|
ОТЗЫВ
редакции Вестника И.П.Х. “Русское Православие”
на публикацию газетой “Русь Православная”
материалов о Катакомбной Церкви
Главному редактору газеты
“Русь Православная” К.Ю.Душенову.
Выражаем благодарность за публикацию в газете “Русь Православная” (№ 3, 2001) материалов о Катакомбной Церкви, которые, по благословению Вл. Архиеп. Амвросия (Сиверса), мы предоставили сему изданию для того, чтобы как можно большее число людей ознакомилось, хотя бы в общих чертах, с историей и учением нашей Церкви.
В статье К.Душенова “Блюдитесь, как опасно ходите…” фактический материал о Катакомбной Церкви в целом представлен правильно, особенно относительно экклезиологии.
Можно только приветствовать стремление К.Душенова освещать на страницах своего печатного органа тему Катакомбной Церкви (с некоторых пор ставшую запретной почти везде) в рамках “проблемы единства Русской Церкви”. Хотя единство это нами и К.Душеновым понимается по-разному, все же ратующие за таковое единство, кто бы они ни были, не должны игнорировать существование и голос российских катакомб. Однако, у нас есть одно преимущество: наш Вестник является официальным органом Катакомбной Церкви, тогда как газета, редактируемая К. Душеновым, является выразителем частного мнения определенной категории людей, – в основном, рядовых членов МП. Остается только пожелать, чтобы “диалог” на страницах “Руси Православной” был расширен включением в него и старообрядческого вопроса, ибо говорить о единстве Русской Церкви, полностью игнорируя проблему старообрядчества, было бы непоследовательно.
Мы сознаем, что тот большой объем материалов о Катакомбной Церкви, который мы предоставили редакции “Руси Православной”, сразу усвоить непросто, что стало следствием ошибок и неточностей, которые допустил К.Душенов в своей статье. Посему мы хотели бы сделать некоторые уточнения и исправить допущенные фактические недочеты.
Так неверна информация К.Душенова, что Вл. Амвросий – по паспорту Алексий Борисович Смирнов. По паспорту – его фамилия Сиверс. Под фамилией Смирновых скрывались его бабушка и дед (А.И. граф фон Сиверс), взяв документы умершего в 1920-е гг. крестьянина из Костромской губернии. Под фамилией Смирновых жили также родители Вл. Амвросия. Сам же Вл. Амвросий не получал паспорта до 1990 г. (все остальные ныне здравствующие иерархи нашей Церкви так и остались безпаспортниками). Подав заявление и предъявив два дореволюционных документа, сохраненных дедом, Вл. Амвросий, подтвердив ими свое происхождение, получил паспорт на имя А.Б.Сиверса (см. “Русское Православие”. 1999. № 3). В связи с этим несколько курьезно выглядит утверждение К.Душенова в его статье о том, что о. Амвросий хиротонисан в епископа “под именем фон Сиверса”(?!). Неправильно указан и год рождения Вл. Амвросия – 1963-й, тогда как в действительности – 1966-й.
Ни на чем не основаны также сведения К.Душенова о том, что еп. Амфлохий, возстановивший в 1994 г. “андреевскую” Иерархию И.П.Ц., “новые епископские хиротонии, вопреки общеизвестному правилу, намеревался совершать единолично”. Единоличную хиротонию, в крайнем случае предусмотренную канонами (напр. Кормчая патр. Иосифа. Гл. 42 Юстиниана царя), Вл. Амфилохий совершил только одну, поставив еп. Амвросия. Остальные же хиротонии были совершены уже как минимум двумя или тремя архиереями.
Несколько неккоректно выглядят данные К.Душенова о том, что, будучи еще монахом, Вл. Амвросий “перешел в юрисдикцию одной из греческих старостильных группировок”, а уйдя из нее через несколько месяцев, “два года пребывал, похоже, вообще вне всяких церковных юрисдикций”.
К сожалению, К.Душенов в своей статье не сообщает, что Вл. Амвросий принадлежит к Катакомбной Церкви по самому крещению (крещен в 1967 г. катакомбным иером. Серафимом Потоцким), там же он принял монашество и священство. Возникает впечатление, будто Вл. Амвросий то и дело “менял” юрисдикции. На самом деле, в старостильную юрисдикцию архиеп. Авксентия он не “переходил” (т. е. не принимался туда ни по какому чину, как, впрочем, и в РПЦЗ), но установил с нею неполное общение, не участвуя в таинствах (см. Анк. 5-9). Вл. Амвросий всегда был и теперь остается в одной и той же, так сказать, “юрисдикции” – Катакомбной Церкви И.П.Х. (см. “Русское Православие”. № 1 и 5, 1998).
