КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
часть 2. НЕКАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ


“Российская Истинно-Православная Церковь”

Фактическим основателем и руководителем этого новейшего образования является б. иподиакон РПЦЗ (в прошлом профессииональный вор) Александр Михальченков (он же Сергеев, он же Зарнадзе), в РИПЦ выступающий как “протопресвитер”. По официальной версии РИПЦ101) в 1996 г. несколько “инициативных групп православного духовенства и мiрян” (якобы из числа катакомбных общин) обратились к главе Украинской Автокефальной Православной Церкви лжепатриарху Димитрию (Яреме) “с просьбой о возстановлении епископата Истинно-Православной Церкви для возобновления ее открытого служения в России”. В июне того же года иерархи УАПЦ, архиеп. Роман (Балащук) и еп. Мефодий (Кудряков), по благословению “патриарха” Димитрия, совершили первую хиротонию для РИПЦ, рукоположив еп. Московского и Коломенского Иоанна (Модзалевского).102) Далее Иоанн (Модзалевский) и Мефодий (Кудряков) в г. Тернополе хиротонисали еп. Санкт-Петербургского и Старорусского Стефана (Линицкого)103), однако известно, что последнее рукоположение Димитрий (Ярема) до сих пор не признает.104) Следующее поставление состоялось 22 декабря 1996 г. в Москве, когда Стефан (Линицкий) и Иоанн (Модзалевский) возвели в сан “епископа” Псковского и Порховского “архим”. Серафима (Кучинского).105) О каноничности этой хиротонии Димитрий (Ярема) предоставил судить самому Иоанну (Модзалевскому), который ее впоследствии и не признал.

Тем не менее, “новорукоположенные епископы приступили к созданию Священного Синода ИПЦ и других церковно-административных органов”, а в мае 1997 г. в Минюсте РФ зарегистрировали свой т. н. “Гражданский Устав”. Первым председателем “Священного Синода” и Первоиерархом РИПЦ стал Иоанн (Модзалевский), возведенный в сан “архиепископа”.

В том же 1996 г. состоялись первые заседания новосформированного Синода, а также “1-й Поместный Собор РИПЦ”. Одним из главных его решений стало анафематствование МП. Однако, в противоречие сему, Синод РИПЦ на заседании 3 марта 1997 г. вынес постановление о возможности молитвенного общения, в исключительных случаях, с клириками МП и иных юрисдикций, с которыми РИПЦ не имеет официально установленного молитвенно-евхаристического общения.106)

28 марта 1997 г., после неудавшейся попытки примкнуть к РПЦЗ, к РИПЦ присоединился “архиепископ” Грузинского Патриархата Амвросий (Катамадзе), имевший титул Никорцминдского и Рача-Ткибульского. Принят он был в “сущем сане”. 30 марта Иоанн (Модзалевский), Стефан (Линицкий) и Амвросий (Катамадзе) хиротонисали во еп. Гайнатского и Имеретинского “архим”. Моисея (Ходжаву), который в июне 1997 г. якобы уехал в Грузию, чтобы организовать там “братскую” Грузинскую ИПЦ.

