КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
часть 2. НЕКАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ


Патриархийные лжекатакомбы

Это направление в “катакомбах” является ничем иным как нелегальным сергианством. Возникновение подпольных групп, признающих над собою каноническую власть Московской Патриархии, было вызвано, прежде всего, массовыми гонениями на сергиан в конце 1930-х гг., когда повсюду стихийно стали организовываться чисто сергианские общины, вынужденные перейти на “катакомбные” условия служения. Подобных патриархийных “катакомбных” общин возникло в то время великое множество, о чем свидетельствовал Экзарх Прибалтики митр. Сергий (Воскресенский) (†1944). В своем докладе немецким властям в 1941 г. он писал: “В России была вообще очень деятельная тайная религиозная жизнь – тайные священники и монахи, катакомбные церкви и богослужения, крещения, исповеди, причащения, браки, тайные богословские курсы, тайное хранение богослужебной утвари, икон, богослужебных книг, тайные сношения между общинами, епархиями и Патриаршим Управлением. Чтобы уничтожить также и катакомбную Патриархию понадобилось бы казнить и всех епископов, в том числе и тайных, которые были бы несомненно посвящены в случае нужды”.121) Проф. И. М. Андреевский считает, что патриархийные лжекатакомбы составляют т. н. “пятую группу” верующих в СССР: “Пятую группу составляют те, кто лично не беседовал с патриархами и митрополитами советской церкви, и потому являются неосведомленными о сущности этой церкви. Большинство из этих людей, зная ряд фактов опубликования в СССР различных деклараций без ведома якобы подписавшихся под ними, полагают, что все сообщенное от имени патр. Сергия и патр. Алексия или напечатанное в официальной церковной прессе – просто ложь, сочиненная советской властью. Поэтому, не обвиняя лично патриархов и митрополитов советской церкви, но не принимая сердцем того, что якобы только от их имени говорит антихристова власть, – эта группа, хотя и уходит в катакомбы, но продолжает поминать на тайных литургиях имена первосвятителей Церкви”.122)

Имеется одно упоминание о сергианском епископе, ушедшем в подполье в 1930-е гг. Им был некто о. Димитрий (схиепископ Петр – не путать с Ладыгиным), который по причине преследования властей стал служить тайно под Петроградом (возможно, в Гатчине). Он лично знал митр. Сергия, поминая его за богослужениями, и, проездом через Москву, бывал у него. Сергий, в свою очередь, знал о деятельности схиеп. Петра и сам благословил его продолжать нелегальное служение.123)

По окончании войны практически все подпольные патриархийные общины возвратились к легальному существованию в возобновленных храмах МП.

Новое пополнение рядов патриархийных лжекатакомб пришлось на период очередных антирелигиозных гонений, т. н. “хрущевских”, между 1957 и 1965 гг., когда ок. 4-6 тыс. священников были лишены регистрации. Многие из них, конечно, продолжили служение в подполье, окормляя тех верующих, которые избегали посещения действующих церквей. В конце 1960-х гг. подобных незарегистрированных патриархийных общин было выявлено в разных местах огромное количество, которое советскими экспертами оценивалось в несколько миллионов чел.124)

С другой стороны, патриархийные лжекатакомбы частью были инспирированы самими КГБ и МП для внедрения своих секретных сотрудников в Катакомбную Церковь с целью подрыва ее изнутри, сбора оперативной информации и, в конечном итоге, ликвидации, в первую очередь, наиболее активных ее членов. Так, в 1930-е гг. в Ср. Азии была развита целая сеть как бы “подпольных” общин, которые на деле оказывались чекистской провокацией. В них нередко попадали перемещенные лица из тех ИПХ, кои утратили связь со своими пастырями и искали контактов с единоверным священством и мирянами. Курировали эти фиктивные общины митр. Арсений (Стадницкий) (†1938) и выдававший себя за “иосифлянина” архим. Гурий (Егоров), впоследствии в МП ставший “митрополитом” Крымским (†1961). Именно они активно занимались выявлением и ликвидацией катакомбных общин ИПХ в Ср. Азии, помогая чекистам расправляться с “контрреволюцией”.125)

Подобной ликвидаторской деятельностью по раззорению “иосифлянских” катакомб в Ленинграде и обл. занимался “архиеп”. Николай (Муравьев-Уральский), поставленный сергианами в 1931 г. (†1961). Именно он в 1945 г. тайно хиротонисал псевдо-катакомбного “иеромонаха” Виссариона (Маркова), в схиме Серафима, проживавшего в Тамбове (†1979), который принял в общение Лазаря (Журбенко) и которого ИПХ всегда сторонились.

С начала 1960-х гг., в самый разгар “хрущевских” гонений, ряд иерархов МП, опасаясь ее полного уничтожения, стали рукополагать тайных “священников”, создавая, тем самым, параллельную катакомбную структуру. Достоверно это известно о покойных иерархах: Иоанне (Вендланде) “митр.” Ярославском (†1989), который являлся духовным чадом Арсения (Стадницкого), Леониде (Полякове) “митр.” Рижском (†1990), Никодиме (Ротове) “митр.” Ленинградском (†1978) и Кассиане (Ярославском), “архиеп.” Костромском и Галичском (†1990). По некоторым данным, “митрополиты” Иоанн и Никодим будто бы даже поставили несколько сот таких “священников”, причем последний – не менее 150-ти. Так, например, из тайных ставленников Иоанна (Вендланда) известен “священник” Глеб Каледа (†1995), который еще с конца 1960-х гг. был внедрен в общины акефальных катакомбников (преимущественно из интеллигенции). О Кассиане (Ярославском) известно, что он – иерейский ставленник “иосифлян”, впоследствии признавшийся в предательствах. Уйдя в МП, он продолжал иметь какие-то контакты с “иосифлянами” и “андреевцами”, которые, впрочем, держались от него на безопасном расстоянии. Из ныне здравствующих можно назвать: “архиепископов” Платона (Удовенко), бывш. Ярославского, и Анатолия (Кузнецова) Керченского. Имеются сведения, что подобными рукоположениями они пытались внедрить своих ставленников и в уже существующие катакомбные течения.126) Известно также об участии в катакомбных действиях и “митр.” Сурожского Антония (Блюма), к которому некогда обратилась группа патриархийных священников-нелегалов с просьбой считать его своим епархиальным архиереем, на что тот и согласился. Существует даже информация о случае поставления в 1971 г. Иоанном (Вендландом) и Леонидом (Поляковым) тайного епископа.127)

Также имело место, начиная с послевоенного времени, создание нелегальных патриархийных монастырей. Как было указано выше, их организацией активно занимался сергианский старец схиархимандрит Лаврентий (Проскура). С 1960-х гг. нелегально действовала в Почаеве сергианская Почаевская Лавра. Два нелегальных монастыря, еще по благословению “патр.” Алексия (Симанского), устроил в Струнино и Александрове Владимирской обл. еще один сергианский старец – Сампсон (Сиверс). На 1986 г. имелись данные о существовании в Абхазии, в 25 км. от с. Хабил, тайного патриархийного скита Рождества Богородицы, где при шести насельниках настоятельствовал “игумен” Алексий. Неподалеку от них располагался еще один подобный скит, в котором настоятельствовал “иером.” Анатолий. В районе Нового Афона по сей день известны Философская пустынь, а также еще несколько скитов в разных местах горных областей Кавказа. Вообще, нелегальная Патриархия всегда создавала массу проблем для ИПХ, которые весьма часто становились жертвой доносов сергиан, действующих как бы нелегально.

В каком состоянии ныне пребывают патриархийные лжекатакомбы, достоверно неизвестно. Однако нелегальные сергианские монастыри и скиты еще существуют. Продолжают существовать в “подполье” также и некоторые “священники” из числа рукоположенных упомянутыми иерархами МП в 1960-х гг. Они все еще продолжают окормлять небольшие общинки, опасаясь, что нынешняя церковная свобода будет недолговечной.128) Во всяком случае, до 1992 года какие-либо сведения о легализации тайных сергианских общин отсутствовали.

     Продолжение


  наш адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
   e-mail:         


Текстовое меню
Об изданииКатакомбная Церковь/ Экклезиология/ Документы/ Полемика/рецензии
АпостасияБогословие/ Старостильники/ Богослужение/ Акты Новомученников/ 
 Новости/ История/ Ссылки/ Гостевая книга/ Персоналии/

Rambler's Top100
Всероссийский Вестник Истинных Православных Христиан "Русское Православие"; Russian Orthodox , 1996-2003(c)Вячеслав Крыжановский, (издание возстановлено 20.01.2005), The Russian Catacomb Church of the True Orthodox Christians


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz