ГАРФ. ф. 6343, оп. 1, д. 286, лл. 22-23 об.

Письмо митрополиту АНТОНИЮ (Храповицкому)

вход. №4161 в Арх. Синод от 26.V (8.VI). 34.

Serge Bolshakoff
Nashdom Abbey                       Строго доверительно                         5 мая 1934
Bucosham, Bruks
England

Блаженнейший Владыка!

     Сердечное спасибо за Ваше письмо к Пасхе. Недавно получил весьма интересные сообщения о положении в России, каковые спешу Вам сообщить. Они даны мне о. Казимиром Бученисом, литовским ксендзом, недавно вернувшимся из Советского Союза после 4 лет концлагерей. Я встретил его здесь, в Лондоне, где он гостил у моих знакомых. Бученис, родственник хорошо мне известного еще до войны като-лика Павиланиса, кончил Петербургскую Рим. Католическую Духовную Академию и затем священствовал 20 лет в разных частях России. При большевиках, за арестом католических архиереев, ему пришлось объезжать приходы в разных частях Союза. Поэтому он знает и Украину, и Петербург, и Москву, Крым, Кавказ, Волгу, Урал, Туркестан, Сибирь, Дальний Восток, Север. Также знаком и с советскими верхами Москвы, с дипломатическими миссиями, судьями, колхозами, иностранными спецами, тюрьмами, ссылками. Человек очень умный и наблюдательный, Бученис дал преинтересные сообщения. По Бученису Россией правят сатанисты, главным обра-зом евреи из масонской ложи «Бнай Берит». Цель этих сатанистов не введение коммунизма, но разрушение христианской религии и превращение России в плацдарм для покорения всего мiра сатанистами. Все коммандные посты в Сов. России заняты евреями с небольшим числом инородческих и русских сатанистов вроде Калинина, Ворошилова, Сталина. Г.П.У., финансы, дипломатия, контроль армии и партии, ре-лигиозная политика – целиком в руках евреев. Каганович, Ройземан и Литвинов – подлинные владыки России. Все они бнай-беритовцы, как известно, и бывшие слу-жащие знаменитого банкирского еврейского треста Я. Шиффа и Лобе в Америке, финансировавшего русские бунты в 1905 и 1917 годах, немецкую инфляцию и т. д. Поэтому понятно, что когда прошлым летом Рахиль Кан приезжала в Советский Союз, Каганович встретил ее в Петрограде с императорским поездом и сопровождал ее по России по «строям», финансированных Каном. Евреи ведут себя в России, как в завоеванной стране, грубо и дерзко. Делается все, чтобы унизить и ослепить русского человека, его культуру и историю. Партийная масса ненавидит евреев и глухо волнуется, но бнай-беритовское правительство держит ее в черном теле. На всех «строях», где был Бученис, все высшие и ответственные посты заняты «иностранцами» – немецкими и американскими евреями – бнай-беритовцами, а русские – если только на побегушках и часто вредят, за что их и разстреливают. Вредительство есть протест угнетенной массы против захребетников. Бедность в России страшная, пятилетка лопнула давно, голодовки, отчаяние, народное недовольство. Тем не менее, положение большевиков крепкое. Во-первых, всякая оппозиция давно разрушена: дворянство, купечество, духовенство вырезаны, крупное крестьянство и казачество полуистреблено и истребляется методично. Нет ничего, кроме темных одураченных масс и евреев на командных постах, поддерживаемых иностранцами и русскими предателями, которых все благополучие и самая жизнь связаны с совет-ским режимом. Население совершенно забито и даже боится говорить о евреях, но называет их «они» или «итальянцы». Глухое неудовольствие в партии и растущие темпы антисемитизма привели к безпощадной чистке партии, откуда теперь вы-брошены все русские мыслящие элементы и, кроме того, введена внутрипартийная агентура, и партийная контрольная комиссия поручена Кагановичу. Вторая причина крепости большевиков: непрерывная дипломатическая и финансовая поддержка, шедро ими окупавшая всеми банками и капиталистами из лож  Бнай-Берита. Советские предприятия сначала финансировались разными еврейскими банками Германии, а теперь, после Хитлера, еврейскими банками Франции и Америки. Бнай-беритовцы не только финансируют большевиков, но и создали им образцовую ар-мию для подготовки завоевания всего мiра сатанистами. Хитлеровский переворот в Германии несомненно разстроил планы бнай-беритовцев и весьма обезпокоил большевиков. Молодежь устала от материализма, интернационализма, изоляции – рвется к религии, родному искусству, истории, науке, когда знает, что творится вне России. Эту молодежь большевикам нелегко обуздать и в ней только шанс для России оправиться от сатанинского плена. Если возникнет внешняя война или новый фашистский переворот в Европе или Америке и Азии, большевики могут пасть быстро и неожиданно. Церковные сообщения Бучениса тоже интересны. Основную причину смуты в Русской Церкви [Бученис видит] в ее тесной связи со старым ре-жимом, недозволявшем ни Иерархии, ни клиру, ни мiрянам никакой самостоятельности, даже [отсутствие] церковных соборов. Образование духовенства было введено тоже небрежно и нецерковно, равно как и система кастового клира. Всё это при-вело к тому, что иерархия и клир, лишенные государственной [поддержки] <неразб.