Но уже в мае 1997 г. в рядах РИПЦ произошел серьезный конфликт, вылившийся в открытый раскол. На заседании “Священного Синода РИПЦ” 26 мая большинством голосов было принято решение возложить управление Московской епархией на “Совет преосвященных московских викариев”, чем очевидно ущемлялись права “архиеп”. Московского Иоанна. Последний тут же обвинил весь Синод в ереси, прервал заседание, которое происходило в его домовом храме, и попросил всех покинуть помещение. 12 июня Иоанн в срочном порядке созвал в Москве “1-й Епархиальный Съезд”, на котором присутствовал он сам и подчиненные ему духовенство и мiряне в количестве 21 человека.107) Съезд опротестовал решение Синода и постановил отвергнуть его действия как узурпацию церковной власти в Московской епархии. Через два дня состоялось “Расширенное заседание Свящ. Синода и Архиерейского Собора РИПЦ”, оппозиционное “архиеп”. Иоанну.108) На сем заседании было рассмотрено “дело архиеп. Иоанна”, который участниками Собора обвинялся в том, что 14 апреля 1997 г. в день Пасхи причащался в алтаре с клириком МП. Однако Собор ограничился в адрес “архиеп”. Иоанна увещанием и осуждать его не стал. Далее, поскольку епархии “архиереев” РИПЦ являлись простой фикцией и совершенно никакой паствы у них не было, то все они были “освобождены” от занимаемых ими кафедр и переведены в Москву, поближе к центру всей авантюры. Было постановлено “признать Тифлисскую, Санкт-Петербургскую и Псковскую епархии РИПЦ не существующими на настоящий момент”, а “архиереям” присвоить титулы: Амвросию (Катамадзе) – Крутицкого, Стефану (Линицкому) – Дмитровского, Серафиму (Кучинскому) – Серпуховского (до этого он был направлен в Белоруссию устраивать епархию там, однако из этого тоже ничего не вышло), а новопринятому “в сущем сане” из УПЦ-КП еп. Тихону (Филиппову) – Коломенского109), предоставляя в то же время “каждому из них рукополагать, награждать, прещать и перемещать”. Также Собор пригрозил “патриарху” Димитрию (Яреме) и всей УАПЦ, что РИПЦ прервет с нею общение за принятие на Поместном Соборе УАПЦ 28-30 мая 1997 г. в Киеве Устава УАПЦ в новой редакции, где провозглашалось о признании иерархами последней особого авторитета в вопросах веры экуменического Константинопольского Патриархата. В ответ на это “1-й Епархиальный Съезд”, возглавляемый Иоанном (Модзалевским), 15 июня постановил: не признавать никаких решений “Архиерейского Собора РИПЦ”.110)

На этом, однако, Иоанн (Модзалевский) не остановился. 18 июня 1997 г. он созвал новое “Экстренное заседание Поместного Собора РИПЦ” – “по инициативе 22-х религиозных объединений РИПЦ Московской Епархии”.111) Помимо самого “архиеп”. Иоанна, участвовали подчиненные ему духовенство и миряне (всего 41 делегат). “Поместный Собор” подтвердил отпадение в ересь взбунтовавшихся и решил предпринять шаги к перерегистрации Устава РИПЦ в новой редакции.112) Также было принято весьма характерное для РИПЦ определение: “В церковной политике придерживаться позиции мирного сосуществования с государством”. Оппозиция ответила новым решительным действием, 26 июня созвав новый “Архиерейский Собор РИПЦ”113), который постановил лишить сана “архиеп”. Иоанна и запретить ряд его клириков в священнослужении, а если не последует покаяние – отлучить всех от Церкви. Также “Поместный Собор РИПЦ”, возглавляемый Модзалевским, был признан “Разбойным Собором”. В отношении МП “Архиерейский Собор” вынес следующее противоречивое определение, постановив признать МП “безблагодатным еретическим сборищем”, клир из МП перерукополагать, “духовенство и мирян перекрещивать и перевенчивать”, и в то же время – “разрешить клирикам РИПЦ отпевать мирян, состоявших в РПЦ-мП при наличии усиленной просьбы родных и близких умершего”. Такое решение понятно: в Москве “епископы” и “священники” РИПЦ повсюду возсели в моргах, отпевая за деньги всех подряд, т. к. это служит для них определенным источником дохода.

В настоящее время группы А. Михальченкова и И. Модзалевского так и существуют самостийно под одним и тем же названием – “Российская Истинно-Православная Церковь”. Впрочем, последнему, несмотря на то, что он остался практически в одиночестве, удалось заручиться поддержкой лжепатриарха Димитрия (Яремы) и всего “епископата” УАПЦ, подтвердивших полномочия “архиеп”. Иоанна как “Председателя Священного Синода РИПЦ”, и осудивших “узурпаторов”.114) Весной-летом 1998 г. И. Модзалевский пытался войти в юрисдикцую Хризостома Афинского, но, видимо, безрезультатно. В настоящее время он переехал на Украину, где занял кафедру еп. Уманского УАПЦ.