Считаем необходимым остановиться также на статье Дионисия (Алферова) “Самосознание раскола”, опубликованной в том же номере “Руси Православной”. Подчеркнем, что его статья – также является только частным мнением одного из членов РПЦЗ, но не официальным голосом последней. Пользуясь представившимся случаем, отметим, что все писания братьев Тимофея и Дионисия Алферовых не блещут убедительностью аргументации. Они способны создавать лишь “мнения”, во многом ложные, которые они навязывают своим читателям. Подобные ложные мнения, а лучше сказать – мифологию, Д.Алферов пытается создать и в отношении Катакомбной Церкви.
В первую очередь, поднимая вопрос о старообрядчестве, Д. Алферову не следовало бы рассматривать его столь поверхностно. Д. Алферов пишет, что “к настоящему времени вопрос этот хорошо изучен и по нему имеется обширная литература”. Мы же позволим себе усомниться хотя бы в том, что литература эта хоть как то доступна подавляющей массе читателей.
Пользуясь этой недоступностью, Д.Алферов лукаво смешивает все старообрядческие согласия в некое единое сектантское сборище, основой психологии которого является якобы хула на таинства “никониан”. Это далеко не так.
Следует отличать старообрядцев “безпоповских” согласий от согласий “поповских”, т. е. приемлющих священство от Греко-Российской Церкви. Хула на “никонианские” таинства была присуща, в основном, первым; вторые же всегда отличались умеренностью во взглядах, таинства и священство новообрядцев не хулили, стремясь преодолеть раскол на относительно мягких условиях. Мешала возстановлению единства как раз фанатичная узколобость “никонианских” верхов, и меньше всего – “экстремизм” старообрядцев.
Нельзя также забывать, что и МП (1971 г.), и РПЦЗ (в 1974 г.), и ИПЦ (в 1928 г.) – аннулировали анафемы на старообрядцев, провозглашенные Московским Собором 1666-1667 г. Во всех этих постановлениях особо отмечалось, что анафемы эти не снимаются, но признаются изначально несправедливыми. Поэтому Д.Алферова, продолжающего настаивать на употреблении термина “раскольник” в отношении всех старообрядцев, можно назвать одним из последних фундаменталистов той церковной политики, которая соборне была признана ошибочной.
Со своей стороны, в успокоение смущающихся, отметим, что наша Катакомбная Церковь стоит больше на позициях Единоверия (правда, не во всем идентичного его имперскому прототипу). Ко многим негативным явлениям, народившимся исключительно на почве старообрядчества, мы сами относимся отрицательно, не сочувствуя многим его крайним уклонам, будь то клиника на “старых” обрядах или на чем другом. Смешивать же “старообрядца” Савву Морозова, финансировавшего большевиков, со всем старообрядчеством – то же, что и митр. Сергия (Страгородского) со всем православием.
Утверждение Д.Алферова, что архиеп. Андрей (Ухтомский) “перешел в 1925 г. в старообрядчество, помазав себя их миром, т. е. как присоединяющийся к Православию еретик 2-го разряда”, а также, что он “считал впавшей в ересь всю Русскую Церковь еще со времен царя Алексия Михайловича” – является откровенной неправдой. На эту клевету, пущенную митр. Петром Полянским и сергианами, сам Вл. Андрей неоднократно устно и письменно отвечал, что никакого “перехода” к старообрядцам не было и что он был и остается правящим архиереем Уфимской епархии и окормляет свою прежнюю паству, которую принял еще в 1913 г. В 1920-1930-х гг. он имел полное общение с иерархами других течений ИПЦ и, в свою очередь, признавался ими. Что касается миропомазания, то, по словам Вл. Андрея, на сей акт он получил прямое благословение еще в 1917 г. от патр. Тихона и архиеп. Антония Храповицкого, чему не возражали и старообрядцы “беглопоповского” согласия, с которыми осуществил попытку возсоединения Вл. Андрей. Сам он говорил, что сие миропомазание он воспринимал не как таинство, а как простое помазание миром в знак радости. То есть имело место именно возсоединение, но не уход к “беглопоповцам”. (Кстати, еще одной ошибкой К.Душенова является утверждение, что Вл. Андрей “единолично рукоположил для них (беглопоповцев) нескольких архиереев”. Такового архиерея он рукоположил, во-первых, только одного (еп. Климент), и, во-вторых, не единолично, а вместе с еп. Руфином. – см. “Русское Православие”. № 2, 1998).
Прочие лживые утверждения Д.Алферова об истории и учении нашей Церкви столь же несостоятельны, как и уже рассмотренные выше. Однако, ограниченное место этой публикации не позволяет нам серьезно остановиться на них, т. к. в рамках одной короткой газетной статьи осветить все вопросы не представляется возможным.
Редакция Вестника И.П.Х.
“Русское Православие”
наш адрес:
191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
e-mail:
Текстовое меню
Об издании/ Катакомбная
Церковь/ Экклезиология/ Документы/
Полемика/рецензии/
Апостасия/ Богословие/
Старостильники/
Богослужение/
Акты
Новомученников/
Новости/ История/
Ссылки/
Гостевая книга/ Персоналии/
|
|