>, растерялись и там появилась крайне либеральная тенденция. Всю поли-тику в деле церковных ценностей о. Бученич считает у патриарха Тихона ошибочной. Прежде чем идти на открытое столкновение с большевиками, нужно было твердо удостовериться в совершенной верности Иерархии и клира и поддержке масс. Патриарх же Тихон дал себя спровоцировать и выступил против большевиков с предателями в рясах. Когда гонения уже начались и пошли казни, включая раз-стрел митрополита Петроградского, патриарх Тихон пошел на компромиссы с со-ветской властью, предав своих верных последователей и оправдав поведение обновленцев. Этим все было погублено и великий религиозный подъем увял или даже обратился в возмущение. Однако, не все восприняли соглашательство Патриарха Тихона – многие ушли в старообрядчество, а иные в секты. [В] 1924 и 1925 годах были периоды грандиозных отступничеств от Православия в секты. На глазах о. Бу-чениса целые благочиния в Сибири перешли в баптизм, закрыли церкви и выгнали клир. Не менее 3 миллионов перешло в баптизм в 2 года. Из Америки приехали пас-торы, открыли молельни, библиотеки, артели – целые уезды стали протестантским. Большевики, обезпокоенные всем этим, закрыли молельни, конфисковали библио-теки и выслали пасторов. Для митрополита Сергия, в сущности не было другого выхода, [как] продолжать и углублять самоубийственную и соглашательскую поли-тику Патриарха Тихона. Тем не менее, не нужно заблуждаться и думать, что Ми-трополит Сергий имеет какое-то значение. Власть его – чисто иллюзорная и не идет далее Москвы в сущности или около того. Не только многие епархии, но целые края управляются сами, не говоря уж об автокефальных Церквах Украины, Кавказа, Си-бири, Урала, Белоруссии и т. д. Уничтожение религии продолжается методически: закрываются по программе церкви, уничтожаются мощи, ссылается или умерщвляется клир, но религиозные общества продолжают существовать скрытно, хотя и они, конечно, медленно распадаются. Одно время, по Бученису, у большевиков была мода устраивать публичные отречения священников от Христа, даже с желанием распять и растоптать Его. Все городские клирики должны были присутствовать на таких собраниях. Бученис поэтому не рад. Впечатление было тяжелое. Отрицав-шийся говорил почти всегда деревянно, как по шпаргалке, обвинял, что клир был [сборищем?] чиновников в рясе и помогал царизму держать крепостное право и уг-нетать народ, что [Библия – это] разные сказки, выгодные для клириков, что Бога нет, нет и никогда [не было], что вся соль в социальной спаведливости и коммуниз-ме, новой религи, проповеданной Мессией – Лениным. Обругав Православие, ренегат был обязан обругать Папство, а потом старообрядцев и сектантов, но не равви-нов. По Бученису, участь ренегатов была печальной. Большевики соблазняли их на ренегатство обещаниями хорошего места и устроения детей в школы. После же ренегатства они давали на несколько месяцев ренегату местечко, а детей брали в шко-лы. Затем же, когда шумиха стихала, ренегата ссылали в Сибирь, а детей переводи-ли в лишенцы. Бученис слышал публичные отречения православных священников, старообрядческих и сектантских начетчиков, мусульманских мулл и буддийских лам. Еврейские раввины никогда не выступали, касательно же ксендзов большевики не находили никого желающего. Были среди клира и агенты Г.П.У., один из тако-вых предал и самого Бучениса. Однажды к нему явился в Омск почтенный обновленческий протоиерей и начал разсказывать о том, что Православие распалось на толки, истины не разобрать, и он хотел бы сделаться униатом. Бученис с ним познакомился, посещал его церковь, беседовал, но говорил, что принять его не может без дозволения архиерея, согласно правилам, и предложил обновленцу написать письмо архиерею с приложением своего аттестата. Обновленец сказал, что боится посылать сам, а хотел бы вложить свое запечатанное письмо в письмо Бучениса к архиерею. Тот согласился и через 3 дня его вызвали в Г.П.У. и предъявили обвинение в том, что он вербует тайных агентов для иностранной державы, агентуры против советского режимо и т. д. Обновленец, бывши агентом Г.П.У., свидетельствует, что Бученис его вербовал. После долгой канители еврей-чекист предложил Бученису тоже стать агентом Г.П.У., обещая его сразу выпустить, оставить его приход в покое, не преследовать и т. д. Мы с Вас много не потребуем: Вы можете не раскрывать тайны исповеди, ибо у католиков это не дозволено. С православных мы это требуем, ибо они обязаны так делать по Петровскому закону. Вы же, когда к Вам будут прихо-дить за советом иностранные спецы или колонисты, и что-нибудь скажут вредное о советской власти, Вы только пошлите письмо, что там-то и там-то два спеца или колониста говорили против советской власти и подпишитесь: Яковлев. Мы же всё сами поймем. Когда Бученис заявил, что должен о сем предложении сообщить архие-рею – еврей взволновался: зачем? зачем? Это же частное предложение. В результате Бучениса переслали в Москву, где предлагали публично отречься от Христа за всякие милости. Когда он и от этого отказался, его послали на каторжные работы в Соловки, рыть знаменитый Беломорский канал. Тем не менее, большевики не очень обижали Бучениса. Он был одним из немногих литовцев в руках большевиков, дабы стать заложником на случай ареста советской агентуры в Москве. Когда такие аресты там начались и многие были приговорены к петле, большевики предложили Бучениса и других трех ксендзов в обмен на приговоренных к повешению коммунистов. Таким образом, Бученис вернулся в Литву и приезжал в Лондон погостить 2 недели у своих друзей. Он очень хороший человек, очень уважает Православие и в нем нет агрессивности польских ксендзов. Обновленцев, особенно их лидеров, Бу-ченис считал за платных агентов в большем числе случаев. Многие погибли от их провокаций. Участь священников-провокаторов также печальна. Большевики, использовав их, выводят затем в расход, дабы не было лишних свидетелей. Отец Бученис уже оставил Лондон: его, кажется, перевели в Чикаго. Я сообщаю Вам все эти вещи строго лично, как они мне были сообщены в частной беседе. Как видите, сведения эти всецело интересные. Церковное будущее России Бученису представляется так. Уже теперь большинство страны впало в язычество и безбожие, и если так будет продолжаться, то постепенно Христианство умрет в России медленной смертью. Тем не менее, в России среди молодежи огромный интерес к религии. Большевики борятся с тем, что не только Библия и богословские книги изъяты из библиотек, но даже почти вся философия, включая Платона и Паскаля, даже многие книги Достоевского, Леонтьева, даже Есенина. Ученые подлежат ссылке за нахождение у них книг Милликана или Дженса, разрушающих старый материализм физики.

     Прошу святых молитв и архипастырского благословения.

                                               Ваш недостойный во Христе сын
Сергей Николаевич Большаков

    

P.S. Привет отцу Феодосию. Здешний Аббат очень болен и возможно скоро уйдет на покой, Дом Мартин, наместник, посылает привет Вам. Недостойный С. Большаков.


     Большаков Сергей Николаевич, род. в 1901 г. в СПб, автор интересной серии статей «Монашеские общины в Англиканской Церкви», напечатанных в «Воскресном чтении» №№ ? 1934 г. Варшава; «На высотах Духа». Москва. 1992 г.; «Russian Non-conformity: The Story of «Unofficial» religion in Russia». Philadelphia. 1950.

«Сергей Большаков (р. 1901 г.), эмигрант, студент из Дерптского Университета, Эстония, написал Д’Эрбиньи о желании всецело посвятить свою жизнь делу соеди-нения Русской Православной Церкви с Римом. В 1926 г. иезуит направил его в но-вооснованный бенедиктинский монастырь в Амай, Бельгия. Большаков же не обра-тился. Однако, после долгого пребывания в Амай, в течении коего находился в жарком восторге от монахов и их настоятеля Дом Ламберта Бьюдуэна (Beaudian), он отправился в путешествие на всю жизнь и экуменическую активность, в курсе коей ковал контакты между многоразличными католиками, православными и англикана-ми, объединенных проблемой возсоединения» (р. 178); «В 1932 г., по благослове-нию русского православного еп. Берлинскаго, он был включен как православный облат (т. е. мiрской ассоциированный член – пер.) англиканского бенедиктинского аббатства Нэшдома в Англии и начал прибавлять инициалы O.S.B. (Ordo Sancti Benedicti) к своей подписи. Глава бенедиктинцев Штоцинген и д’Эрбиньи оба были глубоко раздосадованы, ибо согласно им только католики могли бы быть бенедик-тинцами. Однако, будучи православным, Большаков был вне их дисциплинарной власти» (р. 220). // L. Tretjakewitsch «Bishop Mishel d’Herbigny SJ and Russia». Wuerzburg. 1990.


Г.А.Р.Ф. оп. 1, ф. 288, лл. 67-69 об.