Группа же А. Михальченкова выглядит, конечно, более представительной. К тому же она успешно пользуется покровительством властей.115) Быстро оправившись от нестороений, РИПЦ Михальченкова предприняла еще ряд поставлений и принятий в ряды своей псевдо-иерархии. Согласно официальной версии, 21 сентября 1997 г. Амвросий (Катамадзе), Стефан (Линицкий) (первый к тому времени был возведен в “митрополита”, второй – в “архиепископа”) и Моисей (Ходжава), приехавший по такому случаю из Грузии, рукоположили в “епископа” Волоколамского, вик. Московской епархии, “архим”. Рафаила (Прокопьева). На деле же Рафаил был принят в “сущем сане” из ИПЦ-КП.

19 октября 1997 г. в РИПЦ состоялась еще одна хиротония: Амвросий (Катамадзе) и Рафаил (Прокопьев) на Санкт-Петербургскую кафедру, вместо ушедшего обратно в МП Серафима (Кучинского), поставили еп. Сергия (Моисеенко). Из юрисдикции Валентина Суздальского в “сущем сане” были приняты еще двое “епископов”: Арсений (Киселев), ранее отвергнутый РПЦЗ, в которую просился, и Александр (Миронов). Киселев занял Владимирскую и Муромскую кафедру, а Миронов был назначен еп. Казанским и Марийским. В конце мая 1998 г. в с. Смолдиярово под Казанью состоялся очередной “Архиерейский Собор РИПЦ”, на котором Рафаилом, Александром и Арсением был рукоположен во “епископа” бывший “архимандрит” Валентина Суздальского Дидим (Нестеров), в прошлом “священник” МП, лишенный сана по обвинениям морального характера и также увлекавшийся колдовством.

Вскоре безынициативному Амвросию (Катамадзе) пришлось уступить первенство Рафаилу, а осенью 1998 г. Катамадзе вовсе покинул РИПЦ и некоторое время стал служить где придется в храмах МП, в Москве и Московской обл., как простой “архимандрит”. Позже к нему, однако, примкнули Арсений (Киселев), Александр (Миронов) и еще несколько грузинских “епископов”, рукоположенных Катамадзе, которых последний возглавил в качестве “митрополита” и “главы Синода”. Летом 1999 г. в РПЦЗ попросился Александр (Миронов) и его дело находилось в стадии рассмотрения.116) И как стало известно по последним данным, сам А. Михальченков в 2000 г. был поставлен в женатого “епископа”, но вскоре ушел в униатство.

В настоящее время РИПЦ распалась на целых три “Синода”.116а)

Состав 1-го:

1. Митр. Московский Рафаил (Прокопьев). Ныне именует себя “Блаженнейший митрополит Московский, хранитель дверей Гроба Господня”.

2. Архиеп. Санкт-Петербургский и Старорусский Сергий (Моисеенко).

3. Еп. Нижегородский Филипп.

4. Еп. Красноярский(?) Георгий (Коковин).

Состав 2-го:

1. Митр. Московский и Коломенский Амвросий (Катамадзе).

2. Архиеп. Крутицкий и Владимирский Арсений (Киселев).

3. Архиеп. Казанский и Марийский Александр (Миронов). В окт. 2000 г. подал прошение о принятии на Собор РПЦЗ.

4. Архиеп. Пензенский и Симбирский Тихон. (Филиппов).

5. Еп. Гайнатский и Имеретинский Моисей (Ходжава).

6. Еп. Гельсингфорский и Прибалтийский Назарий.117)

7. Еп. Потийский и Мегрельский Николай.

В большинстве епархий сей группы находится от одного до трех приходов и примерно столько же “священников”. В частности в ее ведении находятся несколько исторических храмов (в с. Санино Владимирской обл., в с. Поселки Пензенской обл.). Возможно, к сему “Синоду” примыкают еще два “епископа”: Варфоломей и Варсонофий.

