|
ГАРФ. ф. 6343, оп. 1, д. 286, лл. 22-23 об.
Письмо митрополиту АНТОНИЮ (Храповицкому)
вход. №4161 в Арх. Синод от 26.V (8.VI). 34.
Serge Bolshakoff
Nashdom Abbey
Строго доверительно
5 мая 1934
Bucosham, Bruks
England
Блаженнейший Владыка!
Сердечное спасибо за Ваше письмо к Пасхе. Недавно
получил весьма интересные сообщения о положении в России, каковые спешу
Вам сообщить. Они даны мне о. Казимиром Бученисом, литовским ксендзом,
недавно вернувшимся из Советского Союза после 4 лет концлагерей. Я встретил
его здесь, в Лондоне, где он гостил у моих знакомых. Бученис, родственник
хорошо мне известного еще до войны като-лика Павиланиса, кончил Петербургскую
Рим. Католическую Духовную Академию и затем священствовал 20 лет в разных
частях России. При большевиках, за арестом католических архиереев, ему
пришлось объезжать приходы в разных частях Союза. Поэтому он знает и Украину,
и Петербург, и Москву, Крым, Кавказ, Волгу, Урал, Туркестан, Сибирь, Дальний
Восток, Север. Также знаком и с советскими верхами Москвы, с дипломатическими
миссиями, судьями, колхозами, иностранными спецами, тюрьмами, ссылками.
Человек очень умный и наблюдательный, Бученис дал преинтересные сообщения.
По Бученису Россией правят сатанисты, главным обра-зом евреи из масонской
ложи «Бнай Берит». Цель этих сатанистов не введение коммунизма, но разрушение
христианской религии и превращение России в плацдарм для покорения всего
мiра сатанистами. Все коммандные посты в Сов. России заняты евреями с небольшим
числом инородческих и русских сатанистов вроде Калинина, Ворошилова, Сталина.
Г.П.У., финансы, дипломатия, контроль армии и партии, ре-лигиозная политика
– целиком в руках евреев. Каганович, Ройземан и Литвинов – подлинные владыки
России. Все они бнай-беритовцы, как известно, и бывшие слу-жащие знаменитого
банкирского еврейского треста Я. Шиффа и Лобе в Америке, финансировавшего
русские бунты в 1905 и 1917 годах, немецкую инфляцию и т. д. Поэтому понятно,
что когда прошлым летом Рахиль Кан приезжала в Советский Союз, Каганович
встретил ее в Петрограде с императорским поездом и сопровождал ее по России
по «строям», финансированных Каном. Евреи ведут себя в России, как в завоеванной
стране, грубо и дерзко. Делается все, чтобы унизить и ослепить русского
человека, его культуру и историю. Партийная масса ненавидит евреев и глухо
волнуется, но бнай-беритовское правительство держит ее в черном теле. На
всех «строях», где был Бученис, все высшие и ответственные посты заняты
«иностранцами» – немецкими и американскими евреями – бнай-беритовцами,
а русские – если только на побегушках и часто вредят, за что их и разстреливают.
Вредительство есть протест угнетенной массы против захребетников. Бедность
в России страшная, пятилетка лопнула давно, голодовки, отчаяние, народное
недовольство. Тем не менее, положение большевиков крепкое. Во-первых, всякая
оппозиция давно разрушена: дворянство, купечество, духовенство вырезаны,
крупное крестьянство и казачество полуистреблено и истребляется методично.
Нет ничего, кроме темных одураченных масс и евреев на командных постах,
поддерживаемых иностранцами и русскими предателями, которых все благополучие
и самая жизнь связаны с совет-ским режимом. Население совершенно забито
и даже боится говорить о евреях, но называет их «они» или «итальянцы».
Глухое неудовольствие в партии и растущие темпы антисемитизма привели к
безпощадной чистке партии, откуда теперь вы-брошены все русские мыслящие
элементы и, кроме того, введена внутрипартийная агентура, и партийная контрольная
комиссия поручена Кагановичу. Вторая причина крепости большевиков: непрерывная
дипломатическая и финансовая поддержка, шедро ими окупавшая всеми банками
и капиталистами из лож Бнай-Берита. Советские предприятия сначала
финансировались разными еврейскими банками Германии, а теперь, после Хитлера,
еврейскими банками Франции и Америки. Бнай-беритовцы не только финансируют
большевиков, но и создали им образцовую ар-мию для подготовки завоевания
всего мiра сатанистами. Хитлеровский переворот в Германии несомненно разстроил
планы бнай-беритовцев и весьма обезпокоил большевиков. Молодежь устала
от материализма, интернационализма, изоляции – рвется к религии, родному
искусству, истории, науке, когда знает, что творится вне России. Эту молодежь
большевикам нелегко обуздать и в ней только шанс для России оправиться
от сатанинского плена. Если возникнет внешняя война или новый фашистский
переворот в Европе или Америке и Азии, большевики могут пасть быстро и
неожиданно. Церковные сообщения Бучениса тоже интересны. Основную причину
смуты в Русской Церкви [Бученис видит] в ее тесной связи со старым ре-жимом,
недозволявшем ни Иерархии, ни клиру, ни мiрянам никакой самостоятельности,
даже [отсутствие] церковных соборов. Образование духовенства было введено
тоже небрежно и нецерковно, равно как и система кастового клира. Всё это
при-вело к тому, что иерархия и клир, лишенные государственной [поддержки]
<неразб.>, растерялись и там появилась крайне либеральная тенденция.
Всю поли-тику в деле церковных ценностей о. Бученич считает у патриарха
Тихона ошибочной. Прежде чем идти на открытое столкновение с большевиками,
нужно было твердо удостовериться в совершенной верности Иерархии и клира
и поддержке масс. Патриарх же Тихон дал себя спровоцировать и выступил
против большевиков с предателями в рясах. Когда гонения уже начались и
пошли казни, включая раз-стрел митрополита Петроградского, патриарх Тихон
пошел на компромиссы с со-ветской властью, предав своих верных последователей
и оправдав поведение обновленцев. Этим все было погублено и великий религиозный
подъем увял или даже обратился в возмущение. Однако, не все восприняли
соглашательство Патриарха Тихона – многие ушли в старообрядчество, а иные
в секты. [В] 1924 и 1925 годах были периоды грандиозных отступничеств от
Православия в секты. На глазах о. Бу-чениса целые благочиния в Сибири перешли
в баптизм, закрыли церкви и выгнали клир. Не менее 3 миллионов перешло
в баптизм в 2 года. Из Америки приехали пас-торы, открыли молельни, библиотеки,
артели – целые уезды стали протестантским. Большевики, обезпокоенные всем
этим, закрыли молельни, конфисковали библио-теки и выслали пасторов. Для
митрополита Сергия, в сущности не было другого выхода, [как] продолжать
и углублять самоубийственную и соглашательскую поли-тику Патриарха Тихона.
Тем не менее, не нужно заблуждаться и думать, что Ми-трополит Сергий имеет
какое-то значение. Власть его – чисто иллюзорная и не идет далее Москвы
в сущности или около того. Не только многие епархии, но целые края управляются
сами, не говоря уж об автокефальных Церквах Украины, Кавказа, Си-бири,
Урала, Белоруссии и т. д. Уничтожение религии продолжается методически:
закрываются по программе церкви, уничтожаются мощи, ссылается или умерщвляется
клир, но религиозные общества продолжают существовать скрытно, хотя и они,
конечно, медленно распадаются. Одно время, по Бученису, у большевиков была
мода устраивать публичные отречения священников от Христа, даже с желанием
распять и растоптать Его. Все городские клирики должны были присутствовать
на таких собраниях. Бученис поэтому не рад. Впечатление было тяжелое. Отрицав-шийся
говорил почти всегда деревянно, как по шпаргалке, обвинял, что клир был
[сборищем?] чиновников в рясе и помогал царизму держать крепостное право
и уг-нетать народ, что [Библия – это] разные сказки, выгодные для клириков,
что Бога нет, нет и никогда [не было], что вся соль в социальной спаведливости
и коммуниз-ме, новой религи, проповеданной Мессией – Лениным. Обругав Православие,
ренегат был обязан обругать Папство, а потом старообрядцев и сектантов,
но не равви-нов. По Бученису, участь ренегатов была печальной. Большевики
соблазняли их на ренегатство обещаниями хорошего места и устроения детей
в школы. После же ренегатства они давали на несколько месяцев ренегату
местечко, а детей брали в шко-лы. Затем же, когда шумиха стихала, ренегата
ссылали в Сибирь, а детей переводи-ли в лишенцы. Бученис слышал публичные
отречения православных священников, старообрядческих и сектантских начетчиков,
мусульманских мулл и буддийских лам. Еврейские раввины никогда не выступали,
касательно же ксендзов большевики не находили никого желающего. Были среди
клира и агенты Г.П.У., один из тако-вых предал и самого Бучениса. Однажды
к нему явился в Омск почтенный обновленческий протоиерей и начал разсказывать
о том, что Православие распалось на толки, истины не разобрать, и он хотел
бы сделаться униатом. Бученис с ним познакомился, посещал его церковь,
беседовал, но говорил, что принять его не может без дозволения архиерея,
согласно правилам, и предложил обновленцу написать письмо архиерею с приложением
своего аттестата. Обновленец сказал, что боится посылать сам, а хотел бы
вложить свое запечатанное письмо в письмо Бучениса к архиерею. Тот согласился
и через 3 дня его вызвали в Г.П.У. и предъявили обвинение в том, что он
вербует тайных агентов для иностранной державы, агентуры против советского
режимо и т. д. Обновленец, бывши агентом Г.П.У., свидетельствует, что Бученис
его вербовал. После долгой канители еврей-чекист предложил Бученису тоже
стать агентом Г.П.У., обещая его сразу выпустить, оставить его приход в
покое, не преследовать и т. д. Мы с Вас много не потребуем: Вы можете не
раскрывать тайны исповеди, ибо у католиков это не дозволено. С православных
мы это требуем, ибо они обязаны так делать по Петровскому закону. Вы же,
когда к Вам будут прихо-дить за советом иностранные спецы или колонисты,
и что-нибудь скажут вредное о советской власти, Вы только пошлите письмо,
что там-то и там-то два спеца или колониста говорили против советской власти
и подпишитесь: Яковлев. Мы же всё сами поймем. Когда Бученис заявил, что
должен о сем предложении сообщить архие-рею – еврей взволновался: зачем?
зачем? Это же частное предложение. В результате Бучениса переслали в Москву,
где предлагали публично отречься от Христа за всякие милости. Когда он
и от этого отказался, его послали на каторжные работы в Соловки, рыть знаменитый
Беломорский канал. Тем не менее, большевики не очень обижали Бучениса.
Он был одним из немногих литовцев в руках большевиков, дабы стать заложником
на случай ареста советской агентуры в Москве. Когда такие аресты там начались
и многие были приговорены к петле, большевики предложили Бучениса и других
трех ксендзов в обмен на приговоренных к повешению коммунистов. Таким образом,
Бученис вернулся в Литву и приезжал в Лондон погостить 2 недели у своих
друзей. Он очень хороший человек, очень уважает Православие и в нем нет
агрессивности польских ксендзов. Обновленцев, особенно их лидеров, Бу-ченис
считал за платных агентов в большем числе случаев. Многие погибли от их
провокаций. Участь священников-провокаторов также печальна. Большевики,
использовав их, выводят затем в расход, дабы не было лишних свидетелей.
Отец Бученис уже оставил Лондон: его, кажется, перевели в Чикаго. Я сообщаю
Вам все эти вещи строго лично, как они мне были сообщены в частной беседе.
Как видите, сведения эти всецело интересные. Церковное будущее России Бученису
представляется так. Уже теперь большинство страны впало в язычество и безбожие,
и если так будет продолжаться, то постепенно Христианство умрет в России
медленной смертью. Тем не менее, в России среди молодежи огромный интерес
к религии. Большевики борятся с тем, что не только Библия и богословские
книги изъяты из библиотек, но даже почти вся философия, включая Платона
и Паскаля, даже многие книги Достоевского, Леонтьева, даже Есенина. Ученые
подлежат ссылке за нахождение у них книг Милликана или Дженса, разрушающих
старый материализм физики.
Прошу святых молитв и архипастырского благословения.
Ваш недостойный во Христе сын
Сергей Николаевич Большаков
P.S. Привет отцу Феодосию. Здешний Аббат очень
болен и возможно скоро уйдет на покой, Дом Мартин, наместник, посылает
привет Вам. Недостойный С. Большаков.
Большаков Сергей Николаевич, род. в 1901 г.
в СПб, автор интересной серии статей «Монашеские общины в Англиканской
Церкви», напечатанных в «Воскресном чтении» №№ ? 1934 г. Варшава; «На высотах
Духа». Москва. 1992 г.; «Russian Non-conformity: The Story of «Unofficial»
religion in Russia». Philadelphia. 1950.
«Сергей Большаков (р. 1901 г.), эмигрант, студент из Дерптского Университета,
Эстония, написал Д’Эрбиньи о желании всецело посвятить свою жизнь делу
соеди-нения Русской Православной Церкви с Римом. В 1926 г. иезуит направил
его в но-вооснованный бенедиктинский монастырь в Амай, Бельгия. Большаков
же не обра-тился. Однако, после долгого пребывания в Амай, в течении коего
находился в жарком восторге от монахов и их настоятеля Дом Ламберта Бьюдуэна
(Beaudian), он отправился в путешествие на всю жизнь и экуменическую активность,
в курсе коей ковал контакты между многоразличными католиками, православными
и англикана-ми, объединенных проблемой возсоединения» (р. 178); «В 1932
г., по благослове-нию русского православного еп. Берлинскаго, он был включен
как православный облат (т. е. мiрской ассоциированный член – пер.) англиканского
бенедиктинского аббатства Нэшдома в Англии и начал прибавлять инициалы
O.S.B. (Ordo Sancti Benedicti) к своей подписи. Глава бенедиктинцев Штоцинген
и д’Эрбиньи оба были глубоко раздосадованы, ибо согласно им только католики
могли бы быть бенедик-тинцами. Однако, будучи православным, Большаков был
вне их дисциплинарной власти» (р. 220). // L. Tretjakewitsch «Bishop Mishel
d’Herbigny SJ and Russia». Wuerzburg. 1990.
Г.А.Р.Ф. оп. 1, ф. 288, лл. 67-69 об.
Письмо к митрополиту Антонию (Храповицкому)
Ваше Высокопреосвященство,
Преосвященнейший Владыка!
Обращаюсь к вам с просьбой не отказать своими
указаниями разъяснить нам не-которые вопросы, касающиеся нашей духовной
жизни. Желая пребывать истинными чадами Православной Церкви, мы с введением
в Финляндии нового стиля решительно не знаем, как поступать. Признавая
старый стиль за правильный и соблюдая его в своей жизни, мы для исполнения
треб вынуждены обращаться к новостильным священникам, т. к. старостильный
есть один на всю Выборгскую губ. и из г. Выборга не отлучается; таким образом,
все живущие вне города, если не будут бывать в церкви своего прихода, будут
лишены возможности причащаться, крестить детей, вступать в брак, напутствовать
и хоронить умирающих. Между тем, от монахов, живущих при монастырях и не
принявших новый ститль, мы слышали, что поступаем неправильно, что духовенство,
служащее по новому стилю, впало в ересь, а с еретиками не должно иметь
молитвенного общения. Для монахов, которые сами могут совершать таинства,
это просто, но как быть мiрянам, тем более, что и в монастырях доступа
на старостильные службы нет. Нам невозможно жить без Церкви, руководства
духовного Отца и таинств, и как при этих условиях воспитывать в имеющейся
у нас школе русских православных детей. Новый стиль здесь принят с благословения
Константинопольского Патриарха, об отлучении Финляндской Церкви никто из
нас не слыхал, наши священники и большинство монастырской братии [говорят],
что это введение не касается догматической части учения Православной Церкви,
другие же утверждают, что это ересь и считают служащих по новому стилю
лишенными благодати. Мы же решительно не знаем, какой путь избрать, посему
и решили обратиться к Вам за разъяснением этого вопроса, тяжелым бременем
лежащем на нашей совести, тем более, что на нашей ответственности многочисленные
души детей, нами воспитываемых. Это всё дети русских беженцев, которые
в школе впервые часто слышат о Боге. Если не иметь общения с новостильным
духовенством, школа будет лишена законоучителя, общего говения и т. д.
Не отказывайте нам в Вашем заключении по данному вопросу, т. к. мы здесь
не имеем руководителя.
Лично я год тому назад похоронила свою единственную 18-летнюю дочь,
умершую от чахотки. Умерла она, как истинная христианка, безропотно переносили
свою болезнь, ежемесячно причащалась Святых Таин, безропотно отошла в веч-ность,
и сейчас меня мучает мысль, что я в своем неведении наставила ее на ложный
путь, потому прошу Ваших святых молитв о нас грешных рабах Софии и дочери
моей Натальи.
Адрес мой: Finnland, Kanneljarvi, Liikola Venalainen Koulu (Русская
школа).
Rouva S. Soboleff.
Буду надеяться на получение ответа на волнующий
нас вопрос.
Прошу Вашего благословения и молитв.
1/14 августа 1934 г.
С. Соболева
Г.А.Р.Ф. оп. 1, ф. 288, л. 70.
Ответ митр. Антония (Храповицкого) С. Соболевой
13/26 ноября 1934 г.
С. Соболевой
Конечно, принятие нового стиля вопреки всем общецерковным
постановлениям и особенно принятие новой пасхалии заслуживает всякого осуждения,
как ничем не-оправданное нарушение св. правил. Поэтому по первой возможности
надо искать общения в таинствах со священниками, не впавшими в этот грех,
и во всем сохранившими чистоту Православия. Что же касается принятия Таинств
от новостильного духовенства, то вполне обязательных общих новых постановлений,
запрещающих таковые, еще не было, а потому пока каждый может поступать,
как ему подскажет совесть. Во всяком случае нужно, чтобы дети учились
Закону Божию хотя бы и у новостильных священников.
Дочь же Вашу Господь да упокоит в селениях праведных,
а Вас да наставит и вознаградит за Вашу ревность об истине.
наш адрес:
191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
e-mail:
Текстовое меню
Об издании/ Катакомбная
Церковь/ Экклезиология/ Документы/
Полемика/рецензии/
Апостасия/ Богословие/
Старостильники/
Богослужение/
Акты
Новомученников/
Новости/ История/
Ссылки/
Гостевая книга/ Персоналии/
|
|