КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
часть 2. НЕКАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ
“Викентьевцы”
Эту группировку изначально возглавлял известный религиозный авантюрист, гомосексуалист и проходимец Викентий (Чекалин). Сведения о нем мы имеем с его собственных слов78), а также от лично знавшего его еп. Исаакия (Анискина).79)
“Епископ” Викентий. В миру Виктор Владимирович Чекалин. Родился в семье видного партийно-хозяйственного работника. Закончил Тульский политехнический институт, где был заместителем секретаря комитета комсомола, что соответствовало должности секретаря райкома ВЛКСМ. Работал экономом и делопроизводителем Тульского епархиального управления МП. Рукоположен целибатным “диаконом” в 1982 г. “архиеп”. Тульским и Белевским Германом (Тимофеевым). Тогда же тайно присоединился к “секачевцам” и по благословению митр. Феодосия (Гуменникова) осуществлял параллельное служение в МП. С августа 1983 г. переведен в Св.-Данилов монастырь, в бытность там Исаакия, где нес послушание келаря, но через 9 месяцев был смещен с должности за растрату 3-х тыс. руб., выданных ему на служебные нужды. В мае 1984 г. окончательно покинул МП, и весной-летом того же года “рукоположен” во “священника” митр. Феодосием (Гуменниковым) и им же пострижен в монашество с именем Викентия. Через два месяца написал донос в местный отдел КГБ г. Зеленчука с описанием места жительства и занятий “митрополитов” Геннадия, Феодосия и Григория, живших без прописки в доме у престарелой схимонахини. Это послужило к тому, что “митрополиты”, узнав о провокации Чекалина, спешно переехали в иное пристанище. После этого В. Чекалин уехал в Крым, где устроился школьным учителем, скрывая сан. (По другим данным в марте 1986 г. устроился школьным учителем труда и математики в с. Ягодное Калужской обл.) Вскоре пойман на “купании” вместе с мальчиками-пионерами из своей школы и арестован 28 августа 1986 г. Полгода провел в Калужской тюрьме, из них 3 месяца в одиночке. В январе 1987 г. приговорен за “развратные действия в отношении несовершеннолетних” к 3,5 г. принудительных работ в Калужской обл. Работал на стройках в спецкомендатуре. Свою виновность категорически отрицал. Освобожден по амнистии в 1988 г. и вернулся в Тулу. До своего рукоположения состоял в браке, который расторг и от которого имел сына. Вскоре выясняется, что будучи уже “диаконом” он заключил вторично брак со своей бывшей женой (по другой версии женился на матери бывшего ученика), которая вскоре скончалась от рака. Мальчика усыновил, потом выгнал (видимо, за то что отказывался удовлетворять его похоти). За второбрачие лишен сана “патриархом” Пименом 15 мая 1986 г. К марту 1988 г. проживал в Москве. В 1988 г. был тайно поставлен в “епископа Тульского” секачевским еп. Владимиром (Абрамовым), в сослужении сергианских “митр”. Калининского и Кашинского Алексия (Коноплева) (
1988) и “еп”. Житомирского и Овручского Иоанна (Бондарчука) (
1994).80) Вместе с Бондарчуком участвовал в поставлении первых “епископов” для УАПЦ. В 1989 г., по приглашению митр. Виталия, который предложил ему “исправить хиротонию”, посетил Джорданвилль, где сослужил с клиром РПЦЗ. Однако после кражи антиминса и священных сосудов в одном из храмов, в общении ему было отказано. А в декабре 1990 г. он к тому же был запрещен в священнослужении “секачевцами”. Тогда Викентий перешел к униатам и 4.01.1991 г. получил во Львове признание от “архиеп”. Владимира (Стернюка), долгое время проведшего в подполье и лагерях. 10.01.1991 г. Стернюк подписал грамату о поставлении Чекалина первоиерархом “Российской Православной Кафолической Церкви”, и уже в марте того же года он подает прошение в Верховный Совет РСФСР о регистрации этого образования. В новой организации выступал как “епископ Ясно-Полянский”. На 1991 г. его паства, по его словам, насчитывала ок. 1000 чел. Имелись общины в Вост. Латвии, Самаре, Туле, Москве, Ставрополе. Московскую общину возглавлял о. Алексий Власов.81) Вскоре, однако, паписты Викентия изгнали, и он переметнулся к старокатоликам, но и те его через некоторое время отвергли. Сам Викентий страдает тяжелыми душевными недугами, и в то же время проводит консультации как психолог по вопросам семейной жизни и на др. темы. Таким образом, ничего путного Викентию создать так и не удалось, – видимо, не хватило “талантов”. Последователей практически нет, а те, кто были – разбежались кто куда. В настоящее время, бросив все, служит в Австралии простым “священником” одного из крайне либеральных течений Епископальной Церкви. Живет с сыном своих знакомых, мальчика не возвращает, родители в панике (сыну скоро 16 лет).
Но все же у Викентия нашлись преемники.82) Их биографические данные выглядят следующим образом:
“Митрополит” Михаил. Михаил Эдуардович Анашкин, по кличке “Мишка-Крест”, род. 30.07.1963 г. в Москве, где окончил юридический техникум. Давний знакомый Н. Ломекина. Состоял в нелегальной московской общине сергианского “архиеп”. Варфоломея (Ремова), в 1930-х гг перешедшего в католичество. 1980-82 гг. окончил юридический техникум. 1982-84 гг. служил в армии. В 1984-87 гг. преподавал в среднем специальном учебном заведении в Москве. В нач. 1980-х гг. стал прихожанином а затем секретарем настоятеля московского католического костела св. Людовика, откуда, с санкции КГБ, направлен на учебу в Рижскую католическую семинарию, где с 1987 по 1990 гг., состоя в должности секретаря ректора еп. Вильгельма (Нюкши), исполнял функции осведомителя, о чем знали все учащиеся. Возвратившись в Москву, поставлен в “диакона” католическим “архиепископом” (возможно, Стернюком) и некоторое время служил в костеле св. Людовика на Малой Лубянке. В “епископа” поставлен Викентием (который и передал ему всю свою организацию) совместно с патриархийным “епископом” Красноярским и Енисейским Антонием (Черемисовым), который получил за это крупную взятку. (По другим данным в нач. 1990-х гг. якобы выехал в Париж, где сан “священника” получил от некоего греческого епископа, затем в присутствии двух католических “епископов” хиротонисан в “епископа”.) Повидимому, именно Михаил являлся разработчиком странной доктрины “Российской Православной Кафолической Церкви” и подтолкнул Викентия к униатам. В ноябре 1993 г. по реквизитам Викентия Михаил в Управлении юстиции г. Москвы зарегистрировал 4 прихода: в Москве (во имя 12-ти Апостолов и Софии, Премудрости Божией), Климовске и Дедовске. М. Канашкин связан с уголовным миром, в частности, с владельцем концерна “Русское Золото” неким А. П. Таранцевым, которого в конце марта 1998 г. встречал из США, где тот был арестован. С 1991 г. стал одним из руководителей концерна, вошел в совет директоров. По некоторым сведениям, якобы владеет 2-3 приисками. Имеет личную переписку с Ридигером, которому от имени концерна было сделано достаточно крупное пожертвование на возсоздание Храма Христа Спасителя. В 1996-97 г. с Канашкиным в переговоры пытался вступить А. Михальченков, но ни Никон, ни Михаил соединиться с ним не согласились, предпочитая существовать раздельно. С 7.01.1996 г. – по решению “Священного Архиерейского Синода РПКЦ” – “архиепископ Московский”. С 17.03.1996 г. – по решению “Собора РПКЦ” – “Блаженнейший Митрополит Всероссийский, Председатель Священного Синода РПКЦ”.
“Архиепископ” Алексий. Александр Владиславович Лобазов, род. 16.08.1961 г. в Москве. С 1981 г. по окончании учебы работал в Государственном Историческом Музее в Москве. В 1982 г. пострижен в иночество с именем Алексий “архим”. Авраамием в Виленском Св.-Духовом мон-ре МП. 1982-88 гг. работал в библиотеке Ветеринарной Академии в Москве, затем в информационной службе проектного института в Москве, одновременно являясь послушником Подворья Антиохийского Патриархата в Москве. С 1995 г. – по решению “Синода РПКЦ” – “Архиеп. Владимирский и Суздальский”. С 1996 г. – “управляющий Московской епархией РПКЦ”.
“Епископ” Мануил. Настоящее имя – Роман Потёмкин. Но по нынешней официальной версии он, поменяв паспорт, – Мануил (или Михаил?) Григорьевич Платов, род. в 1960 г. в Москве. Гомосексуалист. 1975 г. – послушник (прислужник) при Богоявленском Патриаршем соборе в Москве. В 1975 г. арестован за мелкую кражу, по малолетству оправдан. Позже еще четырежды привлекался к уголовной ответственности за кражи, хулиганство и хранение оружия, но каждый раз признавался “невменяемым”. 1977-1979 гг. – послушник в Крутицко-Коломенской епархии. 1980 г. – послушник Виленского Св.-Духова мон-ря МП, секретарь еп. Виленского Викторина (Беляева) († 17.03.1990). Пострижен в мантию с именем Мануил “архим”. Авраамием, кем и завербован в КГБ в нач. 80-х. Стал руководителем “департамента чистой совести”, занимавшегося “разведкой и контразведкой внутри РПЦ”. Занимался “разработкой” А. Меня по заданию КГБ. В иеродиакона рукополжен, видимо, в МП, в иеромонаха (по его версии) – в ИПЦ (возможно, бывшими катакомбными униатами). В 1988 г. – один из организаторов церковно-общественной правозащитной организации “Братство Диалога”. Возведен в “игумены ИПЦ” (неизвестно кем). В 1989 г. задержан по обвинению в работе с фальшивыми документами и организации убийства в СПб. Позже было предъявлено обвинение в причастности к убийству А. Меня. 3,5 года в заключении в Бутырской тюрьме, в 1993 г. освобожден за недостаточностью улик. Духовник уголовных авторитетов Песо, О. Контришвили (коего отпевал) и др. По освобождении выехал в Испанию, где некоторое время преподавал церковную историю. По возвращении 17.06.1996 г., после возведения в “архимандриты” и по избрании “народа”, хиротонисан Михаилом (Анашкиным) и Алексием (Лобазовым) в “еп. Климовского, вик. Московской епархии РПКЦ”. Духовник “Матросской тишины”, “Бутырок”, пересыльной тюрьмы “Красная Пресня”, детского СИЗО на “Водном стадионе”, женской колонии в “Текстильщиках”, а также колоний в Икше, Можайске и Покрове. Имеет прочные связи с уголовным миром. По взглядам – пацифист. В одном из интервью заявил, что торговлю наркотиками не считает грехом. Осенью 1998 г. по распоряжению Лужкова МП помешала Михаилу строить в Дорогомилове храм св. Николая Чудотворца, по коей причине уже построенное пришлось разбирать. С 1998 г. – “еп. Серпуховской”, настоятель домового храма свт. Филиппа митр. Московского. В сентябре 2000 г. арестован по обвинению в педофилии.82а) По решению (Синода РПКЦ?) запрещен в священнослужении.