Состав 3-го:

1. Митрополит Тверской и Дмитровский Стефан (Линицкий),

2. Архиеп. Крутицкий Вячеслав (Лисовой).

3. Архиеп. Выборгский Дидим (Нестеров).

4. Архиеп. Пятигорский и Кавказский Кириак (Тимирциди). Хиротонисан 7.01.2000 г. Стефаном (Линицким), Вячеславом (Лисовым) и неким “епископом ИПЦ” Михаилом (Вишневским).

5. Еп. Венедикт (Молчанов). Хиротонисан 16.01.2000 г. Стефаном и Кириаком.

6. Еп. Валентин (Астафьев). Хиротонисан 6.02.2000 г. Стефаном, Кириаком и Венедиктом.

7. Еп. Санкт-Петербургский Сергий (Саркисов). Хиротонисан (на самом деле перерукоположен) 18.03.2000 г. Кириаком, Венедиктом и Валентином (Астафьевым).

8. Еп. Виталий (Кужеватов). Хиротонисан 7.05.2000 г. Кириаком, Валентином и Сергием (Саркисовым).

9. Еп. Ростислав (Мельников). Хиротонисан 25.05.2000 г. Стефаном и Венедиктом.

Сия группа именуется “Православная Церковь Возрождения” и характерна либерально-обновленческими тенденциями, приняв решение о рукоположении женатых “епископов”, (первым из коих стал, по некоторым данным, сам А. Михальченков). Также ею принято католическое учение о “неизгладимости священного сана”, объявлено о переходе на новый календарный стиль, “на какой перешли повсеместно все христианские церкви”, о “ослаблении дисциплины постов”, сокращении служб, возможность богослужения на русском языке (по желанию верующих), в сентябре 2000 г. прославлен А. Мень.

Как мы видим из этого краткого описания, подобно всем вышеописанным самозванцам, все сии группы не имеют никакого канонического (апостольского) преемства хиротоний своего клира и епископата, происходя от явных еретиков, но представляют собою конгломерат разнообразных авантюристов и жуликов, понабежавших отовсюду и решивших организовать “собственное дело”. Их связи со спецслужбами ельцинского режима не только ни для кого не секрет, но представители РИПЦ этого почти не скрывают.118) Также хорошо известно, что продвижение по иерархической лестнице в сей юрисдикции обезпечивает, прежде всего, лоббирование лиц, духовно и сексуально извращенных (гомосексуалистов119) и колдунов). На этой основе и подбираются кадры в РИПЦ в целях дискредитации самой идеи Истинного Православия как такового, в чем заинтересованы всем известные силы.

В экклезиологическом отношении РИПЦ также несостоятельна, поскольку выносит противоречивые и взаимоисключающие решения, а “Церковь Возрождения” и явно обновленческие.

Освященный Собор Катакомбной Церкви ИПХ 14.06.1997 г. вынес определение об анафематствовании ереси самозванцев, считающих, что одно лишь наименование себя “Истинно-Православной Церковью” уже причисляет их к таковой.120) Подобными самозванцами следует считать не только РИПЦ, но и все вышеописанные группировки, которые не имеют исторического основания в принадлежности к канонической Катакомбной Церкви ИПХ.

     Продолжение


  наш адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
   e-mail:         


Текстовое меню
Об изданииКатакомбная Церковь/ Экклезиология/ Документы/ Полемика/рецензии
АпостасияБогословие/ Старостильники/ Богослужение/ Акты Новомученников/ 
 Новости/ История/ Ссылки/ Гостевая книга/ Персоналии/

Rambler's Top100
Всероссийский Вестник Истинных Православных Христиан "Русское Православие"; Russian Orthodox , 1996-2003(c)Вячеслав Крыжановский, (издание возстановлено 20.01.2005), The Russian Catacomb Church of the True Orthodox Christians


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz