофициальных представителей государства, принимая коллег из западных и развивающихся стран. Они стремятся убедить посещающих Советский Союз иностранных церковников в том, что веротерпимость и уважение "прав верующих" соответствуют государственной политике.
Многие западные церковные деятели рассматривают религиозные конференции в Советском Союзе – на которых хозяевами, как правило, выступают представители Русской Православной церкви, – как инсценированные властями пропагандистские мероприятия. Тем не менее, по разным причинам иностранные делегации продолжают приезжать. Многие отдают себе отчет в том, что ими манипулируют, но считают, что главным является поддержание связей с единоверцами в странах Восточного блока; другие не прочь воспользоваться возможностью даровой поездки в Советский Союз и стать объектом внимания международных средств массовой информации.
Кремль не впервые использует церковь для внешнеполитической пропаганды. Официальный характер это приняло в 1958 г., когда была создана Христианская конференция мира, ныне являющейся ведущей советской подставной группой; затем в 1961 г. Русской Православной церкви разрешили вступить во Всемирный совет церквей.
Государственный контроль над деятельностью церкви поистине тотален. Поскольку под пристальным оком органов госбезопасности находится весь административный аппарат Русской Православной церкви, высоких позиций в церковной иерархии и заметного общественного положения могут достичь лишь те церковнослужители, на которые Кремль может полностью положиться. Инакомыслие сперва рассматривается как неподчинение внутри церковной иерархии, однако, если церковь оказывается не в силах справится с инакомыслящим священником, его передают властям для возбуждения против него уголовного дела. В результате церковные иерархи и другие деятели развили в себе острое чутье на то что можно, а что нельзя.
Лояльность и преданность Русской Православной иерархии часто вознаграждается благосклонным отношением и благоприятной рекламой. Председатель Комитета по делам религий при Совете Министров СССР Владимир Куроедов писал в журнале "Коммунист" в апреле 1980 года:
"Нужно сказать, что подавляющее большинство служителей культа в нашей стране правильно понимает и соблюдает законы о религиозных культах; они проявляют лояльность по отношению к политике советского государства".
С течением времени взаимоотношения между советским государством и Русской Православной иерархией постепенно переросли из политики кнута в отношения – по крайней мере для высшего духовенства – главным образом пряника и лишь негласного намека на кнут. Куроедов заканчивает упомянутую статью в "Коммунисте" словами, в полной мере воздающими должное пропагандистской ценности Русской Православной церкви: "Действующие в СССР церкви принимают активное участие в борьбе за укрепление всеобщего мира, предотвращение угрозы новой мировой войны, прекращение гонки вооружений, установление справедливых отношений между народами. Эта благородная деятельность встречает одобрение граждан и общества в целом и высоко оценивается советским правительством" (ТАСС, 28 марта 1980).
Русская Православная церковь является частью советского внешнеполитического пропагандистского аппарата как в финансовом, так и в структурном отношении. Регулярные крупные взносы церкви в Советский фонд мира являются частью давней негласной договоренности между церковью и государством. Фонд контролируется Советским комитетом защиты мира, который координирует деятельность многочисленных советских подставных организаций.
Церковь, в свою очередь, извлекает пользу от тесных связей с государством. Так, в 1946 году связанная с Римом Украинская Униятская (католическая) церковь была насильственно объединена с Русской Православной церковью. 19 мая 1986 г., по случаю 40 годовщины Львовского собора, на котором это слияние было оформлено, ТАСС выступил с пространным хвалебным заявлением по этому поводу.
С другой стороны, при принятии политически спорных решений советское правительство имеет возможность укрыться за юридической формулировкой отделения церкви от государства. Например, когда Ватикан просит согласия советских властей на назначения или визиты, официальные лица переадресовывают Ватикан в Московскую Патриархию, тем самым фактически отказывая в просьбе. Когда же Ватикан обращается в Патриархию, последняя имеет возможность косвенно отразить в своем ответе советские внешнеполитические цели.
В настоящее время Русская Православная церковь активно используется для поддержки советской политики по вопросам обороны и разоружения. Патриарх Пимен, давно известный проводник партийно-правительственной линии, играет видную роль в кампаниях против Стратегической оборонной инициативы и в поддержку моратория на испытания ядерного оружия. В июне 1986 г. на первой странице "Известий" было опубликовано пространное открытое письмо президенту Рейгану, якобы написанное Патриархом Пименом. Текст письма был затем передан по всему миру агентством ТАСС. Как открытое письмо, так и пасхальная проповедь Патриарха того же года, повторяют советские пропагандистские установки по вопросам контроля над вооружениями.
Следует специально отметить, что советское духовенство не просто выступает в поддержку мира и разоружения в качестве достойных целей как таковых. Его поддержка неизменно увязывается с конкретными советскими внешнеполитическими акциями. Людям на Западе, привыкшим к независимым позициям, занимаемыми их церквами, трудно понять, до какой степени советские церкви функционируют как представители советского государства.
Тысячелетие крещения Руси (988-1988)
Советские власти предпринимают меры к тому, чтобы воспользоваться празднованием Тысячелетия крещения Руси в целях международной пропаганды; предполагается использовать юбилейный год для воздействия на религиозные круги вне советского блока с тем, чтобы склонить религиозных деятелей к поддержке советских инициатив в области разоружения. Основной целью этой кампании является создание впечатления, что христианские организации как Востока, так и Запада едины в своей оппозиции к СОИ и в поддержке советских инициатив в области разоружения.
Внутри страны власти тщательно контролируют праздничные мероприятия. В различных советских городах создаются своего рода религиозные "витрины" для проведения официальных мероприятий. В этих местах проводят капитальные ремонтные работы для приема заграничных церковных деятелей, приезд которых ожидается в 1988 году. Древний Данилов монастырь в Москве восстанавливается и передается Патриархии для размещения своих административных учреждений, до последнего времени находившихся за пределами Москвы в г. Загорске.
Помимо предоставления Патриархии помещения в центре Москвы, правительственные организации строят на территории Данилова монастыря гостиницы, где смогут остановиться приезжающие церковные деятели. Все это придает юбилейным торжествам по случаю Тысячелетия крещения Руси характер потемкинской деревни.
В порядке подготовки к празднествам Русская Православная церковь организовала две конференции. Первая, темой которой были исторические аспекты крещения Руси в 988 году, состоялась в июне 1986 в Киеве. Вторая, посвященная религиозной догматике, состоялась в Москве в июне 1987 г. На обеих конференциях присутствовали иностранные церковные представители и другие деятели. Как водится, собравшиеся духовные деятели одобрили различного рода заявления за мир.
Помимо празднования Тысячелетия крещения Руси используются и другие возможности для приукрашивания позиции Москвы в вопросах веротерпимости. Так, в последнее время религиозным деятелям уделяется больше внимания в средствах массовой информации. Например, в 1986 г. в журнале "Советский Союз" – советском аналоге американского иллюстрированного журнала "Лайф" для распространения за границей – появились две статьи, посвященные Русской Православной церкви. При чтении их создается впечатление, будто русское православное духовенство, – а по аналогии и все религиозные деятели -являются вполне уважаемыми членами советского общества.
Другим аспектом кампании последнего времени является недавнее снятие некоторых ограничений с церковной деятельности. Сообщение об этом, опубликованное в январском номере "Журнала Московской патриархии" за 1986 г., указывает на значительное расширение масштабов разрешаемой религиозной деятельности, включая, например, разрешение священникам навещать верующих в больницах и тюрьмах. (Тем не менее, религиозное обучение молодежи и религиозная пропаганда остаются под запретом.) Кроме того, религиозным организациям теперь предоставлены права юридических лиц в отношениях с советским государством. Теоретически это означает, что Московская Патриархия и другие религиозные организации могли бы, например, возбуждать иски в советских судах против правительства или КПСС.
наш адрес:
191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
e-mail:
Текстовое меню
Об издании/ Катакомбная
Церковь/ Экклезиология/ Документы/
Полемика/рецензии/
Апостасия/ Богословие/
Старостильники/
Богослужение/
Акты
Новомученников/
Новости/ История/
Ссылки/
Гостевая книга/ Персоналии/
|