“Священный Архиерейский Синод РПКЦ” состоит из 5 членов. В феврале 1994 г. Управлением юстиции г. Москвы зарегистрирован “Центр Кафолической Православной Церкви” по адресу на ул. Покровке, д. 35/17.
По оценкам руководства “РПКЦ”, в каждой из существующих зарегистрированных общин насчитывается до 200 прихожан. Всего таких общин ныне насчитывается ок. 12. Культовых зданий приходы не имеют, богослужения, таинства и обряды совершаются на частных квартирах.
В доктринальном отношении “викентьевцы” считают, что “РПКЦ” есть продолжение Вселенской Церкви в поместном (русском) варианте и одновременно является правопреемницей “катакомб”. Факт отпадения Западной Церкви в раскол в 1054 г. отрицается. Служба совершается по неслыханному обряду на современном русском языке, где смешаны как православные, так и латинские чины, однако введенные папистами безбрачие всего духовенства и григорианский календарь не употребляются. “Духовенство” не носит бород и ведет светский образ жизни. По свидетельствам бывш. членов РПКЦ, среди иерархии процветает содомия. Мiряне причащаются под двумя видами раздельно (см. 101-е правило VI Всел. Соб.), а также введен древний институт диаконисс. “Таинства” МП признаются, хотя Мануил, к примеру, благодатность сергиан отрицает.
В июле 2000 г. через прессу получила широкое распространение версия о том, что сия группировка ведет свое каноническое преемство от “даниловецев”. Анашкин утверждает, что 10.10.1989 г. в диакона, а 14.10.1991 г. в иерея он был хиротонисан еп. Ионой (Аракеловым) (сведения о нем см. в главе “Даниловцы”), став при нем помощником по управлению подмосковной Зарайской епархией (которою еп. Иона стал управлять, видимо, с нач. 1970-х гг. после смерти еп. Зарайского Иоанна). В то же самое время – 3.12.1990 г. в иеродиакона, и 4.12.1990 г. в иеромонаха в Париже от еп. Никандра (Овсюка) рукоположился А. Лобазов. Далее 31.03.1991 г. в Праге, по возведении в сан архимандрита, Лобазов был поставлен в еп. Муромского, вик. Владимирской епархии, еп. Никандром (Овсюком) и проживающим в Праге еп. Максимом (Харалампиевым) (данные о двух последних помещены в главе “Катакомбная Церковь Заграницей”). Оставшись за границей, Лобазов до 1993 г. занимался “научно-церковной и пастырской работой во Франции и Великобретании”. Вернувшись в Россию, 11.07.1993 г. Лобазов, совместно с еп. Ионой, принял участие в хиротонии Анашника в еп. Волоколамского, вик. Московской епархии. Хиротония состоялась в разрушенном храме на месте кончины свт. Иоанна Златоуста близ с. Команы на Кавказе (Новый Афон). Анашкин служит в Москве, возглавляя приход 12-ти апостолов.
По сообщению Мануила с РПКЦ в настоящее время состоит в общении некто
Еп. Феодор по фамилии Коробейников, род. в 1953 г. В иночество пострижен в катакомбах в кон. 1970-х гг., тогдаже рукоположен в иеродиакона и иеромонаха (кем – неизвестно). В епископа хиротонисан в 1982 г. какими-то двумя катакомбными епископами из Сибири. С 1990-х гг. проживает в Архангельске.
После сих событий в РПКЦ стала отрицаться какая-либо причастность к деятельности Викентия Чекалина, тем более преемственность от него (по крайней мере, так заявляет Потемкин-Платов). В настоящее время предоставленная иерархами РПКЦ информации проверяется и если их данные правдоподобны, то общий вывод из их деятельности ясен: группа авантюристов и жуликов (или даже хуже того) каким-то образом смогла связаться с катакомбными иерархами и с помощью очковтирательства принять от них хиротонии (точнее перерукоположения), скрыв свою прошлую деятельность и подлинные намерения.