Епископ АМВРОСИЙ Готфский (граф фон Сиверс)

Метаморфозы идеологии РПЦЗ  

Какова идеология РПЦЗ? – О, сие в есьма таинственное дело, в коем невозможно найти ни начала, ни конца. Однако попробуем разобраться в сем.

Несомненно, что краеугольным камнем идеологии Зарубежной церкви всегда являлся антикоммунизм, и отнюдь не такой декларированный, как в последнее время, а самый что ни есть последовательный и даже воинствующий. Так сие выразилось на Карловацком I-м Всезарубежном Соборе в 1921 г. в виде Обращения к Мiровой Генуэзской Конференции, и, что самое главное, – в генеральной политической доктрине, формально и ныне имеющей продолжение: в монархизме. Так в "Послании к чадам Русской Православной Церкви в разсеянии и изгнании сущим" имеются такие слова: "Да вернет на всероссийский Престол Помазанника, сильного любовью народа, законного православного Царя из Дома Романовых..." 1. Интересно, что при всей своей притягательности, монархия (к тому же с Царем из Дома Романовых) уже к 1921 г. казалась анахронизмом, если вспомнить, что уже была Февральская революция и ни одно белое антикоммунистическое правительство сии идеи не разделяло и что хотя бы не нашлось никого, кто пожелал бы помочь спастись Царской Семье. (В связи с монархизмом РПЦЗ следует указать на один нюанс. Только монархической идеей объясняется отсутствие сотрудничества с фашистами и нацистами, чьи идеи казались Иерархии РПЦЗ революционными, в отличие от евлогиан, во время войны неожиданно забывших свой либерализм и устами своего клирика о. Иоанна (кн. Шаховского) 2 воспевших Гитлера, и митр. Платона (Рождественского) 3 , в США весьма поддерживавшего местного фашистского фюрера русских Вонсяцкого. В РПЦЗ исключением из правил являлись дальневосточные иерархи 4 , плотно сотрудничавшие с РФС Родзаевского, и Серафим (Лукьянов) митр. Западно-Европейский, не иначе как поддавшись обще-евлогианскому духу, вначале воспевший Гитлера, а по окончании войны – Сталина 5 .) Возвратимся к пресловутому монархизму, – все было бы в нем хорошо: чем плоха такая идея? – но на протяжении 60 лет всегда имелось нечто, представлявшее сию идею несерьезной. Се есть то, что практически все претенденты на Престол оказывались или авантюристами, или аморальными типами, или просто негодяями, или как Вел. Кн. Владимир Кириллович: он вдруг прибыл в б. СССР,, пошел молиться в МП, а, умерев, получил погребение в СПб, где его отпевал ЧКистский кадровый "патриарх" "Дроздов"! Конечно, не менее гадостна история с лже-царевичем Голеневским (т. е. "Алексеем"), коего венчал сам еп. Григорий (Граббе), как истинного Царевича !6

Следующим важным пунктом идеологии РПЦЗ являлись традиционализм и антимодернизм. Не секрет, что когда обновленчество на "Всеправославном Конгрессе в 1923 г. дало о себе знать, как явление уже не российское , но разъедавшее всю православную ойкумену, именно РПЦЗ возвысило впервые свой голос против и возстала супротив неистовства обновленцев в Сов. России 7 . (Реформы международных обновленцев разрешали второбрачие духовенству, сохранение иерейства вступившим в брак монахам-разстригам, сокращение и изменение служб, отмену священных одежд, либеральную практику Крещения, женатый епископат, новый календарный стиль и т. д...) Однако со временем, и особенно с 1950-х гг. традиционализм оказывался все более и более пропагандистским, нежели по существу дела. Уже в 1950-х гг. прогремел скандал с еп. Нафанаилом (Львовым), имевшим жену и 3-х детей, что он временно даже значился, как иерей Василий 8 . Но все улеглось, и взбаламучивалось, лишь когда время от времени происходил тот или иной конфуз. Великие отклонения стали вскрываться при изследовании, кто как присоединен к Православной Церкви от еретиков, особенно когда последние становились кандидатами в иереи. Учитывая, что РПЦЗ всячески воспевала до-петровскую Русь, где еретиков, присоединяя, крестили в троекратное погружение9, и к тому же выпустила подобное Определение Арх. Собора от 15/28.08.1971 г., включенное в § 72 "Руководственных Правил"10, – то становится непонятно и сомнительно, когда вскрылось, что такие канонические положения весьма слабо (подобно МП) соблюдаются в РПЦЗ, особенно в Зап.-Европейской Епархии. Крупный скандал произошел в 1977-78 гг., когда начальник Православной Португальской Миссии архим. Клавдий, устав от проповедания ему Св. Руси, обратился к первоиерарху Церкви ИПХ Греции архиеп. Авксентию (Пастрас) с просьбой принять его под омофор. При изследовании обнаружилось, что принят из латинства сий Клавдий чрез Мvропомазание, что весьма опечалило старостильников. Так архиеп. Авксентий заново крестил, постриг в монашество и рукоположил во все 3 священные степени Клавдия, что вызвало невероятный вопль Антония (Бартошевича) арх. Женевского, возмущавшегося непризнанием его прежних священнодействий 11. После сего случая приходящих из РПЦЗ людей старостильники стали пристально изследовать и выяснились весьма многочисленные безобразия.

Третье, весьма важное, положение в идеологии РПЦЗ занимало обличение сергианства МП. Стоит вспомнить, что тотчас после издания безстыдной "Декларации" митр. Сергия (Страгородского) в 1927 г. Арх. Собор РПЦЗ издал "Окружное Послание", в коем, в частности, говорилось: "Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить сношения с Моск. церковной властью в виду невозможности нормальных сношений с нею и в виду порабощения ее безбожной советской властью...", хотя "заграничная часть Русской Церкви почитает себя неразрывною, духовно единою ветвью Великой Русской Церкви. Она не отделяет себя от своей Матери-Церкви и не считает себя автокефальною" 12. Как только в СССР появились "непоминающие" – т. е. Истинно-Православная Церковь (иначе Катакомбная Церковь) она и стала подразумеваться под Матерью-Церковью, а МП обличалась в ереси сергианства. Но во время 2-й Мiровой Войны ориентиры были вдруг пересмотрены: в РПЦЗ в массовом порядке стали автоматически приниматься сергиане (и клир, и народ) и даже обновленцы. (Так обновленческие "епископы" Игнатий Жебровский и Николай Автономов были приняты в РПЦЗ в сущем сане, утвердившись первый – на венской, второй – на мюнхенской кафедрах, откуда низверглись лишь благодаря энергичным действиям православной паствы.13) Позже, не переставая обличать ересь сергианства 14, РПЦЗ чуть приостановила поток сергианско-обновленческих клириков, предлагая им нижеследующую присягу: "Я, нижеподписавшийся б. клирик МП, рукоположенный... (таким-то епископом, там-то и тогда-то)... прошу о принятии меня в состав клира РПЦЗ. Искренно сожалею о своем пребывании в клире МП, находящейся в союзе с безбожной властью . Отметаю все беззаконные действия Московского священноначалия в связи с поддержкой им богоборческой власти и обещаюсь впредь быть верным и послушным законному священноначалию РПЦЗ"5. Будучи осведомленными от ушедших на Запад с немецкими войсками "катакомбников", что сергианство, как ересь, анафематствовано еще в 1928 г.16, в РПЦЗ предпочитали вопрос в догматическую плоскость не переводить, оставляя все на уровне полемики. Более жесткое положение возникло перед III-м Всезарубежным Собором, когда евлогиане и американские автокефалисты допытывались у РПЦЗ: признает ли она таинства у МП или нет17, на что Зарубежный Синод никакого вразумительного ответа не дал. Однако уже в "Послании III Всезарубежного Собора православному Русскому Народу на Родине" мы находим такие слова: "Верные архипастыри, пастыри, иноки и мiряне по обе стороны железного занавеса едины. Вместе они составляют Св. Церковь Русскую – неделимую! как неделим нешвенный Хитон Христов"18. Дабы понять, с кем сие единство и неделимость, в Послании специально упоминаются арх. Иларион (Троицкий), арх. Ермоген (Голубев), Николай Гайнов, Дмитрий Дудко, Б. Талантов, А. Солженицын – т. е. лица, не только не принадлежащие к ИПЦ, но и, наоборот, служащие в МП. Еще более печальное впечатление оставило "Послание Собора Епископов РПЦЗ" сент. 1976, где в части, озаглавленной "К священникам МП", сказано: "Мы целуем Крест, который вы также несете на себе... Мы знаем о вашем подвиге, мы читаем о вас, мы читаем то, что вы пишете, мы молимся о вас и просим ваших молитв о нашем стаде в разсеянии сущем. Христос посреди нас! И есть и будет!"19. Помимо очевидной лживости, интересно, что форма приветствия "священникам" МП избрана литургическая, наводящая на мысль об общении (запрещенном еще в "Завещании" 1957 г. митр. Анастасия), имеющемся все равно, хотя и неофициально. Ну, и уже всякие сомнения исчезают после выступления еп. Григория (Граббе), в коем однозначно заявлено вышеуказанное единство20. Арх. Антоний Женевский, всегда более откровенный, еще в 1970-х гг., в одном из своих открытых писем к Дудко писал в "Посеве": "...Покойный Архиеп. Иоанн (Максимович), всеми у нас уважаемый и любимый, говорил так: "Официальная Церковь в России, конечно, благодатна, хотя отдельные Архиереи ведут себя недостойным о бразом!" Как видите, мы никогда не дерзали отрицать благодатность официальной Церкви; ибо верим, что таинства, совершаемые священнослужителями ее, суть таинства. Поэтому наши епископы принимают в Зарубежную Церковь ваших священнослужителей в сущем сане.

Мы знаем, что в официальной Церкви много истинных пастырей, исповедников, мучеников, до которых нам, грешным, далеко... приезжающие от вас катакомбники... порицают нас за то, что принимаем священнослужителей от вас в сущем сане, отказываются причащаться у нас!.." 21 Именно в связи с сим следует разсматривать странное решение Арх. Собора 3/16.05.1990 г., ибо впоследствии будет издана за подписью секретаря Германской Епархии свящ. Н. Артемова официальная брошюра, где просто говорится: "В отличие от греков-старостильников РПЦЗ никогда принципиально не отрицала благодатность таинств МП" 22 , а в 1992 г. разсылается (по благословению арх. Антония Женевского) открытое письмо К. И. Ренненкампф в редакцию журнала "Златоуст", спокойно указующего, что "Зарубежная Церковь никогда не считала рукоположенных священнослужителей МП не благодатными. В моем скромном приходе Парижской окрестности, когда его посещает священнослужитель из МП, а это бывает все чаще и чаще (и я не думаю, что визы они получают через посредство КГБ), наш настоятель приглашает их в алтарь, и они в епитрахили присутствуют на богослужении". 23 В связи с вышеизложенным, следует заметить, что РПЦЗ полностью отвергает ныне понятие сергианства, как ереси, а все сводит до уровня несерьезной полемики.

У РПЦЗ есть еще один интересный пункт идеологии, так сказать "конек", – я имею в виду обличение жидо-масонства 24 . Если откровенно антисемитских выступлений в РПЦЗ не делалось, а настороженное отношение к евреям имело антикоммунистический и антисионистский оттенок, то с 1970-х гг. в среде б. советских евреев, выехавших на Запад и вошедших в юрисдикцию РПЦЗ, видимо из желания показать себя более православными и русскими, чем натуральные православные русские, возник столь болезненный антисемитизм, что сие достойно удивления. Если бы современные пост-советские юдофобы познали, что многие погромные воззвания и высказывания принадлежат перу выкрестов, то, вполне возможно, их хватил бы удар. Иное дело – отношение к масонству: против "вольных каменщиков" РПЦЗ выступала всегда и в 1932 г. Арх. Собор разродился известнейшем антимасонским посланием. Однако имеются пикантные детали: когда еп. Тихон (Лященко), коего масоны пытались завербовать в ложу 25 , предложил всем присутствующим дать подписку о нечленстве в масонских ложах, ему было отказано 26 . На 2-м Всезарубежном Соборе 1938 г. много говорилось о масонстве, но стоит вспомнить, что се уже время, когда подобная тема стала модной и такое многоглаголание мало имеет под собой фактологии. Продолжение истории было позже, когда в течение 10 лет (1966-76 гг.) старостильная Церковь ИПХ Эллады юрисдикции архиеп. Андрея Афинского "матфеевского" Синода запрашивала Арх. Синод РПЦЗ с просьбой дать официальный ответ о взаимоотношениях с масонством. Ответ дан не был и сие послужило одной из причин разрыва всякого общения между сими Церквами 27 . Еще более занимательная и скандальная ситуация сложилась вокруг личности еп. Григория (Граббе), когда православная общественность возмущенно протестовала против его хиротонии в архиерея, в одну из вин ставя ему членство в масонских ложах, ссылаясь на арабские источники. Так, например, утверждалось, что его членство в одной из лож началось еще в 1920-х гг. на Балканах, а в США он – член ложи "Лафайет-Астрея" 28 .

Пятой, очень популярной темой в идеологии РПЦЗ является обличение экуменизма. Хотя первоначально члены РПЦЗ по инерции дореволюционного времени любили межконфессиональные богословские диалоги, а митр. Антоний (Храповицкий) весьма благосклонно относился к Англиканской Высокой Церкви (в частности, посылал особые благодарения 29 ), ситуация стала резко меняться и возникшее экуменическое движение весьма странно вело себя по отношению к сей "реакционной" Церкви. Так еще при назначении 31.12.1931 г. своего представителя в Комитет Продолжения Всемiрной Конференции о Вере и Порядке Арх. Синод объявил: "Сохраняя Веру в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, Арх. Синод исповедует, что Церковь сия никогда не разделялась. Вопрос в том только, кто принадлежит к ней и кто не принадлежит. Вместе с тем, Арх. Синод горячо приветствует все попытки инославных исповеданий изучать Христово учение о Церкви в надежде, что через такое изучение, особенно при участии представителей Св. Православной Церкви, они в конце концов придут к убеждению в том, что Православная Церковь, будучи столпом и утверждением Истины (1 Тим. 3:15), полностью и без каких-либо погрешностей сохранила учение, преподанное Христом Спасителем Своим ученикам. С этой верой и такой надеждой Арх. Синод с благодарностью принимает приглашение Комитета Продолжения Всемiрной Конференции о Вере и Порядке". 30 Но уже в 1938 г. на II-м Всезарубежном Соборе еп. Серафим (Ляде) Потсдамский сделал доклад "Экуменическое движение" 31 с весьма критическими выводами. Даже после войны РПЦЗ участвовало в международных заседаниях, но с момента вступления в 1962 г. во Всемiрный Совет Церквей МП заявления ВСЦ приняли настолько радикально-левый богословский тон и наполнились столь прокоммунистическим содержанием, что РПЦЗ поспешила покинуть сии сборища. В 1960-70 гг. практически все старостильные греческие юрисдикции анафематствовали экуменизм, посему "матфеевский" Синод просто извелся, засыпая запросами Арх. Синод РПЦЗ об официальном отношении последнего к ереси экуменизма, на что ответ дан не был и сие послужило второй причиной разрыва всякого общения между сими Церквами 32 . И все-таки, после многочисленных "Скорбных Посланий" митр. Филарета (Вознесенского) 10.08.1983 г. Арх. Собор в Мансонвилле анафематствовал экуменизм. Вот текст сего Определения: "Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделися на ветви и утверждающим, яко Церковь видимо не существует, но от ветвей и расколов, инославия и иноверия соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истиннаго священства и таинств Церкве от еретических, но учать, яко крещение и евхаристия еретиков довлеют для спасения; и тем, иже имут общение с сими еретики, или пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: Анафема" 33 . Но через год архиеп. Виталий (Устинов) Канадский дает сему акту довольно странный комментарий: "... провозглашая анафему, мы оградили свою паству от этого апокалиптического искушения, но одновременно возложили на совесть всех Поместных Церквей серьезную задачу, которую они должны рано или поздно решить в ту или др. сторону. От решения этого вопроса будет зависеть их дальнейшая дух. свобода во Вселенской Православной Церкви. De jure провозглашенная нами анафема является чисто поместного характера РПЦЗ, но de facto она имеет огромное историческое вселенское церковное значение, и только потому что сам экуменизм есть ересь всемiрного масштаба" 34 . Но многое проясняется, когда, уже став Первоиерархом РПЦЗ, Вл. Виталий скажет: "В данное время большинство Поместных Церквей потрясены во всем их организме страшным двойным ударом: новостильного календаря и экуменизма. Однако и в таком их бедственном положении мы не дерзаем, и упаси нас Господь от этого, сказать, что они утратили Божию благодать. Мы провозгласили анафему экуменизму для чад нашей Церкви только, но этим мы очень скромно, но твердо, нежно, но решительно, как бы приглашаем задуматься Поместные Церкви... Мы, de facto, не сослужим ни с новостильниками, ни с экуменистами, но если кто-либо из нашего духовенства, по икономии, и посягнул на это сослужение, то этот единичный факт никак не влияет на наше стояние в истине" 35 . Такое трактование анафемы, конечно, дико, но под др. Поместными Церквами имеются в виду, прежде всего, МП и Сербская Церковь – сии блудные, но – увы! – горячо любимые дети. Если еще в 1960-х гг. были сослужения (особо арх. Антония Женевского) с константинопольскими новостильниками-экуменистами 36 , то общение с Сербской Патриархией имелось всегда, – причем даже с самыми откровенно- экуменическими личностями, как то: еп. Василием (в Австралии сослужил еп. Павел Сиднейский), еп. Лаврентием (в Германии сослужил еп. Марк Германский) 37 и др. Оказалось, что прот. А. Макеев является в Германии духовником сербских священников 38 , а сам еп. Марк всегда сослужил с сербами, иногда с константипольскими и финскими новостильниками 39 . Еп. Иларион Манхэттенский даже отпевал и хоронил католиков и лютеран 40 , а известнейший прот. В. Потапов венчал православных с неправославными 41 . Не менее пикантно то, что до сего времени РПЦЗ (как Церковь окормлявшая беженцев после войны) получает и принимает регулярные субсидии от ВСЦ 42 .

Последнее – видимо, наиважнейшее положение в идеологии РПЦЗ – занимает, как парадоксально сие не звучит, – ересь филетизма. Не будем предвзяты к РПЦЗ, – честно говоря, ересь сия бушует практически во всех юрисдикциях, так что особенно уж хулить эмигрантскую Церковь было бы несерьезно . Филетизм же есть ересь, в коей исповедуется, что единство Церкви обусловливается культурным, этническим или государственным единством; ересь сия осуждена еще в 1878 г. на Константинопольском Соборе 43 . Но – увы и ах! – существование РПЦЗ с самого начала пронизано филетизмом в виде некритических гимнов Св. Руси и русскому народу-"богоносцу". Когда утверждалось, что Русь – Третий Рим 44 (т. е. "священное царство"), – се есть, конечно, православный, даже святоотеческий взгляд на проблему, но следующая идея, что Св. Русь с русским народом-"богоносцем" есть "Новый Израиль" 45 – является уже несомненной ересью, низводящей библейские и патристические понятия до уровня некоего нового иудейства (столь нелюбезного РПЦЗ), ибо здесь происходит явная подмена тезисов: Новый Израиль – все истинные христиане, но отнюдь не один какой-то этнос, проживающий на некой территории. Если вспомнить, что митр. Антоний (Храповицкий) и, в еще большей степени, митр. Анастасий (Грибановский), вещали в превосходных степенях о "народе-богоносце" весьма слабо, ибо их слова более призывали к покаянию падшего российского народа, то со времен митр. Филарета филетизм полностью вышел из-под контроля и приобрел совершенно болезненный оттенок. Хотя не стоит забывать, что еще в 1939 г. в Софии арх. Серафимом (Соболевым) была издана книга "Русская идеология" 46 – писание, хотя вовсе несерьезное, но, факт остается фактом, ставшее как бы матрицей для всех будущих идеологических построений РПЦЗ. Гораздо позже арх. Аверкий (Таушев) произнес проповедь "Св. Русь – наш идеал" 47 , что само по себе комично, ибо по определению идеал – вещь недостижимая. Двойственность понимания, точнее некая раздвоенность, всегда присутствовала в РПЦЗ. Так, например, арх. Серафим (Иванов) Чикагский вполне искренне заявлял, что революция произошла, "потому что Россия не выполнила своего божественного предназначения дать мiру образец воцерковленного христианского государства, в котором бы царила симфония между духовной и светской властью", хотя тут же уверительно утверждал, что русский народ "является третьим богоизбранным народом" 48 . Но апофеоз восхваления, причем в крайне мистической форме, сделал сам митр. Виталий (Устинов) в своем "Малом Откровении": "Вот Я возвеличу Православие на земле русской и оттуда оно возсияет на весь свет... Коммуна исчезнет и развеется; как прах от ветра... Для того, чтобы в России соделать один народ с одним сердцем и с одной душой, и, очистив его огнем, Я сделаю его Моим народом, вторым Израилем... Вот и хорошо, что они ничего не знают, потому что, когда они услышат слово Божие, тогда всем сердцем своим, всею душею своею примут его... Вот, Я простру десницу Свою и Православие из России возсияет на весь свет, и настанет такое время, когда дети там будут носить на плечах своих камни для постройки храмов. Рука Моя крепка и нет такой силы ни на земле, ни на небе, которая противостала бы ей" 49 . К вышеизложенному, как говориться, ни прибавить – ни убавить.

Увы и ах! – к сожалению, из всех вышеизложенных пунктов идеологии РПЦЗ, реально, без декларативности, исполняется только последний – филетизм, отчего, что весьма печально, не замечается элементарное: homo soveticus отнюдь не русский человек, а утверждение подобного силлогизма приводит к слиянию с самыми мрачными национал-коммунистическими группами, с удовольствием и гордостью заявляющими о своем "покаянии".



  наш адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
   e-mail:         


Текстовое меню
Об изданииКатакомбная Церковь/ Экклезиология/ Документы/ Полемика/рецензии
АпостасияБогословие/ Старостильники/ Богослужение/ Акты Новомученников/ 
 Новости/ История/ Ссылки/ Гостевая книга/ Персоналии/

  
 


   Восстановленное в 2005г. издание Всероссийского Вестника ИПХ "РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ".
Рейтинг@Mail.ru

  наш адрес:
   e-mail:          rus-orth@nm.ru



 
 
Rambler's Top100
Всероссийский Вестник Истинных Православных Христиан "Русское Православие"; Russian Orthodox , 1996-2003(c)Вячеслав Крыжановский, (издание возстановлено 20.01.2005), The Russian Catacomb Church of the True Orthodox Christians


Hosted by uCoz

 
 
 
 
Hosted by uCoz