КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
часть 2. НЕКАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ
“Исаакианский” раскол
Основателем его является ставленник “секачевцев” – еп. Исаакий. Данные об этой группе почерпнуты нами, главным образом, из “исаакианских” документов48), а также из автобиографии самого еп. Исаакия.49)
“Епископ” Исаакий. В миру Владимир Александрович Анискин, родился 24 апреля 1945 г. в Москве. Отец – персональный пенсионер 2 Главного Управления КГБ, служивший офицером контрразведки. Владимир учился в Московском Авиационно-Технологическом Институте, затем во Всесоюзном Заочном Инженерно-Строительном Институте, который окончил в 1969 г. В 1968 г. женился, но в 1975 г. расторг брак по просьбе жены. В 1977-79 гг. работал реставратором в недействующих монастырях. Крещение принял в окт. 1977 г. в МП через троекратное погружение в селе Лукино Московской обл. С мая 1979 по март 1981 г. – пономарь в храме св. муч. Адриана и Наталии в Москве. Поставлен целибатом в “диаконы” 6(19).04.1981 г. патриархийным “архиепископом” Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) в Успенском соборе г. Владимира и назначен делопроизводителем местного Епархиального Управления. 27.06(9.07).1981 г. им же и в том же месте рукоположен в “иерея”. 2(15).01.1982 г. пострижен в мантию с именем Исаакий настоятелем означенного собора “архим”. Алексием (Кутеповым) (ныне “архиеп”. Алма-Атинский) в домовой церкви при Владимирском Епархиальном Управлении. В сентябре 1983 г. переведен в Св.-Данилов монастырь в Москве, где возглавил отдел кадров. На вербовку КГБ ответил отказом. В 1982-83 гг. служил настоятелем в храмах Владимирской Епархии, где на него было произведено покушение. Духовный сын сергианского “старца” Наума. В мае 1984 г. познакомился с “секачевским” еп. Владимиром (Абрамовым), активно популяризировавшим ИПЦ среди московской интеллигенции. Под влиянием последнего разругался с наместником монастыря “архим”. Евлогием (ныне “архиеп”. Суздальский) и отправился к схимитр. Геннадию (Секачу), который принял Исаакия в “сущем сане”. По благословению Геннадия, 17/30 декабря 1985 г. рукоположен в “епископа” митр. Григорием и митр. Феодосием. Вернувшись в Москву, Исаакий начал еще более активную, чем еп. Владимир, популяризаторскую деятельность, привлекая в “катакомбы” интеллигентов, бывших зачастую совсем еще неофитами, и в краткие сроки делал их “священниками”. При таком положении дел уровень церковного сознания у большинства клириков и их паствы был очень низким, что компенсировалось весьма высоким уровнем почитания “святого владыки”, основанного на безчисленных видениях, откровениях и даже чудотворениях последнего, в которые все они, включали самого “владыку”, свято верили. Необходимо, однако, подчеркнуть, что внешне деятельность Исаакия развивалась весьма успешно. Клир и паства его множились: он основал даже два скита на Вологодчине – в дер. Ивановская и в дер. Холмовая (второй сгорел в 1991 г.), и один – в Подмосковье, а также освятил более 10 домовых храмов. С 1986 по 1990 г. Исаакием были рукоположены священники: Виктор, Валерий, Александр (ныне архим. Афанасий), ВасилийРедечкин, Олег Орешкин (принят в РПЦЗ через перерукоположение), Андрей, Алексий Власов (перешедший впоследствии к Викентию), Валентин Трофимов (принят в РПЦЗ через перерукоположение и известен там теперь как иером. Евфимий); иеромонахи: Гермоген (Дунников) (принят в РПЦЗ через перерукоположение), Антоний (Ильичев),Иларион (Светлов), Петр(Иванин)50); а также: иеродиакон Иона (Яшунский) и диакон Александр.
После неожиданной смерти 32-х летнего еп. Владимира, Исаакий остался единственным “секачевским” архиереем в Москве, что, видимо, и побудило его к мысли о расширении своих полномочий. В 1989 г. он стал требовать от главы “секачевцев” митр. Феодосия особых себе привилегий, полной самостоятельности и права самому ставить епископов из своего собственного клира, т. е. фактически претендовать на объем власти митрополита, но на все это получил отказ. Неплохо разбираясь в области магии и оккультизма, Исаакий обнаружил у Феодосия применение “черной магии” и, проведя надлежащее разследование, обвинил того в колдовстве и вампиризме, утверждая, что именно он явился виновником кончины молодого еп. Владимира (Абрамова), а также митр. Григория (который тоже был далеко не в старческом возрасте). Позднее Исаакий “прославил” обоих как “мучеников”. Кроме того, он утверждал, что Феодосий оказывает поддержку секте “параклитчиков”, ныне известной как “Богородичный Центр”51), а также исповедует еретическое учение о возможности оправдания демонов через пение ими “Херувимской песни”. Все это и послужило основанием для того, чтобы прервать общение с Феодосием и прекратить возношение его имени за богослужениями как первоиерарха, что Исаакий и сделал, подвигнув к тому же свой клир и паству. После сего он стал объезжать других “секачевских” архиереев с целью отвратить их от Феодосия или, по крайней мере, помочь в поставлении своих епископов. И хотя первое Исаакию не удалось, но игумена Илариона (Светлова) он вместе с еп. Антонием (Пилецким) все-таки рукоположил в 1990 г. В том же году, уже с еп. Иларионом, Исаакий поставил в “епископа” и другого своего клирика – иером. Афанасия (Савицкого). Так появились “исаакиане”.
После тайного поставления “епископов” Илариона и Афанасия Исаакий разослал всем известным ему “секачевским” архиереям т. н. “Исповедальную грамату”, в которой объявлялось официальное исповедание новой организации. Предполагалось, чтобы все, кто будет в общении с Исаакием, подписали ее. Кроме собственно “исаакиан”, ее поначалу подписали митр. Епифаний и архиеп. Василий (Беляк), но митр. Феодосий позднее принудил их отказаться от своих подписей. В декабре-январе 1990/91г. “исаакиане” открыли свой собор, на котором анафематствовали Феодосия (Гуменникова) за “ересь необязательности покаяния демонов для их оправдания” (Определение от 20.02(2.01).1990/91 г.), Епифания (Каминского) “как внутреннего врага Церкви” (Опр. от 20.02(2.01).1990/91 г.) и других, а также Лазаря (Журбенко) “за вражду на Церковь” (Опр. от 11(24).02.1991 г.). Среди прочих решений собора занимательно, например, прославление г. Распутина и патр. Никона (Опр. от 11(24).02.1991 г.). Параллельно с “исаакианским” состоялся и собор “секачевцев”, на котором 2/15 января схимитр. Феодосий и верные ему иерархи извергли из сана Исаакия и Антония (Пилецкого), а в отношении Илариона и Афанасия постановили не признавать законности их хиротонии.52) После такого поворота событий еп. Антоний (Пилецкий) и новорукоположенный еп. Афанасий отошли от Исаакия и вернулись к Феодосию. Афанасий ныне служит в качестве “архимандрита”, подчиняясь непосредственно митр. Епифанию (Каминскому).53) Тогда вместо ушедшего Афанасия Исаакий и Иларион (Светлов) в феврале 1991 г. хиротонисали нового “епископа” – Антония (Ильичева), который в 1993 г. полностью порвал с “исаакианами” и через крещение троекратным погружением был принят в каноническую Катакомбную Церковь. Таким образом, в настоящее время в составе “исаакианской” иерархии действуют всего два епископа – это сам Исаакий и Иларион (Светлов), который с 1994 г. ушел в “заштат” и ныне проживает в Петербурге. Известная Справка Синода РПЦЗ 1990 г. о непризнании каноничности “секачевской” иерархии и всех от нее происходящих явилась причиной ухода от “исаакиан” ряда клириков, монашествующих и мирян, ушедших частию к Лазарю (Журбенко), частию в МП или к грекам-старостильникам. Перебежчиков из числа клира Исаакий анафематствовал. Известно, что в 1990-91 г. Исаакий отправил два письма в Грецию с предложением архиеп. Хризостому Афинскому вступить с ним в общение, но ответ получен не был.54) А в 1992 г. он предпринял попытку установить молитвенное общение с еп. Гурием Казанским, прося совершить над собою хиротесию “ради документального утверждения апостольского преемства”, и с Бостоном, но получил отказ.55)
Как и все “секачевцы”, Исаакий сергианские лжетаинства признает действительными. Однако, отколовшись от митр. Феодосия, он значительно ужесточил свою экклезиологическую позицию по отношению к МП. Так, он запретил своей пастве практику причащения в патриархийных храмах (хотя и это далеко не всеми соблюдается), а клирикам – поминать на проскомидии сергианских “архиереев” и “иереев” (за исключением уж особо “благочестивых”). Помимо этого, он ввел в практику принятие людей в общение из МП через мvропомазание (но без покаяния!), а сергианских клириков через покаяние и мvропомазание, что у “секачевцев” не соблюдалось. О численности всех “исаакиан” более-менее точных данных мы не имеем, но известно, что их количество невелико. Действуют они также нелегально.