КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
часть 2. НЕКАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ


“Алфеевцы”

Так именуется часть “секачевской” иерархии, происходящая от “архиепископа” Алфея Барнаульского, – также как и Геннадий (Секач), считающего себя преемником еп. Серафима (Поздеева). Об Алфее нам известно следующее46):

Архиепископ” Алфей Барнаульский – мирское имя Александр, год рождения неизвестен. Послушничал вместе с Г. Секачем в патриархийном Дубровинском мон-ре на Украине. В иерея рукоположен, возможно, еп. Савватием (Грудзиновым), видимо, в период с 1938 по 1941 гг. в Ташкенте (по другой версии – каким-то катакомбным еп. Мелетием в р-не Барнаула). По собственной версии, поставлен в епископа Серафимом (Поздеевым) и Александром Пружанским (то ли при личном участии последнего, то ли посредством граматы) в Барнауле в 1965 г. Однако, матушка Вера Шабельник-Калюжная, жена ныне покойного прот. Александра Шабельника, который был в окружении еп. Серафима в последние годы его жизни, отрицает факт этой хиротонии, утверждая, что, несмотря на неоднократные просьбы Алфея о рукоположении, еп. Серафим возложил на него только камилавку. Во всяком случае известно, что до 1971 г. Алфей как епископ не служил. Окормлял общину в Ташкенте. Когда к еп. Серафиму приехал Геннадий (Секач), Алфей скрылся и не присутствовал на их встрече. На похоронах еп. Серафима он был только в подряснике. Но после смерти еп. Серафима Алфей стал выдавать себя за “епископа” и служить архиерейским чином. Вскоре к нему в Барнаул с “ревизией” от еп. Феодосия (Бахметьева) приехал о. Александр Шабельник, который обличил его в самозванстве. Алфей, как уже было сказано, признал “хиротонию” Секача – такого же самозванца, как и он сам, и стал служить с ним и рукополагать новых “епископов”. В сан “архиепископа” возведен “по соборному суждению”. Употреблял в богослужении русский язык. Скончался в 1975 г.

Приведем данные, известные нам об “алфеевской” иерархии.47)

1. Еп. Александр – племянник Алфея, рукоположен им единолично в нач. 1970-х гг.

2. Еп. Досифей.Фамилия – Осин, имя и отчество неизвестны. Его знал еп. Савватий (Грудзинов) с 5-ти летнего возраста. Он же и постригал его в иночество и рукополагал в иеродиаконы и в иеромонахи в период 1939-41 гг. в ссылке в Ташкенте. После ареста вл. Савватия Досифей окормлял ташкентскую общину. Позже он сам был арестован и провел в лагерях не менее 8 лет. В нач. 1970-х гг. примкнул к быв. своему знакомому, постриженнику вл. Савватия и ставленнику от последнего в иеродиакона – Алфею. Сей последний единолично поставил Досифея в епископа. В 1981 г. прервал общение с алфеевцами и переехал в с. Гремячее к вл. Савватию. Последний его принял через перерукоположение. В 1988-92 гг. проживал на Сев. Кавказе в своих общинах у какого-то родственника. От всяких контактов с алфеевцами принципиально уклонялся, например, не захотел встречаться с Варлаамом (Дорофеевым). Скончался в с. Гремячее 1(14).05.1996 г. Подчеркнуто называл себя имяславцем.

3. Еп. Евгений (Жиганов) – повидимому, поставлен Александром Пружанским и Алфеем в первой половине 1970-х гг. Закончил МДА. Член патриархийной секты “наумитов”. Возможно, снял епископский сан. Служит одновременно священником-целибатом на приходе МП в Москве.

4. Еп. Никодим. Фамилия и имя неизвестны. Первоначально, в 1950-60-х гг., как мiрянин (потом монах) жил и работал в Азове у быв. сергианского архим. Петра. Вероятно, постриженник и ставленник Досифея, в епископа поставлен Алфеем и Досифеем. Проживал в Азове до конца 1980-х гг. Далее – неизвестно, возможно прервал общение с алфеевцами и переехал в г. Черкесск, где ныне и проживает.

5. Еп. Варлаам (Дорофеев) – поставлен Алфеем и, повидимому, Евгением (Жигановым). Считает себя учеником Евгения. Проживает в Нижегородской обл. В окт. 2000 г. подал прошение о принятии на Собор РПЦЗ, однако Журбенко высказался против переговоров с ним, обвиняя его в сослужении с имяславцами.

6. Еп. Никандр – поставлен Алфеем, других данных нет.

7. Еп. Андрей других данных нет.

8. Еп. Исидор проживает под Иркутском, других данных нет.

9. Еп. Феогност – якобы из старообрядцев. Проживает на Алтае.

10. Еп. Петр (Громов) – утверждает, что из “андреевской” семьи. Проживает в Красноярске.

Не все “алфеевцы” находятся в молитвенно-евхаристическом общении с собственно “секачевцами” и в каноническом отношении полностью не сливаются с ними, действуя самостоятельно, хотя идеологически идентичны им. По всей видимости, “алфеевские” архиереи служат друг от друга автономно и централизации церковной власти не имеют. Все последователи сей ветви, как и “секачевцы”, пребывают на нелегальном положении.

     Продолжение


  наш адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
   e-mail:         


Текстовое меню
Об изданииКатакомбная Церковь/ Экклезиология/ Документы/ Полемика/рецензии
АпостасияБогословие/ Старостильники/ Богослужение/ Акты Новомученников/ 
 Новости/ История/ Ссылки/ Гостевая книга/ Персоналии/

Rambler's Top100
Всероссийский Вестник Истинных Православных Христиан "Русское Православие"; Russian Orthodox , 1996-2003(c)Вячеслав Крыжановский, (издание возстановлено 20.01.2005), The Russian Catacomb Church of the True Orthodox Christians


Hosted by uCoz

 
 
 
 
Hosted by uCoz