КТО ЕСТЬ КТО В РОССИЙСКИХ КАТАКОМБАХ
часть 1. КАНОНИЧЕСКИЕ ВЕТВИ


“Иосифляне”

История этого одного из самых представительных течений ИПЦ описана в исторической литературе наиболее подробно.66) Тем не менее, большинство изследователей рассматривают его вне общего исторического контекста, упуская важные детали или же просто не зная о них. “Иосифлянское” течение во многом остается непонятным, если не учитывать новейшие данные, открытые в архивах Катакомбной Церкви и следственных делах 1920-30-х гг. Общепризнанным основателем, руководителем и главой течения являлся

Митрополит Иосиф Петроградский. В миру Петровых Иван Семенович, род. 15 дек. 1872 г. в г. Устюжне Новгородской губ. в семье мещанина. 1895 г. – окончил Новгородскую ДС, 1899 г. – МДА со степенью магистранта богословия, оставлен при МДА профессорским стипендиатом. 9.09.1900 г. – и. д. доцента академии по кафедре Библейской истории. 26.08.1901 г. – пострижен в мантию еп. Арсением (Стадницким). 30.09.1901 г. – рукоположен в иеродиакона, 14.10.1901 г. – в иеромонаха. 1903 г. – магистр богословия. 1904 г. – архимандрит. 1906 г. – настоятель Яблочинского Онуфриевского мон-ря в Седлецкой губ. 1907 г. – настоятель Юрьева мон-ря Новгородской губ. 15.03.1909 г. – хиротонисан в еп. Угличского, вик. Ярославской епархии, митр. Антонием (Вадковским), митр. Флавианом (Городецким), митр. Владимиром (Богоявленским) и др. 1909 г. – настоятель Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря. Автор книги “В объятиях Отчих. Дневник инока”, изданной в 1905-1910 гг. в 12 томах. 31.05.1917 г. в сопровождении еп. Андрея (Ухтомского) и прот. Симона Шлеева посетил Рогожское старообрядческое кладбище, где вел переговоры с епископами Белокриницкой иерархии о возсоединении. В богослужении употреблял двуперстие. Член Поместного Собора РПЦ 1917-18 гг. 28.01.1918 г. – назначен Патр. Тихоном третьим Чрезвычайным Местоблюстителем Патриаршего Престола. 7.07.1919 г. – арест за противодействие кампании по вскрытию мощей. 18.07.1919 г. этапирован в Москву, заключен во внутреннюю тюрьму ВЧК. Освобожден в августе 1919 г. 22.01.1920 г. – архиеп. Ростовский, вик. Ярославской епархии. 26.07.1920 приговорен президиумом ВЧК к 1 году лагерей условно. 1922 г. – арест в Ростове по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. 19.06.1922 г. приговорен Ярославским Ревтребуналом к 4 годам заключения. 5.01.1923 г. – освобожден по предписанию ВЦИК. 21.05.1924 г. – член Свящ. Синода при Патр. Тихоне. 12.04.1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти митр. Петру Крутицкому. 6.12.1925 г. – третий кандидат на должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В августе-сентябре 1926 г. назначен митр. Петроградским. В ноябре-декабре 1926 г. временно возглавлял РПЦ в качестве Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В дек. 1926 г. – арест, выслан в Николо-Моденский монастырь Новгородской губ. В 1927 г. проживал в Ростове. 6.02.1928 г. – подписал акт отхода от митр. Сергия в составе Ярославской оппозиции, 8.02.1928 г. возглавил группу Петроградских викариев и духовенство, отшедших от Сергия. В фев. 1928 г. вновь выслан в Николо-Моденсктй монастырь. Участник “Кочующего” Собора, подписал его каноны через иеромонаха Питирима, особо выразив согласие с 12 каноном о снятии клятв со старообрядцев. 1929 г. – арест по делу “Всесоюзного Центра « Истинное Православие» ”, этапирован в Петроград, в дек. 1930 г. доставлен в Москву. 3.09.1931 г. – приговорен к 5 годам ИТЛ с заменой на ссылку в Казахстан. 1931-32 гг. – в ссылке в г. Джамбуле, затем в г. Мирзояне, работал бухгалтером на медном комбинате. В 1932 г. перешел на нелегальное положение, переехал в Чимкент. Активно участвовал в организации Катакомбной Церкви, тайных хиротониях, поддерживал общение и переписку со многими иерархами ИПЦ. 23.09.1937 г. – арест в г. Мирзояне по обвинению в к/р деятельности, в заключении в тюрьме г. Чимкента. 19.11.1937 г. приговорен Тройкой УНКВД КазССР по Южно-Казахстанской обл. к ВМН. Расстрелян 20.11.1937 г. в Лисьем овраге под Чимкентом вместе с митр. Кириллом Казанским.67)

“Иосифлянское” течение – явление сравнительно позднее в ИПЦ, оно сформировалось под влиянием уже существующих в Катакомбной Церкви течений. Как указывалось ранее, в становлении “иосифлянского” движения важную, но далеко не главную роль сыграли “даниловцы” и отчасти “андреевцы”. Именно поэтому в идеологическом отношении “иосифляне” долгое время терзались внутренними противоречиями, которые прекратились с арестами и уходом в 1930-х гг. основной части иерархии и духовенства на нелегальное положение и окончательным слиянием с “даниловским” и “андреевским” течениями после войны. Подробно описывать историю “иосифлянского” течения нет необходимости, т. к. об этом в литературе сказано уже достаточно много. Обратимся лишь к наиболее интересным моментам и малоизвестным фактам.

“Дабы правильно понять сей феномен, – пишет еп. Амвросий Готфский, – следует выяснить, кем являлись лица, его возглавлявшие. Хотя движение и названо по имени митр. Иосифа (Петровых) Петроградского, – было бы совсем неправильно персонифицировать в его лице всю сущность движения, которое на самом деле имело разные оттенки в своей позиции”. Далее, подчеркнув, что “в создавшейся тяжелейшей обстановке “даниловская” группа, вслед за архиеп. Андреем Уфимским, в 1923-25 гг. смогла продвинуть в Петроград своих архиереев, что позже и легло в основание т. н. “иосифлянского” движения”, еп. Амвросий дает следующую оценку личности митр. Иосифа: “На самом деле не он был вдохновителем антисергианского движения, названного впоследствии его именем. Хотя доктринально и идеологически он был последовательным и весьма стойким антисергианином, – лично же являлся человеком очень мягким и иногда даже нерешительным, в отличие от иных своих сподвижников. Вообще, даже самые причины его отделения от Сергия были несколько иными, нежели у остальных... Се то, что митр. Иосиф являлся именно тем Чрезвычайным Местоблюстителем (по решению Поместного Собора РПЦ от 25 янв. 1918), о ком никто, даже митр. Петр (Полянский), ничего точно не знали. Но надо сразу оговориться: митр. Иосиф – есть митр. Иосиф, а “иосифляне” – есть “иосифляне”, – и между ними существовали некоторые противоречия”.68)

В недавно опубликованных архивных документах следственных дел по ИПЦ мы находим подтверждение вышесказанному. В следственном деле митр. Иосифа имеются следующие его собственные показания, повидимому, соответствующие реальности: “...Дело, по которому я привлекаюсь, зиждется на мнении обо мне, как лидере особого течения в нашей Церкви, которое возникло 4 года назад в связи с декларацией митр. Сергия... и независимо от каких бы то ни было личностей вызвало одновременно и повсюду [подч. мною, – авт.] соответственно сильную реакцию в церковных кругах без всякого моего участия и влияния... Это течение совершенно несправедливо окрещивается “иосифлянством”... Гораздо основательнее оно должно было быть названо вообще “антисергианским”. Более того, я сам значительно позднее [подч. мною, – авт.] был втянут в это течение, и не оно шло и идет за мною, а скорее я тащусь в хвосте за ним, не сочувствуя многим его уклонам вправо и влево. И если бы даже уничтожить вовсе меня и мое участие в этом движении, оно безостановочно шло бы и пойдет дальше без малейшей надежды на полное искоренение”.69)

Каковы же собственно были внутренние противоречия в “иосифлянском” движении и в его отношении к другим течениям ИПЦ? Чтобы ответить на этот вопрос отметим, что всё антисергианское движение изначально как бы разбилось на два не строго обозначенных толка. Первое – условно обозначим как легитимное, т. е. построенное, во-первых, на строгой централизации церковной жизни, которая зиждется на праве единоличной передачи высшей церковной власти, переходящей по преемству. Второе – соборное, когда вся верховная власть в период гонений принадлежит, по выражению о. Михаила Польского, “всему епископату Российской Церкви в их Духовном Соборе”.70) Главными вдохновителями и проводниками легитимного начала являлись митр. Иосиф Петроградский (Чрезвычайный Местоблюститель по решению Поместного Собора 1917-18 гг.), митр. Кирилл Казанский (1-й Патриаший Местоблюститель по завещанию Патр. Тихона) и архиеп. Серафим Угличский (Заместитель Патриаршего Местоблюстителя по распоряжению митр. Иосифа). Сторонники такого построения церковной жизни, впрочем, находились в той или иной степени во всех течениях ИПЦ, хотя после 1928 г. их влияние стало ослабевать. Выразителями соборного начала, в конце концов восторжествовавшего в Катакомбной Церкви, были “андреевцы” и “даниловцы”, которые выступали за децентрализацию церковного управления в междусоборный период (в условиях гонений). Естественно, что при прямом столкновении этих двух начал происходили, с одной стороны, их взаимопроникновение, с другой – противоборство.

Так, на момент возникновения “иосифлянской” оппозиции катакомбников уже возглавляли в Петроградской губернии еп. Стефан (Бех) и схиеп. Макарий (Васильев), представители “даниловского” направления, которые в 1925 г. не признали власти митр. Петра, по коей причине вошли в конфликт с частью “иосифлян”, таковую власть признававших. Помимо этого, “иосифляне” первоначально старались удержаться как можно дольше в рамках легальности, в связи с чем их клирики обязывались проходить обязательную для священнослужителей регистрацию у районных инспекторов по делам культов, приходские общины – избирать т. н. “двадцатки”, которые заключали договоры на пользование храмами, и т. д. “Еще в разгар “иосифлянского” движения в Ленинграде, – пишет вл. Амвросий, – когда митр. Иосифа поминали 42 храма, схиеп. Макарий и еп. Стефан возвысили свой голос с предупреждением, что все закончится полным разгромом, ибо через легальное существование приходов непременно внедрится масса агентов ОГПУ. С сего времени (1928 г.) вл. Макарий запретил своим духовным чадам под каким-либо видом посещать открытые храмы”.71) По сему поводу схиеп. Макарием и еп. Стефаном было написано “Воззванием предупредительное к верным о новом обольщении”.

За счет активной открытой деятельности “иосифлянское” течение быстро разраслось по всей стране. Его влияние охватило Новгородскую, Тверскую, Вологодскую и Псковскую епархии, а также Серпухов. Отдельные приходы присоединились к “иосифлянам” в Москве, на Кубани и Урале. На Украине “иосифлян” представляли епископы Павел (Кратиров) и Иоасаф (Попов); в Центральном Черноземье – еп. Алексий (Буй), а на Кавказе – еп. Майкопский Варлаам (Лазаренко). При этом “иосифлянские” архиереи простирали свой омофор на территории, кои уже находились в ведении других истинно-православных иерархов, и даже на их паству, что вызывало у тех справедливое негодование. Так, “архиеп. Димитрий принял под свой омофор приходы в Новгородской епархии (окормлявшиеся схиеп. Макарием), поставил на Кубань священников (без согласия архиеп. Агафангела Садковского), принял приходы и поставил священников в Киев и Харьков (без согласия схиархиеп. Антония, кн. Абашидзе) и, наконец, поставил в Серпухов еп. Максима (Жижиленко), кафедра коего была занята еп. Арсением (Жадановским). Одновременно с сим архиеп. Димитрий простер свой омофор над приходами на Урале, в Красноярске, Витебской и Архангельской епархиях”.72) Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что происходившие в результате таких действий конфликты не приводили к открытому противостоянию между архиереями ИПЦ различных течений. В целом духовное и литургическое общение между “иосифлянами”, “даниловцами” и “андреевцами” поддерживалось. Канонические разногласия и организационные безпорядки не приводили к существенным разделениям, ибо не затрагивали вопросов догматических.

Окончательное разрешение спорные вопросы получили на “Кочующем” Соборе, в котором приняли участие практически все “иосифлянские” архиереи. В частности, обсуждая незаконность местоблюстительских полномочий митр. Петра и его предательское покровительство митр. Сергию, Отцы “Кочующего” Собора в резкой форме выразили свое недоумение по поводу упорного нежелания митр. Иосифа прекратить поминовение Петра. В каноне 19 Собор дает каноническое предписание на случай, если на одной кафедре появятся сразу два епископа ИПЦ.73) В канонах 20-21 установлены окончательно принцип децентрализации церковной власти и соборное начало в разрешении всех важнейших вопросов.

Однако, митр. Иосиф не тотчас, видимо, расстался со своими особыми полномочиями Патриаршего Местоблюстителя, формально предоставлявшими ему право на возглавление всей Российской Церковью. На этой легитимной почве он централизованно руководил подчиненными ему “иосифлянскими” епархиями по всей стране, назначив в 1928 г. своим заместитетелем по их управлению архиеп. Гдовского Димитрия (Любимова). Митр. Иосиф, видимо, сочувственно относился к сомнительным каноническим теориям митр. Кирилла Казанского, который имел те же самые устремления и права. Митр. Иосиф, хотя и подписал все решения “Кочующего” Собора, однако частично не исполнял 3 канон “Кочующего” Собора, что видно из ответов митр. Иосифа на вопросы свящ. Н. Прозорова, датированных 9/22 февраля 1929 г.74) На вопрос, помазывать ли присоединяющихся к “иосифлянам” крещеных обновленцами и сергианами св. мvром в Пензенской епархии, был дан такой ответ: “Обновленческих – да, помазывать св. мvром, но “сергианских” – пока нет! ибо они – “сергиане” по недоразумению, в стадии происходящего еще разрешения этого дела”.75)

На чем было основано такое снизхождение митр. Иосифа к сергианам?

Как известно, “иосифляне” весьма активно включились в предсоборную работу и с ноября 1927 г. провели несколько совещаний епископов, духовенства и мирян Петроградской епархии, на которых было объявлено об отмежевании от митр. Сергия. У нас имеются твердые данные о том, что “иосифлянам” даже удалось провести свой Собор. Состоялся он в самом конце 1927 – начале 1928 г. под Тихвиным. В нем участвовали не только все антисергианские Петроградские архиереи, но и, возможно, представители других епархий, вставших в оппозицию митр. Сергию. На Тихвинский Собор из Ростова тайно прибыл лично митр. Иосиф. По имеющимся данным, Собор принял в отношении сергиан более мягкие (чем на “Кочующем” Соборе) в каноническом смысле решения (догматических расхождений не имелось), отлучив митр. Сергия от общения.76) Об этом есть прозрачное упоминание у еп. Алексия (Буя) в послании от 9/22 января 1928 г., в котором говорилось: “Своими противными духу Православия деяниями митрополит Сергий отторгнул себя от единства со Святой, Соборной и Апостольской Церковью и утратил право предстоятельства Русской Церкви... Ревнуя о славе Божией и желая положить предел дальнейшим посягательствам митрополита Сергия на целость и неприкосновенность Святых Канонов и установлений церковного порядка и незапятнанно сохранить каноническое общение со своим законным Главою Патриаршим Местоблюстителем Высокопреосвященнейшим митрополитом Петром Крутицким, – Высокопреосвященнейший митрополит Иосиф и единомысленные ему православные архипастыри осудили деяния Сергия и лишили его общения с собою”.77)

Из имеющего фактического материала мы можем сделать следующие обобщения о том, какие решения были приняты на Тихвинском Соборе: 1) деяния митр. Сергия осуждены, он лишен предстоятельства Русской Церкви и отлучен от общения; 2) поскольку митр. Сергий отпал от Церкви, принято решение отойти от него и не подчиняться его распоряжениям (например, о незаконном переводе митр. Иосифа на Одесскую кафедру – вопрос, кстати сказать, очень болезненный для “иосифлян”); 3) сохранить каноническое общение с митр. Петром как с главой Русской Церкви; 4) приходящих от обновленцев помазывать св. мvром, а приходящих от сергиан – принимать через покаяние до канонического суда Поместного Собора.78)

“Даниловский” и “андреевский” элемент, стоявший у истоков “иосифлянского” движения, со временем дал свои всходы. Уже к концу 1928 г. у “иосифлян” обозначилось внутреннее разделение, хотя и не оформившееся юридически, но приведшее к идейным разногласиям.79) Выше упоминались показания митр. Иосифа, говорившего, что он не сочувствует многим уклонам “иосифлянского” движения вправо и влево. Такие уклоны в действительности существовали. Многих, например, стала смущать “слишком радикальная” настроенность архиеп. Димитрия (Любимова) и еп. Марка (Новоселова) по вопросам отношения к советской власти и сергианам, а также – призывов к окончательному уходу в подполье. По мнению причта храма Воскресения Христова в Петрограде, где располагался духовный центр “иосифлян”, причина изменения отношения к архиеп. Димитрию у части “иосифлян” заключалась в том, что он в управлении Церковью “как бы становился на место митр. Иосифа, затеняя собою до некоторой степени даже личность самого митр. Иосифа и совершенно почти его отстраняя”.80) Вскоре архиеп. Димитрий изменил свое отношение и к митр. Петру, абсолютно не почитая и не признавая его.81) К радикалам – сторонникам архиеп. Димитрия – относились также еп. Алексий (Буй), еп. Максим (Жижиленко), еп. Варлаам (Лазаренко), еп. Павел (Кратиров), еп. Иерофей (Афонин), еп. Василий (Докторов). К умеренным же – митр. Иосиф (Петровых), еп. Сергий (Дружинин), еп. Дамаскин (Цедрик), архиеп. Серафим (Самойлович), еп. Гавриил (Красновский) и другие. Существовала также еще более непримиримая группа – “макарьевцы”, в составе схиеп. Макария (Васильева), еп. Стефана (Беха), архиеп. Григория (Лебедева) и других. Они во многом оказывали идейное влияние на развитие событий в Петроградской епархии. Следует особо отметить, что на следствии, в зависимости от ориентации, к арестованным “иосифлянам” применялась различная степень тяжести приговора. “Правые” получали длительные сроки или расстрел, “левые” – 3-5 лет лагерей и/или ссылку.

После ареста (вместе с большинством активных клириков ИПЦ) осенью 1929 г. архиеп. Димитрия и назначения на его место еп. Нарвского Сергия (Дружинина) среди “иосифлян” началось новое брожение и расслоение на “настоящих истинно-православных” и на “готовых к изменению и отхождению”. Стали распространяться слухи, что еп. Сергий “предатель и продался ГПУ”, поскольку не был арестован со всеми, что все духовенство храма Воскресения Христова стало “красным” и т. д. В результате недовольными была отправлена делегация к митр. Иосифу, который написал еп. Сергию десять особых “заповедей”, имевших целью ограничить самоуправство последнего, стремившегося создать легальное церковное управление. Однако, подозрения в адрес еп. Сергия не оправдались и в декабре 1930 г. он был арестован и приговорен к 5 годам лагерей.82) Так своеобразно выкристаллизовывалось “иосифлянское” течение ИПЦ, готовясь к уходу в “катакомбы”.

Важным этапом в организации подпольного служения у “иосифлян”, подобно другим течениям ИПЦ, стали тайные хиротонии епископов и священников. Совершенно не правы все церковные историки, утверждающие, что первым тайным епископом “иосифлян” стал рукоположенный в 1928 г. еп. Димитрием (Любимовым) и еп. Сергием (Дружининым) – еп. Максим (Жижиленко). Первая тайная хиротония в Петроградской епархии была совершена уже в 1925 г. Тогда на Олонецкую кафедру, еп. Сергием (Дружининым) и еп. Каргопольским Василием (Докторовым), был поставлен еп. Иоанн (Лошков), с 1927 г. – еп. Псковский. Основная же волна тайных хиротоний у “иосифлян” пришлась на период после окончания “Кочующего” Собора. В 1928 г. были рукоположены – еп. Мисаил Лабинский († 1938), еп. Иннокентий (Шишкин) Ейский († 1938) и другие. В 1929 г. – еп. Никон (Катанский) Красносельский († 1933); еп. Алексий (Терещихин) Кронштадтский; еп. Феодор; еп. Макарий (Реутов), еп. Митрофан (Делекторский) Витебский; еп. Епифаний; еп. Агапит; еп. Георгий (Букин); еп. Варнава; еп. Серафим и другие. В 1930 г. – еп. Василий (возможно, он пережил войну), еп. Иоанн и др. В 1932 – еп. Арсений Ряжский; еп. Феофил и еп. Лазарь (Любимов) Бронницкий († 1937), впоследствии отпавший в обновленчество. В 1933 г. – еп. Геронтий; еп. Герасим; еп. Алексий; в 1936 г. – еп. Лев.

Репрессии 1937-38 гг. пережили немногие “иосифлянские” архиереи. Так, еп. Клинский Гавриил (Красновский) был расстрелян в 1941 г.; еп. Клавдий (Савинский), рукоположенный в 1929 г., и еп. Алимпий (кн. Ухтомский) Охтенский, брат архиеп. Андрея Уфимского, рукоположенный в 1931 г. – расстреляны в 1942 г. Упомянутый еп. Иоанн (Лошков) умер в самом конце 1945 г.

Однако, и в послевоенный период в “катакомбах” продолжали действовать “иосифлянские” епископы и священники. В основном, это те лица, которые ориентировались на “андреевцев” и “даниловецев” и имели с ними прочные связи. Приведем краткие биографические данные этих епископов.83)

1. Еп. Никандр. В миру Никита Алексеевич Стуров, род. в 1865 г. в с. Малинино Хлевенского у. Воронежской обл. В 1920-е гг. – настоятель Богородского мон-ря в Задонске Елецкого округа. С 1928 г. примкнул к еп. Алексию (Бую) в составе “иосифлянского” движения. С 6.08.1929 г. перевел Задонское благочиние под омофор архиеп. Димитрия (Любимова). 28.09.1929 г. – арест, по пост. КОГПУ от 26.12.1929 г. приговорен к 10 годам лагерей. В заключении в Ухпечлаге. По пост. ОСО КОГПУ от 4.04.1933 г. освобожден досрочно и выслан в Сев. Край на оставшийся срок. Проживал в Вологде. По пост. ОСО КОГПУ от 8.06.1933 г. освобожден из ссылки досрочно. Тайно рупоколожен в епископа. В 1943-1955 гг. проживал в Воронеже, служил тайно. Умер в 1955 г. в Воронеже.

2. Еп. Роман Ингерманнландский. В мiру Райнгольд-Иероним Руперт, род. ок. 1895 г. в Австро-Венгрии в католической семье. В 1915 г. попал в русский плен. В 1917 г. принял православие и остался в России. С 1919 г. насельник Воскресенской Макарьевской пустыни на ст. Любань. В 1923 г. пострижен в мантию с именем Роман и рукоположен в иеродиакона еп. Кириллом (Васильевым). В 1924 г. рукоположен в иеромонаха. В нач. 1928 г. тайно поставлен в еп. Ингерманнландского архиеп. Григорием (Лебедевым), еп. Стефаном (Бех) и схиеп. Макарием. Участник “Кочующего” Собора 1928 г., Чирчикского Собора 1948 г., Никольского Собора 1961 г. и подписал все их каноны. Скрывался всегда в деревнях, но очень часто переезжал, окормляя многочисленную паству. Обладал обширными гуманитарными и техническими знаниями. Скончался в сентябре 1964 г. в Гатчине.

3. Еп. Модест Маловишерский. В мiру Матвей Васильков, род. в 1895-96 гг. в Псковской губ., в семье священника. Родственник архиеп. Сергия Новосибирского († 1937). С детства ушел в Воскресенско-Макарьевский монастырь. В 1914 г. пострижен в мантию с именем Модест. В 1923 г. рукоположен еп. Кириллом (Васильевым) в иеромонаха. В конце августа 1928 г. поставлен в еп. Вытегорского еп. Василием (Докторовым), еп. Стефаном (Бех) и схиеп. Макарием. После ареста в 1929 г. схиеп. Макария и еп. Алексия (Буя) окормлял их паству. После гибели вл. Макария, в 1945 г. принял титул еп. Маловишерского. Участник Соборов ИПЦ 1948 и 1961 гг., подписал все их каноны. Перед смертью принял схиму с именем Макарий. Скончался 5 июля 1971 г.

4. Еп. Гавриил Чимкентский. В мiру Иоанн, фамилия неизвестна. Род. ок. 1885 г. Монашество и священство принял до 1914 г. Был фронтовым священником. В 1917-23 гг. проживал в Оптиной пустыни. В 1923 г. выслан в Ср. Азию. В 1932 г. митр. Иосифом (Петровых) и еще кем-то тайно хиротонисан в еп. Чимкентского. В 1937 г. арест, срок 10 лет ИТЛ. В 1947 г. арест, срок 10 лет ИТЛ. С 1954 г. проживал на Сев. Кавказе и в Ср. Азии. Участвовал в Никольском Соборе 1961 г. и Соборике 1971 г., подписав их решения. Скончался летом 1971 г. в г. Кропоткин Краснодарского края.

5. Еп. Авдий. Тайно рукоположен в епископа “иосифлянами” в 1930 г. Участник “Кочующего” Собора, подписал его каноны за еп. Стефана (Беха). Арестован и репрессирован. С середины 1950-х гг. в общение другими иерархами ИПЦ не принимался, т. к. имелись подозрения в его предательстве на следствии. Никольский Собор 1961 г. рассмотрел его дело и оправдал. Участвовал в Соборике 1974 г. Скончался в 1978 г. под Ленинградом.

6. Еп. Ефрем Маловишерский. Подробных данных о нем не имеется. Поставлен на Маловишерскую кафедру архиереями Соборика ИПЦ 1971 г. на место скончавшегося еп. Модеста (Василькова). В 1920-х гг. был насельником Воскресенской Макарьевской пустыни. Скончался в январе-феврале 1982 г. на 100 году жизни.

7. Еп. Серафим. В мiру Сергий, фамилия неизвестна, род. в 1903 г. С детства посещал Оптину пустынь. В иночество пострижен старцем Анатолием, в иеромонаха рукоположен до 1927 г. Состоял в “иосифлянской” оппозиции. В 1938-41 гг. окормлял общины Можайского р-на. В 1940-х гг. арест. Освободился в конце 1950-х гг. и тотчас поселился в Калужской обл. Рукоположен в епископа архиереями Никольского Собора ИПЦ 1961 г. Участник Соборика ИПЦ 1974 г. В 1978 г. впал в анархизм. Собориком ИПЦ 1981 г. предан духовному суду. Еще был жив в 1984 г., после чего его следы теряются.

Из действовавших в послевоенный период “иосифлянских” священников известны: архим. Серафим (Проценко), проживавший под СПб († 28.12.1960); прот. Александр Филиппенко, проживавший в Темиртау († 1960?); прот. Иоанн Андриевский, проживавший в Воронеже († 26.06.1961); прот. Илия Гумилевский, проживавший в Москве († 7.12.1963); схииером. Амвросий (Капинус), проживавший в Воронеже († 14.10.1966); иером. Тихон (Зорин), служивший в Новгородской обл. († 31.01.1976); иером. Никифор (фон Рихтер-Меллин), проживавший в Ленинграде († 6.09.1983); иерей Михаил Рождественский, проживавший в Ленинграде († 10.09.1988) и мн. другие.

Как уже отмечалось выше, практически все “иосифлянские” общины в послевоенный период слились с “андреевцами” и “даниловцами”, составляя с ними единую Катакомбную Церковь ИПХ и участвуя в периодически созываемых Соборах. Поэтому самостоятельного продолжения архиерейских хиротоний “иосифляне”, по всей видимости, не предпринимали.

На сегодняшний день по слухам нам известно, что в различных регионах страны, а также на северо-западе России – традиционном регионе влияния “иосифлян” – еще остаются немногочисленные разрозненные общины, некоторые из коих возглавляются священниками.83а)

В 1999 г., по непроверенным данным, стало известно о существовании последнего “иосифлянского” архиерея – еп. (или архиеп.) Иоанна, который проживает сейчас в Подмосковье. Он – ставленник в 1928 г. в Подмосковье некоего еп. Василия (Литовченко) и еп. Алексия (Готовцева). Однако, известно, что Литовченко значился как обновленец той иерархии, которая происходила от еп. Бронницкого Лазаря (Любимова) – тайного “иосифлянского” архиерея, перешедшего в обновленчество. Видимо, именно о нем (Иоанне) шла речь как о появившемся в 1993 г. в Воронеже некоем “иосифлянском” епископе старого поставления под именем Иоанн. Этому иерарху подчиняются несколько групп монашествующих в Крыму. 83б)


     Продолжение


  наш адрес: 191014, г. Санкт-Петербург, а-я 8
   e-mail:         


Текстовое меню
Об изданииКатакомбная Церковь/ Экклезиология/ Документы/ Полемика/рецензии
АпостасияБогословие/ Старостильники/ Богослужение/ Акты Новомученников/ 
 Новости/ История/ Ссылки/ Гостевая книга/ Персоналии/

Rambler's Top100
Всероссийский Вестник Истинных Православных Христиан "Русское Православие"; Russian Orthodox , 1996-2003(c)Вячеслав Крыжановский, (издание возстановлено 20.01.2005), The Russian Catacomb Church of the True Orthodox Christians


Hosted by uCoz
Hosted by uCoz