КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
часть 2. НЕКАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ


Тайные архиереи Грузинской Катакомбной Церкви,
Украинской и Белорусской Автономных Церквей

Представителей данных групп мы решили объединить на общих основаниях в одной главе.

О Грузинской Катакомбной Церкви известно, что организатором ее был схиархиеп. Антоний (кн. Абашидзе) Таврический (†1943), окормлявший с 1920-х гг. грузинскую паству, проживая в Киеве. С 1926 по 1943 г. схиархиеп. Антоний являлся ее Первоиерархом, но скорее всего просто духовником. Мало вероятно, чтобы он отстраивал какую-то особую катакомбную иерархию с определенной ее централизацией. Вся организация ГКЦ, повидимому, сводилась к поставлению тайных священников и епископов, которые действовали автономно. Это косвенно подтверждается организацией схиархиеп.Антонием института “странствующих священников”. Основная масса подобных епископов и клириков, видимо, действовала в Крыму, в его епархии, и горах Кавказа, а также в районах, прилежащих к ним. В отношении каноничности ГКЦ тоже не всё так просто. Хорошо известно, что в 1917 г. Грузинская Православная Церковь объявила Автокефалию и отделилась от Русской Православной Церкви, что было осуждено Поместным Собором РПЦ 1917-18 гг. Однако, учитывая, что сам схиархиеп.Антоний в состав грузинской автокефалии не входил, невозможно сделать однозначные выводы. Его присоединение в 1941 г. к Украинской Автономной Церкви, архиереи которой не только имели свое каноническое происхождение от сергиан, но и стояли на позиции неотделения от МП, не могло в определенной мере не отразиться на положении вещей в ГКЦ.

Из тайных епископов ГКЦ нам известен только один: это еп. Илия – ставленник в 1930-х гг. схиархиеп. Антония (Абашидзе). Именно он в 1943 г., вместе с схиархиеп. Антонием и еп. Макарием, принимал участие в хиротонии еп. Феодосия (Бахметьева), хотя сам юрисдикционно в Украинскую Автономную Церковь не входил. Его дальнейшая судьба неизвестна.56) К Грузинской Катакомбной Церкви причисляли также неких еп. Меладиоса (а на самом деле Мелетия), архиеп. Гурамия и митр. Кутаисского Малхаса, которые, по всей видимости, просто были рукоположены в Грузинской Патриархии, но впоследствии перешли на нелегальное положение. Еп. Меладиос (Мелетий) известен тем, что он имел какое-то общение с еп. Серафимом (Поздеевым) и др. иерархами, с коими тот контактировал. По некоторым данным, его мирское имя – Михаил Гаврилович. Умер он 2 апреля 1953 г. в г. Россож Воронежской обл.57) Митр. Малхас – в молодости якобы личный секретарь св. Иоанна Кронштадтского, затем приближенный патр. Тихона – известен своим участием в возведении в сан “митрополита” Геннадия (Секача) в 1977 г. в заключении. По версии “секачевцев” в той же тюрьме отбывал срок аж с 1940-х гг. весь епископат и клир Грузинской Церкви. Утверждалось даже, что там находилось 20(!) архиереев, что, конечно, малоправдоподобно, – ясно лишь, что Малхас не был среди них единственным. Говорят, что он жив до сих пор и в возрасте более 100 лет еще служит в Грузинском Патриархате то ли иеромонахом, то ли архимандритом, однако тот ли это Малхас, пока не установлено.58) Интерес также представляет личность сергианского “митр”. Тетри-Цкаройского Зиновия (в схиме Серафима), умершего в 1985 г. Известно, что на Кавказе он имел какие-то взаимоотношения с ИПХ. В частности, он позволял в своем кафедральном соборе св.Александра Невского в Тбилиси служить тем из катакомбных священников, кто сам не отказывался иметь с ним общение; также он окормлял множество тайных монахинь и зачастую присоединял их через пострижение. Рясофорных он постригал в мантию, мантийных в схиму и т. д. Есть сведения, что он совершил несколько рукоположений для “катакомб”. Одним словом, “митр”.Зиновий проводил провокационную и ликвидаторскую работу в “катакомбах”.59) Примечательно, что еп. Ишимский и Сибирский Евтихий (Курочкин), принадлежащий к РПЦЗ и иногда называющий себя “катакомбным архиереем”, считает Зиновия своим духовным отцом.60) Иными сведениями о ГКЦ мы, к сожалению, не располагаем.

История возникновения и деятельности Украинской и Белорусской Автономных Церквей в годы немецкой оккупации в литературе описано достаточно подробно.61) Неканоничность данных церковных формаций очевидна: архиереи сих автономий имели преемство хиротоний от МП, признав последнюю Матерью Церковью. Несмотря на неоднократные попытки в среде самих автономистов провозгласить полную автокефалию (т. е. независимость от МП), это ни к чему конкретному не привело. Действительное же положение вещей окончательно определилось на исходе войны в 1944-45 гг., когда автономисты рассредоточились в трех направлениях: большая часть примкнула к МП, иные, бежав на Запад, влились в РПЦЗ, и, наконец, третьи (меньшая часть), оставшись в СССР, предпочли нелегальное служение.

В Белорусской Автономной Церкви поставления епископов и священников для ИПХ одним из первых стал осуществлять еп. Смоленский Стефан (Севбо), по окончании войны выехавший зарубеж. В послевоенный период нам известны два белорусских епископа, действовавших в “катакомбах”. Это:

Еп. Александр Пружанский. Его фамилия, возможно, Гайновский; родился ок. 1905 г. в Польше. Хиротонисан в Гродно в еп. Пружанского. В 1947 г. арест, освобожден в 1953 г. Благодатность сергианских лжетаинств признавал. В богослужениях употреблял белорусский язык. Никольский Собор ИПЦ 1961 г. отказал ему в общении. Еще в 1980 г. был жив. Год кончины неизвестен.62)

Еп. Афанасий Гродненский и Новогрудский. Судя по кафедре, также поставлен кем-то из архиереев Белорусской Автономии. Еще в начале 1970-х гг. был жив. Год кончины неизвестен.

На нелегальном положении после войны оказались и несколько епископов Украинской Автономной Церкви. Прежде всего необходимо указать уже упомянутого еп. Пинского Феодосия (Бахметьева), но были и другие:

Еп. Ириней Сумский и Ахтырский. Судя по кафедре, он – ставленник украинских иерархов. Действовал в “катакомбах” еще в начале 1970-х гг.

Еп. Дамаскин. О нем никаких сведений не имеется, посему о его принадлежности к Украинской или Белорусской Автономиям можно лишь предполагать. Точно известно только то, что этот архиерей действовал в “катакомбах” еще в 1960-х гг. и имел общение с еп. Афанасием. Возможно также, что он и еп. Ириней были рукоположены уже после войны.63)

Подытоживая эту главу, отметим очень примечательный факт. Все вышеназванные архиереи Грузинской Катакомбной, Украинской и Белорусской Автономных Церквей (за исключением еп. Илии) имели непосредственные контакты с еп. Серафимом (Поздеевым), т. е. очевидно – все вместе составляли через последнего какой-то определенный конгломерат, развив весьма активную деятельность. Какая-то связь поддерживалась также и с патриархийным “еп”. Гермогеном (Голубевым). Появление в их среде Геннадия (Секача), следовательно, не случайно, ибо он тоже ранее входил в состав Украинской Автономии. Таким образом, истоки и связи “секачевской” иерархии необходимо искать не только в еп. Серафиме (Поздееве), как общепринято думать, но в некоем союзе целого ряда катакомбных архиереев специфического происхождения и ориентации.

В каком состоянии ныне находятся означенные “катакомбные” ветви и остались ли сейчас от них последователи, никаких данных у нас нет. Возможно, их остатки влились в “секачевскую” иерархию.

     Продолжение


  наш адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
   e-mail:         


Текстовое меню
Об изданииКатакомбная Церковь/ Экклезиология/ Документы/ Полемика/рецензии
АпостасияБогословие/ Старостильники/ Богослужение/ Акты Новомученников/ 
 Новости/ История/ Ссылки/ Гостевая книга/ Персоналии/

Rambler's Top100
Всероссийский Вестник Истинных Православных Христиан "Русское Православие"; Russian Orthodox , 1996-2003(c)Вячеслав Крыжановский, (издание возстановлено 20.01.2005), The Russian Catacomb Church of the True Orthodox Christians


Hosted by uCoz

 
 
 
 
Hosted by uCoz