Письмо к митрополиту Антонию (Храповицкому)

Ваше Высокопреосвященство,
Преосвященнейший Владыка!

     Обращаюсь к вам с просьбой не отказать своими указаниями разъяснить нам не-которые вопросы, касающиеся нашей духовной жизни. Желая пребывать истинными чадами Православной Церкви, мы с введением в Финляндии нового стиля решительно не знаем, как поступать. Признавая старый стиль за правильный и соблюдая его в своей жизни, мы для исполнения треб вынуждены обращаться к новостильным священникам, т. к. старостильный есть один на всю Выборгскую губ. и из г. Выборга не отлучается; таким образом, все живущие вне города, если не будут бывать в церкви своего прихода, будут лишены возможности причащаться, крестить детей, вступать в брак, напутствовать и хоронить умирающих. Между тем, от монахов, живущих при монастырях и не принявших новый ститль, мы слышали, что поступаем неправильно, что духовенство, служащее по новому стилю, впало в ересь, а с еретиками не должно иметь молитвенного общения. Для монахов, которые сами могут совершать таинства, это просто, но как быть мiрянам, тем более, что и в монастырях доступа на старостильные службы нет. Нам невозможно жить без Церкви, руководства духовного Отца и таинств, и как при этих условиях воспитывать в имеющейся у нас школе русских православных детей. Новый стиль здесь принят с благословения Константинопольского Патриарха, об отлучении Финляндской Церкви никто из нас не слыхал, наши священники и большинство монастырской братии [говорят], что это введение не касается догматической части учения Православной Церкви, другие же утверждают, что это ересь и считают служащих по новому стилю лишенными благодати. Мы же решительно не знаем, какой путь избрать, посему и решили обратиться к Вам за разъяснением этого вопроса, тяжелым бременем лежащем на нашей совести, тем более, что на нашей ответственности многочисленные души детей, нами воспитываемых. Это всё дети русских беженцев, которые в школе впервые часто слышат о Боге. Если не иметь общения с новостильным духовенством, школа будет лишена законоучителя, общего говения и т. д. Не отказывайте нам в Вашем заключении по данному вопросу, т. к. мы здесь не имеем руководителя.

Лично я год тому назад похоронила свою единственную 18-летнюю дочь, умершую от чахотки. Умерла она, как истинная христианка, безропотно переносили свою болезнь, ежемесячно причащалась Святых Таин, безропотно отошла в веч-ность, и сейчас меня мучает мысль, что я в своем неведении наставила ее на ложный путь, потому прошу Ваших святых молитв о нас грешных рабах Софии и дочери моей Натальи.
Адрес мой: Finnland, Kanneljarvi, Liikola Venalainen Koulu (Русская школа).
Rouva  S. Soboleff. 
    Буду надеяться на получение ответа на волнующий нас вопрос.
    Прошу Вашего благословения и молитв.

    1/14 августа 1934 г.               
С. Соболева

Г.А.Р.Ф. оп. 1, ф. 288, л. 70.

Ответ митр. Антония (Храповицкого) С. Соболевой

13/26 ноября 1934 г.      
С. Соболевой
     

    Конечно, принятие нового стиля вопреки всем общецерковным постановлениям и особенно принятие новой пасхалии заслуживает всякого осуждения, как ничем не-оправданное нарушение св. правил. Поэтому по первой возможности надо искать общения в таинствах со священниками, не впавшими в этот грех, и во всем сохранившими чистоту Православия. Что же касается принятия Таинств от новостильного духовенства, то вполне обязательных общих новых постановлений, запрещающих таковые, еще не было, а потому пока каждый может поступать, как ему подскажет совесть. Во всяком случае нужно, чтобы дети учились Закону Божию хотя бы и у новостильных священников.
    Дочь же Вашу Господь да упокоит в селениях праведных, а Вас да наставит и вознаградит за Вашу ревность об истине.

Митрополит АНТОНИЙ 


  наш адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
   e-mail:         


Текстовое меню
Об изданииКатакомбная Церковь/ Экклезиология/ Документы/ Полемика/рецензии
АпостасияБогословие/ Старостильники/ Богослужение/ Акты Новомученников/ 
 Новости/ История/ Ссылки/ Гостевая книга/ Персоналии/

  
 


   Восстановленное в 2005г. издание Всероссийского Вестника ИПХ "РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ".
Рейтинг@Mail.ru

  наш адрес:
   e-mail:          rus-orth@nm.ru



 
 
Rambler's Top100
Всероссийский Вестник Истинных Православных Христиан "Русское Православие"; Russian Orthodox , 1996-2003(c)Вячеслав Крыжановский, (издание возстановлено 20.01.2005), The Russian Catacomb Church of the True Orthodox Christians


Hosted by uCoz

 
 
 
 
Hosted by uCoz