КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
часть 1. КАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ


Епископ Феодосий (Бахметьев)

Отнесение этого катакомбного иерарха к каноническим или неканоническим ветвям составляет некоторую трудность. Если его епископская хиротония состоялась в рамках Украинской Автономной Церкви, формально признававшей над собой главенство МП, то она явно неканонична. С другой стороны, в его рукоположении участвовали 3 катакомбных епископа изначально законного поставления (при этом двое из них – еп. Илия и еп. Макарий не входили сами в юрисдикцию Украинской Автономной Церкви).100) Никольский Собор ИПЦ 1961 г. всё же постановил принять в общение еп.Феодосия, но на каких условиях, неизвестно. По мнению архиеп. Амвросия (Сиверса) он был принят только в предварительное общение, но как продвигалось дело дальше, установить трудно. Сведения о еп. Феодосии достаточно скудны. Всё, что имеется у нас в распоряжении101), мы и представляем.

Еп. Феодосий Пинский. В миру Бахметьев Федор Андреевич, родился в 1901 или в 1902 г. в Киевской губ. (по др. данным – в 1894 г. в Черниговской губ.) в семье священника. После смерти матери в 6-ти летнем возрасте был пристроен в Киево-Печерскую Лавру, где наместником был его брат. Отец принял постриг и ушел иеромонахом в монастырь. Другие два брата – один стал диаконом, другой белым священником. До 1918 г. являлся смотрителем Ближних пещер. Вел строгий, подвижнический образ жизни. Ок. 1920 г. пострижен в мантию с именем Феодосий и рукоположен в иеромонаха. Охранитель раки преп. Феодосия Печерского. В 1922 г. арестован за сопротивление вскрытию мощей и изъятию церковных ценностей. В частности, отказался выдать большевикам чудотворную икону Успения Пресвятой Богородицы, скрыв ее в потаенном месте. Приговорен “за присвоение государственной собственности” к 10 годам ИТЛ, отправлен в Соловки. Освободился досрочно в 1928 г. и вернулся в Киево-Печерскую Лавру. За отказ подписать Декларацию митр. Сергия на следующий день был арестован и вновь приговорен к 10 годам ИТЛ, этапирован в Белбалтлаг. По освобождении в 1931 г. перешел на нелегальное положение, странствовал, документов не имел. Вскоре вновь арестован на привокзальной площади в Сарове по доносу сергианского священника. Этапирован в лагеря сроком на 10 лет. В 1941 г. оказался на оккупированной немцами территории, поселился в одном из монастырей Белоруссии. В том же году возведен в игумены и определен настоятелем Бельчанского монастыря в сане архимандрита. Вошел в состав Украинской Автономной Церкви. В 1943 г. (по др. данным – в 1942 г.) хиротонисан в викария Пинской епархии (тогда входившей в юрисдикцию Украинской Автономной Церкви) в пещерах Киево-Печерской Лавры схиархиеп. Антонием (кн. Абашидзе), “архиеп”. Пантелеймоном (Рудыком) и катакомбными епископами – грузинским Илией и неким Макарием.102) После прихода красных открыто служил в Пинске. В 1946 г. арест (срок 5 лет ИТЛ?). В 1951 г. арест в Киеве, приговорен к 10 годам ИТЛ и 8 годам ссылки. С 1958 г. находился в ссылке в с. Макруши Казаченского района Енисейской обл. Красноярского края. С 1966 г. проживал в г. Березовский Свердловской обл. в семье Калюжных. Антония (Голынского), видимо, признавал; также признавал законность еп. Серафима (Поздеева), но Геннадия (Секача) однозначно отвергал, с Ф. Журбенко встречаться отказался. Рукоположил 1 священника103) и 2 дьяконов. Всего ок. 16 бывш. акефальных иеромонахов и священников признавали духовную власть еп.Феодосия и служили по его благословению до 1970-х гг., пока владыку Феодосия перед ними не оклеветал Ф. Журбенко. Благодатность “таинств” МП отвергал. Состоял в общении с катакомбным еп. Гавриилом Чимкентским, который лично ходатайствовал за него на тайном Соборе 1961 г., прося принять его в каноническое общение, что участниками Собора было удовлетворено. С 1980 по 1982 гг. проживал в дер. Симоновщина Енисейского р-на Красноярского края в доме чтеца г. Мухортова, оказавшегося провокатором. В 1983 г. своими духовными чадами перевезен в пос. Тошнаево Нижегородской обл., где проживал в доме Халтуриных. Скончался 28 марта (10 апреля) 1986 г. в пос. Тошнаево от побоев.104) Именование его Архиепископом неверно.105)

В настоящее время существует в разных местах множество общин, состоящих из паствы еп. Феодосия. Кое-кто из них, правда, присоединился к РПЦЗ. Однако многие до сих пор существуют и ведут церковную жизнь самостоятельно. Всего к середине 1990-х гг. насчитывалось ок. 8000 последователей еп. Феодосия.

     Продолжение


  наш адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
   e-mail:         


Текстовое меню
Об изданииКатакомбная Церковь/ Экклезиология/ Документы/ Полемика/рецензии
АпостасияБогословие/ Старостильники/ Богослужение/ Акты Новомученников/ 
 Новости/ История/ Ссылки/ Гостевая книга/ Персоналии/

Rambler's Top100
Всероссийский Вестник Истинных Православных Христиан "Русское Православие"; Russian Orthodox , 1996-2003(c)Вячеслав Крыжановский, (издание возстановлено 20.01.2005), The Russian Catacomb Church of the True Orthodox Christians


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz